yandex

Пророк Иоиль, глава 3. - Андрей Десницкий профессор

Ошибка в тексте ?

Выделите ее мышкой и нажмите

Ctrl + Enter

Пророк Иоиль, глава 3.

Андрей Десницкий профессор Пророк Иоиль, глава 3.
Эпизод в Библии:

Приблизительное описание лекции:

Мы читаем Книгу пророка Иоиля в рамках проекта «Экзегет», я читаю свой собственный перевод, Андрей Десницкий

Приблизительное описание лекции:.

Сегодня четвертая глава, последняя глава в этой Книге, она подводит некоторый итог.

Прошлая, третья, мы с вами читали, была полна загадочных ярких пророчеств о некотором особом излиянии Духа; о том, что весь народ Израиля будет от мала до велика пророками, то есть этот народ не просто избранный, но он уже целиком пророческий. В четвертой главе говорится о том, как другие народы к этому отнесутся, а еще точнее – как Господь отнесется к другим народам по итогам этой международной обстановки, которая была во время бедствия.

Я напомню, мы обсуждали какое бедствие не очень понятно: то ли нашествие вражеского войска, вероятнее всего ассирийцев в VIII веке до н.э., но совершенно необязательно именно их, то ли нашествие саранчи, то ли еще одновременно голод, то ли вообще какое-то бедствие масштаба всей планеты – когда все плохо. И как себя ведут другие народы, и что это для них означает.

Вот, в те дни, в то самое время, когда Я возвращу благополучие Иудее и Иерусалиму (Иоил. 3:1)

Или: верну пленных — можно и так, и так понять; то есть изгнанники – тогда это уже плен, ассирийский или вавилонский даже.

Я соберу все народы, приведу их в долину Ехошафат и буду там с ними судиться о Моем народе, Моем наследии – Израиле, рассеянном среди других народов по земле. (Иоил. 3:2)

Ехошафат означает «Господь судит», то есть Долина Суда, скорее всего, не географическое место, а понятие общее. Мой народ, Мое наследие – то есть Господь говорит, что из всего человечества именно этот народ является в особенном смысле Его. То есть все люди Ему так или иначе подчинены, все люди зависят от Его воли, но есть и один единственный народ, который Его принимает как Царя. И, соответственно, перед Богом потом отвечают за то, как вели себя по отношению к этому народу все остальные.

Народ Мой они делили, бросая жребий, мальчика отдавали за блудницу, девочку продавали за вино и напивались. (Иоил. 3:3)

Что значит делили, бросая жребий? Когда захватили добычу, все поровну не делится: один захватил на войне рабыню, а другой коня, это же неодинаковые вещи, значит, надо бросить жребий кому что; или рабыня старая и молодая – тоже поровну не поделишь. Поделили по жребию, а потом что происходит? Перераспределение: кто-то хотел блудницу, а получил мальчика, он поменяется; или девочку дали, а он выпить больше любит, значит, поменялся тоже на вино. И это не очень важно, что на что там меняли и по какому курсу: сколько вина дают за девочку. Нет, это о том, что народ становится просто источником дармового обогащения, когда люди живые становятся просто активом для кого-то.

Ну, а вы, Тир и Сидон, и все филистимские области? Отплатить ли Мне хотите? Если уж вы Мне воздаете, то Я куда как скоро наведу возмездие на головы ваши, (Иоил. 3:4)

Что за странное: отплатить, возмездие? Это торговые области, Тир и Сидон, поэтому такая торговая терминология: платить, возмездие. Возмездие – это и есть расплата: кто-то что-то сделал, получил потом за это деньги; или кто-то что-то сделал, получил потом за это наказание. Зачем они хотят отплатить? Наверное, какие-то свои счеты к Израилю; и, предъявляя эти счеты, они как бы заставляют Бога платить по этим счетам.

за то, что вы брали Мое серебро и золото и несли драгоценные сокровища Мои в ваши храмы; (Иоил. 3:5)

Вероятно, имеется в виду то, что они захватывали храмовую утварь, какие-то сосуды ценные из храма в Иерусалиме, соответственно, их делали своими в языческих храмах. Но есть вторая драгоценность после храмовой:

сынов Иудеи и сынов Иерусалима продавали вы сынам греков, уводя их прочь от родных пределов. (Иоил. 3:6)

Продавали в рабство, конечно. И вот работорговля есть дело почти то же самое, что святотатство: когда человек, несущий на себе образ и подобие Бога, продается как предмет.

Но Я верну их из мест, куда вы их продали, и обращу возмездие на головы ваши:

предам ваших сынов и дочерей в руки сынов Иудеи, а они их перепродадут сабеянам, далекому народу. Так сказал Господь!

(Иоил. 3:7-8)

Сабеяне, скорее всего, это юг Аравийского полуострова, примерно где Йемен сегодня. Соответственно, вы грекам, а эти – в другую сторону. Греки – это северо-запад, сабеяне – это юго-восток, противоположная сторона. Конечно, равное возмездие, в Ветхом Завете только так и бывает – там о прощении, о примирении без этого возмездия речь практически не идет.

– Возвестите об этом среди народов, объявите священную войну, пробудите богатырей, пусть все воины выступят в поход! (Иоил. 3:9)

Значит, израильское воинство не просто идет войной, но это священная война, это месть этим окрестным народам.

Перекуйте плуги на мечи, а садовые ножи – на копья, и пусть слабый зовет себя богатырем! (Иоил. 3:10)

Мы встречали обратное у Михея и у Исаии, когда наоборот перековывается меч на плуг. Лемех плуга, такое железное приспособление, в принципе той же формы, что и меч, только изогнут, его перековать легко. И нож садовый – на палке, чтоб срезать какие-то сучки или плоды собирать, из него легко сделать копье, оно тоже на палке и примерно того же объема. И, соответственно, в мирное время перековывают мечи на плуги, на орала по-церковнославянски, а в военное время наоборот: плуги или орала на мечи.

Спешите, окрестные народы, сходитесь; веди туда, Господи, богатырей Своих!

То есть призыв к бою.

– Пусть поднимутся народы, пусть ступают в долину Ехошафат, ибо там сяду Я судить народы всех краев!

(Иоил. 3:11-12)

Вот это место битвы – одновременно место Суда.

Протяните серп – созрел урожай, ступайте топтать виноград – давильни полны, сок течет через край – так велики их злодейства! (Иоил. 3:13)

То есть топтать виноград, чтоб сделать вино. Этот образ вина, текущего через край: вино похоже на кровь, оно похоже, конечно, на то, что кровопролитие переливается, разливается, распространяется все дальше и шире.

– Толпы, толпы в Судной Долине! Близок День Господень к Судной Долине! (Иоил. 3:14)

Уже Ехошафат становится местом, где это все собирается. Судная Долина – долина, где должно быть вынесено какое-то решение, потому что все это уже дальше терпеть невозможно, уже переполнилась чаша гнева, образ тот же, что переполняющиеся давильни. И что должно произойти:

Солнце и луна померкнут, сияние звезд погаснет. (Иоил. 3:15)

Иоиль об этом уже говорил. И тут:

Господь возгремит с Сиона, голос Его придет от Иерусалима, содрогнется небо и земля, но Господь будет прибежищем для Своего народа, твердыней для сынов Израиля. (Иоил. 3:16)

То есть все эти бедствия, все эти безобразия, которые будут происходить, не коснутся израильтян, и вот священный центр – Иерусалим устоит во время всех этих бурных событий.

– Тогда узнаете, что Я – Господь, Бог ваш, обитающий на Сионе, на святой горе Моей. Тогда станет Иерусалим святыней, не войдут уже в него чужеземцы. (Иоил. 3:17)

Соответственно, смысл этих событий в том, чтобы другие народы признали Бога Израиля единственным действительно Богом, и в том числе своим собственным.

И будет в тот день: горы будут сочиться молодым вином, с холмов потечет молоко, пересохшие русла в Иудее наполнятся водой, а в Доме Господнем забьет источник, и напоит Долину Акаций. (Иоил. 3:18)

То есть не просто урожай будет, в начале книги неурожай, а здесь ну такой обильный урожай, как будто уже сама земля поит людей медом и молоком. Не знаем точно, что за долина, но какая-то долина, может быть, воды там не хватало в то время.

Египет придет в запустение, станет Эдом сухой пустыней – за насилие над сынами Иудеи, чью невинную кровь они у себя проливали. (Иоил. 3:19)

Вот, именно с Иудеей все хорошо, а другие более богатые страны, особенно Египет, будут заброшены.

Но в Иудее будут жить вовек, в Иерусалиме – из рода в род. (Иоил. 3:20)

То есть некоторая месть другим народам. Месть заключается в том, что у них все плохо, в Иерусалиме, в Иудее все хорошо. Такая, может быть, очень простая картинка, в этом смысле очень ветхозаветная. И завершение книги:

Невинной сочту пролитую кровь, которую прежде не считал невинной. Господь будет обитать на Сионе! (Иоил. 3:21)

А может быть, здесь немножко другой смысл, если конъектуру добавить, чуть-чуть изменить кое-что в тексте: Отомщу за невинно пролитую кровь, за которую не мстил прежде. То есть это больше вписывается в контекст: Проливали кровь Моего народа, и Я за нее отомщу. Но можно понять и как признак прощения: что былые преступления будут прощены, эта кровь уже будет не считаться обременением, не будет отягощать их совесть, не будет вменяться им в преступление.

Господь будет обитать на Сионе! Последнее обещание. Сион – это, конечно, холм в Иерусалиме, где стоял Храм, и Он будет присутствовать в этом Храме.

Вот Книга Иоиля, которая начинается с нашествия саранчи или враждебного войска, заканчивается миром, благополучием, причем таким миром, который даже трудно выразить обычными образами и словами – нужно говорить, что Сам Господь присутствует на Своей святой горе. Это была Книга пророка Иоиля.

Оставить комментарий