yandex

Пророк Иона, глава 2. - Андрей Десницкий профессор

Ошибка в тексте ?

Выделите ее мышкой и нажмите

Ctrl + Enter

Пророк Иона, глава 2.

Андрей Десницкий профессор Пророк Иона, глава 2.
Эпизод в Библии:

Приблизительное описание лекции:

В рамках проекта «Экзегет» читаем вторую главу книги пророка Ионы в моем переводе. Итак, Иона – антипророк: пророк, который не хочет проповедовать язычникам, бегущий от своей миссии. В результате Господь проповедует на примере его судьбы. То, что Иона брошен в море – это и есть проповедь: не словами, а отрицательным примером.

Во второй главе мы видим поворотный пункт всей книги.

Господь сделал так, что Иону проглотила огромная рыба, и Иона пробыл в желудке рыбы три дня и три ночи. Находясь в желудке рыбы, Иона помолился Господу, своему Богу. Он сказал…

(Ион. 2:1-3)

Многие хотят узнать, как это рыба может не съесть, а именно проглотить человека, чтобы потом он еще три дня в ее желудке сидел, живой и здоровый. Начнем с того – чем он там дышал, внутри рыбы? Либо это все объяснимо через какое-то чудо, либо нам надо задуматься, что все это аллегория, притча, иносказание.

Я уже говорил, что Иона – образ Израиля, который должен нести другим народам благую весть, но отказывается это делать. Поэтому его судьба становится такой вестью о том, что бывает, когда народ не слушается Бога – Властителя мира. И тогда «рыбой» может быть что угодно – вавилонский плен или ассирийское нашествие, череда бедствий или же состояние «мертвости». Образ умирания и возрождения мы часто встречаем в пророческих книгах.

Но не суть все это важно, ибо в любом случае мы читаем этот текст как молитву в безвыходной ситуации о том, чего вернуть невозможно.

– В горе я к Господу воззвал,

и Он ответил мне.

Я закричал – и Ты услышал мой крик

из глубин мира мертвых - шеола.

(Ион. 2:1-3)

Иногда «шеол» переводят как «преисподняя». Но в преисподней карают грешников, а речь идет о месте, куда все после смерти попадают. Море, бездна, рыба, мертвость, полная отверженность от Бога, в которую человек сам себя вверг – это и есть шеол. Иона бежал от Бога, а потом сам же и попросил, чтобы его выкинули за борт.

Иона говорит Богу:

Ты в пучину меня вверг,

в самое сердце морей;

окружили меня потоки.

Все Твои волны, все Твои валы

надо мной прошли.

(Ион. 2:4)

Сделал это сам Иона, но говорит, что Бог. Иона снимает с себя ответственность? Или признает Бога высшим источником всего, что происходит?

Иона сам вверг себя в мертвость. В Ветхом Завете часто видишь эту двойственность. Человек отвечает за свои действия. Он принимает решения, берет на себя их последствия, хотя не всегда этого хочет. Но брать приходится, как пришлось Ионе. В то же время Бог – Творец и Царь этого мира. Его власть абсолютна, поэтому, в каком-то смысле, все делает Он. Между первым и вторым, на острие такой вот двойственности и балансирует история Ветхого Завета.

Я сказал: «Изгнан я от глаз Твоих;

но только бы вновь увидеть храм Святыни Твой».

(Ион. 2:5)

То есть, Иона бежит на запад, но мечтает вернуться в Иерусалим – там где храм? В любом случае, речь о том, что он теперь хочет вернуться к утраченному по собственной инициативе.

Воды надо мной сомкнулись,

бездна меня обступила,

и водоросли голову оплели.

На дно, к самым корням гор я нисшел,

засовы земли закрылись за мной навек

(Ион. 2:6,7)

Я - умер, я – в могиле. Иона не просто внутри рыбы, а рыба – внутри моря. Он в глубинных недрах земли – сказаны все слова, которые можно только сказать о мире мертвых, о погребении.

В Новом Завете есть пророчество Ионы о Воскресении Христа на третий день. Ведь в книге Ионы безвозвратность смерти описана наиболее полно, ярким поэтическим языком:

но Ты, Господи, Бог мой,

выводишь меня из могилы живым!

Когда жизнь угасала во мне,

я Господа вспомнил,

и дошла молитва моя к Тебе,

в храм Святыни Твой.

(Ион. 2: 7,8)

Иона молится и слышит ответ. У людей, что всерьез молились, есть этот опыт – опыт молитвы не по обязанности, не по привычке, а опыт горячей молитвы сердца. Когда ответ приходит во время молитвы. Еще ничего не изменилось в окружающем мире – изменится потом: неожиданным, непредсказуемым, но обязательно хорошим образом. Ты получаешь ощущение, что услышан. И все будет хорошо, хотя ты и не знаешь как.

Это тот самый случай, когда в молитве дается ответ – еще ничего не случилось, но вдруг пришла уверенность, что молитва достигла храма Святыни.

Кто тщетно чтит пустоту, верность свою забыл -

лишились милости, что могли получить.

(Ион. 2:9)

Пустоту чтят – язычники.

А я словами хвалы

жертву Тебе принесу.

(Ион. 2:10)

Какую жертву? Внутри рыбы? У него же ничего нет. Слова хвалы – то единственное, что человек всегда, в любой ситуации может дать Богу. Иона начинает с просьбы и признания того, что все очень плохо. Хвала – это уже другая, более высокая молитва, когда человек благодарит, прославляет, возвеличивает Бога как своего Творца.

Что обещал – исполню.

Спасение там, где Господь!

(Ион. 2:10)

Ему дали поручение, Иона его не выполнил. Иона бежал от Бога далеко на Запад, искал укрытия от страшной для него миссии – проповедовать ниневитянам. Наверное, речь о том, чтобы исполнить долг.

Тогда Господь повелел рыбе изрыгнуть Иону на берег.

(Ион. 2:11)

Вот так легко и просто. Этот мир – море, а рыба следует воле Творца. Только пророк этой воле не следует, пытается улизнуть. А весь мир, вся живая и неживая природа в равной мере покорны Богу.

Это тоже быть неким памфлетом против израильтян. Господь как бы говорит: "Весь мир мне покорен. И только пророк, символ избранного Мною народа оказывается непокорным, недостойным, терпит бедствия, ибо не верит сразу, что спасение только там, где Господь". Стоило Ионе это принять, и все восстанавливается. Это была вторая глава книги пророка Ионы.

Оставить комментарий