Ошибка в тексте ?
Выделите ее мышкой и нажмите
Описание произведения.
Скульптура, изображающая будущего царя Давида, была изваяна Бернини в полный рост. Тем самым библейский пророк оказывается ближе к нам, людям своего времени.
В отличие от авторов других знаменитых Давидов – Донателло, Верроккьо и Микеланджело, Бернини изобразил своего героя не до или после, а во время боя, когда молодой пастух готовится бросить камень из пращи. Скульптор очень точно поймал момент начала движения.
Для барокко характерны диагональные линии, на которых и построен этот образ. Диагональная линия сразу указывает на движение, энергию и драму, что отличается от неподвижности формы пирамиды, которая была характерна для предыдущего периода.
Пророк Давид стоит на скальном основании, его ноги прочно упираются в землю, что дает ощущение уверенности всей фигуре. Тело молодого воина скручено, с разных ракурсов оно демонстрирует готовность к подвигу, внимательное наблюдение над врагом, начало движения раскручиваемой пращи. Этому способствует и постановка корпуса – и то, что Пророк наклонился вперед, опираясь на правую ногу, и струящиеся вокруг тела драпировки, подчеркивающие спиралеобразное движение, и резко вскинутая к левому, поднятому, плечу голова, и напряженное лицо с закушенной губой.
Бросающие фигуры были крайне редки в скульптуре. То, что Бернини выбрал этот момент, дало ему возможность включить фигуру в пространство вокруг нее, создать своеобразный «интерактив эпохи барокко» − зрители как бы заражаются энергией Пророка, его напряжением. Тем более что оно отражено на лице скульптуры. Когда мастер работал на лицом, ему помогал друг, кардинал Маффео Барберини, позже он был избран папой под именем Урбана VIII. Кардинал держал зеркало, в котором Бернини рассматривал выражение собственного лица, пытаясь выразить нужные ему для работы чувства и качества. В результате изображение Пророка оказалось психологически очень достоверным и динамичным.
История создания.
Статуя Давида, изображающая его в бою с Голиафом, была создана Бернини всего за 7 месяцев в 1623-1624 году. Тема царя Давида, еще юношей защищавшего свою землю от филистимлян, была очень популярна у скульпторов итальянского Возрождения. Изваяния, посвященные ему, были выполнены Донателло (1440-е годы), Верроккьо (1473-1475) и Микеланджело (1501-1504). Бернини, несомненно, знал эти работы. Другими источниками вдохновения были античная статуя гладиатора, хранившаяся на вилле Боргезе, фреска Аннибале Карраччи «Циклоп Полифем, бросающий камень» (Бернини очень ценил работы Каррачи), а также теоретические работы Леонардо да Винчи. Последний в «Трактате о живописи» рассуждал о том, как можно изобразить бросающую фигуру.
Отношение автора к вере.
Бернини был ревностным католиком, вера вдохновляла его на создание шедевров. О его религиозных размышлениях данных в записанных биографиях почти не осталось, но об искренней вере автора говорят его работы.
Первой скульптурой на религиозный сюжет было изваяние «Святой Лаврентий», в котором мастер соединил и переживание боли, и триумф души святого, который мог шутить во время страшных мучений. В дальнейших работах усиливается, прежде всего, драматизм переживания момента. Такова скульптура «Давид», где пророк изображен в середине боя с Голиафом, сосредоточенным на своей атаке. Бернини пытался выразить внутреннее напряжение и уверенность в своей правоте своего героя.
Наверное, самой известной религиозной скульптурой Бернини является «Экстаз Святой Терезы Аквильской». Скульптор чувствовал духовную близость святой и ее мистических переживаний. В этой работе автор стремился раскрыть те переживания, которыми поделилась с миром святая монахиня. Он смог заставить мрамор передавать все нюансы ощущений святой, которая сама говорила, что стрелы Ангела доставляли ей немыслимую боль и величайшее наслаждение. В работе над скульптурой Бернини использовал игру света, подчеркивающего искренность переживаний святой.
Мастер принадлежал к ордену иезуитов, но не принимал монашества, а был мирянином при этом ордене. Для него была невероятно близка идея Матери-Церкви, принимающей верующих в свои объятия. И эту идею он воплотил в оформлении площади собора Святого Петра, где колоннады также обнимают каждого, вошедшего на площадь.
Биография.
Джованни Лоренцо Бернини родился в Италии, прожил очень долгую жизнь, практически не зная творческих неудач. Он остался в истории как великий архитектор и скульптором. Именно ему принадлежит честь создания стиля барокко в скульптуре. Особенностью его работ всегда было обостренное драматическое переживание мгновения, полноценное выражение всей гаммы чувств. Холодный мрамор под его резцом становился податливым как плоть. В архитектуре он оставил след как создатель грандиозных ансамблей, зданий, фонтанов. Именно Бернини принадлежит оформление интерьера собора святого Петра в Риме.
Родился будущий скульптор в 1598 году в Неаполе в семье скульптора-маньериста Пьетро Бернини. К рождению Джованни Лоренцо, тринадцатого ребенка в семье, отец был состоявшимся востребованным мастером. Пьетро Бернини перебрался в Рим в 1606 году, так как там его ждал большой поток заказов, и взял маленького Джан Лоренцо с собой. Мальчик был на аудиенции у папы Павла V, который наградил маленького художника за рисунок головы святого Петра. В Риме же у Бернини появился и первый покровитель – кардинал-племянник Шипионе Боргезе. У него были широкие полномочия, и кардинал за бесценок скупал по всей Италии великолепные произведения искусства, которые Бернини смог изучать. Молодой скульптор при таком меценате очень быстро вырос в профессиональном плане. В 22 года он получил крайне важный и почетный заказ – портрет папы Павла V.
Но шедевры, после которых Бернини получил окончательное признание как гениальный мастер, были сотворены в 1619−1625 годах и хранятся в галерее Боргезе. Среди них – его «Давид». Этой скульптурой молодой мастер декларировал новый способ подачи исторических и религиозных изваяний, насыщенных драматизмом и реализмом одновременно. При расстановке скульптур в саде Боргезе Бернини учел ракурсы, с которых они раскрывались зрителям.
С 1623 года, когда на папский престол был избран Урбан VIII, Бернини становится папским скульптором, и остается таковым до конца своих дней, несмотря на то, что на римском престоле сменилось несколько пап. В это же время скульптор получает невероятно важную должность – он становится главным архитектором Собора Святого Петра в Риме, которому он посвятил много лет. По сути, все внутреннее оформление собора было создано именно Бернини, от общей концепции до разработки конкретных произведений, например, балдахина над алтарем и могилой Святого Петра.
При всей погруженности в архитектурные работы (а кроме оформления собора Святого Петра, Бернини выстроил несколько церквей в Риме и по всей Италии), мастер не оставлял и скульптуру, создав много бюстов, в том числе – кардинала Ришелье и Карла I. Также Бернини создал новые типы погребальных монументов в католических церквях.
При папе Александре VII Бернини стал главным архитектором запланированной папой перестройки Рима. В ее рамках он создал площадь перед собором Святого Петра с ее знаменитыми колоннадами.
В апреле 1665 года мастер на полгода уехал во Францию, эта поездка была согласована на самом высоком уровне. Бернини приглашали, чтобы создать проект перестройки Лувра, но, несмотря на созданные им эскизы, вариант Бернини был отвергнут Людовиком XIV. После возвращения мастер до смерти жил в Риме, его последней крупной работой стала гробница папы Александра VII, ставшей вершиной европейского погребального искусства.
Бернини был женат на Катерине Тецио, у них было 11 детей. Умер скульптор в 1680 году и был погребен в семейной усыпальнице в церкви Санта Мария Маджоре.
Автор текста: Евгения Владимировна Соленикова.