Пророк Амос. Глава 1 - Арсений (Соколов) игумен

Preloader

Ошибка в тексте ?

Выделите ее мышкой и нажмите

Ctrl + Enter

Пророк Амос. Глава 1

Арсений (Соколов) игумен Пророк Амос. Глава 1
Эпизод в Библии:

Приблизительное описание лекции:

Здравствуйте, эта видеозапись для портала «Экзегет.ру». Сегодня мы начинаем читать книгу пророка Амоса.

По мнению большинства современных исследователей, это самая первая пророческая книга. Она разбита на девять глав, и о каждой из этих глав мы с вами поговорим. Первая глава начинается обычно, как многие пророческие книги, с представления священного писателя, автора, и с того времени, на которое выпадет его пророчество.

Слова Амоса, одного из пастухов Фекойских, которые он слышал в видении об Израиле во дни Озии, царя Иудейского, и во дни Иеровоама, сына Иоасова, царя Израильского, за два года перед землетрясением. (Ам.1:1)

Этот стих можно считать своего рода титульным листом, введением, заявляется автор и заявляется время написания пророчества, на которое приходилось служение пророка Амоса. Восьмой век до нашей эры, долгое царствование Иеровоама II приходится на 787-747 годы до нашей эры, царствовал он 40 лет. Перечисляются также другие цари, время царствования которых примыкает ко времени царствования Иеровоама, сына Иоасова. Также дается указание, которое позволяет определить хронологию, более точно определить датировку: «за два года перед землетрясением». Землетрясение это известное и ученые его с большой точностью датируют по нашему летоисчислению. Здесь также говорится о том, что Амос был одним из пастухов Фекойских. Удивительно, что не слова пророка Амоса, а просто «слова Амоса, одного из пастухов Фекойских». Это его профессия. Точнее он не был простым пастухом, сколь романтичным не был бы образ такого вот простого человека, которого Господь посылает пророчествовать для сильных мира сего и обличать их, обрушивать на их головы Божий суд. Он видимо был владельцем больших пастушьих стад, был крупным скотоводом, и мы узнаем из дальнейшего содержания его книги, что он занимался также сезонным растениеводством. Как он сам о себе будет говорить, он собирал сикоморы — это вид смоквы, вид фигового дерева.

Селение Текоа, Фекоя при нашем синодальном переводе, которым мы пользуемся, расположено на юг от Иерусалима и также на юг от Вифлеема, примерно в восьми-девяти километрах от Вифлеема. Сейчас в этой местности граница иудейской пустыни, арабская деревня Тыкуа, и также неподалёку от этой деревне находится Маале-Амос, современное еврейское поселение. Дальнейшее содержание первой главы и какой-то части второй главы посвящено суду Божию, но не над Израилем, а над окрестными, окружающими Израиль, народами. Произносится семь пророчеств, обращенных к разным окружающим народам, странам. Но предваряется все это таким стихом.

И сказал он: Господь возгремит с Сиона и даст глас Свой из Иерусалима, и восплачут хижины пастухов, и иссохнет вершина Кармила. (Ам.1:2)

Задается основная тема книги — это суд Божий над Израилем. Следует заметить, что Синодальный перевод, которым мы привыкли пользоваться не всегда удачен, здесь сказано: «Господь возгремит с Сиона», а в оригинале в древнееврейском тексте сказано по-другому, глагол «иш аг», использована инперфектная форма глагола, он означает «рычать», вот как рычит лев, когда описывается этот львиный рык, используется этот же самый глагол. Буквально можно перевести так: «Господь, — священная тетрограмма, четырехбуквенное имя, которое переводится на русский язык обычно словом «Господь, Господин», — зарычит с Сиона и даст голос Свой из Иерусалима». Можно себе представить эту картину: гора Сион, святой град Иерусалим, и вот оттуда раздается этот грозный львиный рык. Когда рычит лев? Лев рычит, когда перед ним добыча, своим рыком он парализует того зверя, который перед ним. Когда-то вся Святая Земля была покрыта густыми лесами, и когда в этом лесу раздается рык царя зверей льва, то ужас, страх и паралич охватывает все живые существа, всех обитателей этого леса. Здесь Господь изображается в образе рыкающего льва. Рычит Он в направлении севера, в сторону Израиля.

Северное Израильское царство. Вот туда раздается львиный рык, здесь говорится о вершине Кармила, это горная гряда на севере Израиля, очень зеленеющие холмы, всегда покрытые зеленью, и там под этими холмами, под этими горами расположена одна из самых просторных долин, там же гора Мегиддо. Сказано, что иссохнет от этого грозного львиного рыка, от рыка Господня иссохнет вершина Кармила. Трудно себе представить, чтобы вершина Кармила всегда зеленеющая, всегда покрытая зеленью, вдруг высохла, но вот этот яркий образ дается пророком Амосом, чтобы показать, насколько мощный, насколько сильный этот рык, что даже эта вершина иссохнет и восплачут хижины пастухов. Пастухи, живущие в своих шатрах, палатках, которыми покрыта и в древности была и сейчас эта земля, вообще весь Ближний Восток, там много кочевничества, много пастушества, — написано, что восплачут, буквально «облачатся в траурные одежды», облекутся в траур. То есть пастухи будут рыдать, видимо потому, что будут умершие в этих их палатках, то есть те, кого следует оплакивать.

Следует сказать, что в Священном Писании рычит не только лев, несколько раз в псалмах мы встречаем этот глагол, когда говорится о рычании человека, но, когда рычит человек — это значит, что он рыдает, плачет, горько стенает. Замечательный перевод, такая строчка содержится в тридцать седьмом псалме: «рыках от воздыхания сердца моего» — говорит псалмопевец себе в этом скорбном тридцать седьмом, по нумерации Танаха тридцать восьмом псалме. Там тот же самый глагол, а здесь рычит лев, а точнее рычит Господь. Он предстается здесь в образе льва. В третьей главе мы услышим такие слова:

Лев начал рыкать, — кто не содрогнется? Господь Бог сказал, — кто не будет пророчествовать? (Амос 3:8).

Вот этот лев рычит в сторону Израиля, парализуя таким образом Израиль, Израиль жертва, и своим рыком является, с одной стороны, сам пророк. Те слова, которые будет произносить пророк Амос — это будут не его слова, он будет предварять свои слова фразой «ко амар адонай», то есть «так говорит Господь». И будет изрекать не свои слова, а слова Господни, и это будет подобно львиному рыку, он будет обращать этот грозный рык и озвучивать божественный грозный суд народу Божию Израилю. И сам пророк, с другой стороны, он был вынужден пророчествовать, он не собирался быть пророком, об этом будет говорится в седьмой главе в описании его столкновения со священником Амацией. Амос будет о себе говорить и свидетельствовать, что он не пророк и не сын пророка, он, как сказано здесь, был пастухом и собирал сикоморе. Но вот Господь ему повелел и заставил пророчествовать. Пророки — это глашатаи, пророки не могут ни прибавить, ни убавить к божественному слову. Как государь или царь посылает своих вестников провозгласить свой указ или свое повеление, и глашатай собирает народ на городской площади, это центр социальной жизни, и зачитывает этот указ. Лучше всего, пожалуй, образ глашатая древнего или средневекового подходит для описания роли и значения пророка.

Пророк — вестник. Слово «пророк» славянское замечательное. Он прорекает божественное слово. Следует заметить, что еще здесь говорится, я немного возвращусь к первому стиху, слова Амоса, которые он слышал в видении. Слово «слышал» здесь добавлено курсивом переводчиком, поскольку в тексте этого слова нет, буквально «слова которые он видел» — необычный образ выражения, но вполне свойственный для библейского языка. Видение это «тхазон», этих видений несколько, их будет пять, они будут в конце книги в последних главах. Пророчество может состоять в видении, в слове и в пророческом символическом действии. Будем читать о видениях, будет много также устных пророчеств и найдем мы даже символическое действие, которое совершит пророк Амос, которое будет вставлено в одно из его видений. А дальше, собственно, Священное Писание, первая глава книги пророка Амоса переходит к провозглашению тех судов, которые будут совершаться Господом Богом Израиля и всего мира, Владыкой мира над всеми окружающими Израиль народами, над всеми окрестными царствами, государствами. Начинается же это с суда над Дамасском.

Так говорит Господь: за три преступления Дамаска и за четыре не пощажу его, потому что они молотили Галаад железными молотилами. (Ам. 1:3)

«Дамаск» здесь метонимия, под частью мы понимаем целое, под Дамаском следует понимать Сирийское царство, точнее южно-сирийский союз городов-государств под руководством Дамаска. Было два объединения сирийских в те времена, северным руководил царь города Хамат, в синодальном переводе это Ямаф, нынешний Хама в Сирии, а южным Дамаск. И вот здесь пророчество обращено к этому сильному могущественному дамасскому царству. Следует сказать, что ассирийцы очень долго не могли захватить Дамаск, и только в 732 году Тиглавпаласару III удастся это совершить, после многих и многих попыток его предшественников. В 732 году до н.э. Тиглавпаласар III, великий реформатор ассирийский державы, возьмет-таки Дамаск. Но в эпоху Амоса, в эпоху Иеровоама II царя израильского, это, можно сказать, был пик израильского могущества, военного, политического, и даже был момент, когда власть израильского царя простиралась и на Дамаск. В этот период израильское царство было сильным, могущественным, независимым, и подчиняло себе многие окрестные другие города и царства, и очень влиятельная была внешняя политика, причем не только царства арамейские, сирийские, но и другие окрестные. И вот говорится здесь «за три преступления Дамаска не пощажу его», перечисляется дальше только одно преступление, видимо то, которое переполнило чашу терпения Господня. Здесь используется этот числовой стих, числовая формула, которую мы встречаем и в других частях Священного Писания. Формула три-четыре, три преступления, четыре не пощажу, перечисляется потом одно, такой риторический прием — говорится в общем-то о главном, об основном преступлении. И что же это за преступление?

И пошлю огонь на дом Азаила, и пожрет он чертоги Венадада. (Ам. 1:4)

Этот царь дамасский Азаил так сильно прогневал Господа, что Господь пошлет огонь на его дом, то есть на его династию.

И сокрушу затворы Дамаска, и истреблю жителей долины Авен и держащего скипетр — из дома Еденова, и пойдет народ Арамейский в плен в Кир, говорит Господь. (Ам. 1:5)

Все дальнейшие пророчества, суды над другими народами будут строиться по той же самой схеме, что и суд над Дамаском. Та же формула: три-четыре преступления, не пощажу и пошлю огонь. Дальше называется дом или царь или столица, и пожрет чертоги этот огонь, что столица будет захвачена, разрушена и будет наказание, будет суд, будет месть за то или иное преступление. Здесь сказано «не пощажу», и это будет повторяться всегда. Буквально «ло ащивенно» означает «не отзову», не возвращу своего судебного решения, вердикта. Господь настаивает, как бы ни умоляли, как бы не просили, чаша Его терпения переполнена, и Он уже не отменит своего приговора над Дамаском, над филистимлянами. Не отменит своего судебного вердикта. О чем этот вердикт? О том, что наступит разрушение, наказание грозное, божественное. Вот здесь, собственно говоря, за что же судится Дамаск? Мы можем задать себе этот вопрос. Здесь об этом не говорится. В данном случае не называется преступление, в дальнейшем, в судах над другими народами, преступления будут называться.

Но Дамаск стоит первым, как на те времена самый важный политической партнер Израиля, даже союзник. Пройдет совсем немного времени и после Иеровоама II Израиль вступит в военную коалицию с Дамаском, и нападут на Иерусалим, в то время, когда молодой царь Ахаз будет укрываться за стенами Иерусалима. Война коалиционных сил Израиля и Дамаска против Иерусалима, и Ахаз будет в страхе и трепете. Но к нему обратится с пророчеством Исаия и успокоит его и утешит, как об этом говорится в первых главах книги пророка Исаии. Мы можем лишь догадываться что за преступления совершал Дамаск, видимо они носят тот же самый характер, что и преступления филистимлян, эдомитян, финикийцев, моавитян и других, о которых будет идти речь ниже. Преступления военного характера, преступления против человечности, жестокость, несправедливость, торговля военнопленными и другие подобного рода преступления.

Преступления религиозного характера будут обличаться пророком, когда будет произноситься суд над Иудеей, в начале второй главе. О суде Божием над Израилем, который носит особый характер, поговорим дальше. Замечу еще, что все эти суды над окружающими Израиль народами, эти суды носят предварительный характер, они помогают читателю, а когда-то слушателю, пророческих речей настроится на главный суд — тот, которому посвящена эта книга, суд, который занимает большую часть этой книги, суд над народом Божиим, над народом израильским. Второй суд над филистимлянами. Филиштим — народы мояр, которые пришли когда-то на восточное побережье Средиземного моря, долину Швыла, завоевали пять финикийских городов. Здесь будут перечисляться не все из них, а лишь три. Это по всей видимости были народы близкие древним грекам, по всей видимости это были выходцы с Крита.

Так говорит Господь: за три преступления Газы и за четыре не пощажу ее, потому что они вывели всех в плен, чтобы предать их Едому. (Ам. 1:6)

Газа — главный город филистимлян.

И пошлю огонь в стены Газы, — и пожрет чертоги ее.

И истреблю жителей Азота и держащего скипетр в Аскалоне, и обращу руку Мою на Екрон, и погибнет остаток Филистимлян, говорит Господь Бог.

(Ам. 1:7-8)

Здесь преступления также гуманитарного характера, преступления против человечности, жестокость в отношении пленных, какое-то может быть предательство в ходе завершения каких-то военных конфликтов, и все это состоялось в передаче пленных Эдому. Эдом, расположенный от Израиля за Иорданом, а точнее даже на юго-восток от Святой земли. Эдумея — часто страна была неприятелем израильтян, в свое время Давид подчинил себе Эдом, и эдомитяне признали власть Давида. Но всякий раз, когда Израиль слабел или Иудея слабела, то Эдом старался вернуть себе свою независимость, в последние века перед пришествием Спасителя Христа Эдом принял, эдомитяне приняли веру Израиля иудаизм. И мы знаем, что последние цари, последняя династия Ирода, были эдумеями, поэтому их власть в глазах народа, благочестивых людей, была нелегитимной, потому что они не были потомками Давида, они были эдумеями. Мы часто встречаем Эдом на страницах Священного Писания. И здесь в частности в книге пророка Амоса изрекается суд над филистимлянами за то, что филистимляне поступили жестоко с пленными и выдали их, видимо на истребление Эдому, который, следует так предположить, был какой-то период военным союзником филистимлян. Суд над Эдомом прозвучит чуть ниже. Его предваряет суд над Тиром.

Так говорит Господь: за три преступления Тира и за четыре не пощажу его, потому что они передали всех пленных Едому и не вспомнили братского союза.

Пошлю огонь в стены Тира, и пожрет чертоги его.

(Ам. 1:9-10)

Тир — современная южная часть Ливана, был в то время главным городом финикийского морского союза городов-государств. Первыми колонизаторами Средиземноморья были финикийцы, это были торговцы, мореплаватели. Они колонизировали в XI-X веке до н.э. все Средиземноморье, вышли за его пределы, колонизировали берега Атлантического океана, там где сейчас Португалия, Марокко, и даже отправляли свои корабли к Британским островам, откуда они привозили олово. Они основали множество колоний, Карфаген, основали Олиисипа, будущий Лиссабон, Гадес, нынешний Кадис в Испании, и много-много других городов. Существует даже предположение в исторической науке, что финикийцы за два с лишним тысячелетия до Васко да Гамы обошли вокруг Африки на своих кораблях. Это было мощное, очень богатое, сильное государство, и здесь называется его столица Цор, Тир, что буквально значит «скала». Это был остров. Александр Македонский насыплет насыпь, сделает его полуостровом, если я не ошибаюсь, в количестве двух тысяч пятисот жителей распнет на крестах непокорных жителей Тира. В IV веке до н.э. Александр Македонский захватит впервые Тир, а вот здесь Тир еще независимый и изрекается на него суд.

Тир, который видимо был союзником филистимлян в каких-то военных действиях, которые тут не описываются, также передал пленных Эдому: «и не вспомнили они братского союза», который у них был, как мы помним, с Израилем. Мы можем догадаться — речь идет о пленных израильтянах. Этот братский союз был заключен при царе Соломоне, когда Соломон со всеми породнился, у него было много жен-наложниц, и его жены были чаще всего принцессами тех или иных царств-государств. Но мы знаем еще один очень грустный брак, когда две династии породнились, но не тирская династия а сидонская, когда принцесса сидонская Иезавель вышла замуж за израильского царя Ахава. И ничего хорошего этот брак не принес, привел к тотальному насаждению ваализма, и религия Ваала во времена Ахава и Иезавели стала государственным культом израильского царства, и с этим культом боролись, сражались такие пророки как Илия и Елисей. И с Тиром будет тоже самое, что и с Газой и Дамаском. Дальше провозглашается, наконец, суд над Эдомом.

Так говорит Господь: за три преступления Едома и за четыре не пощажу его, потому что он преследовал брата своего мечом, подавил чувства родства, свирепствовал постоянно во гневе своем и всегда сохранял ярость свою.

И пошлю огонь на Феман, и пожрет чертоги Восора.

(Ам. 1:11-12)

Феман – это, собственно говоря, земля Эдома, на юг расположенная от Израиля, на юго-восток. Здесь говорится о преследовании брата мечом, нельзя не вспомнить здесь кто является братом Эдома. Братом близнецом является Иаков. А израильтяне — потомки этого самого Иакова, от которого произошли двенадцать колен согласно книге Бытия. Когда Израиль слабел, эдомитяне, как впрочем и другие, говорили: свергнем с себя иго их, хватит нам подчиняться израильтянам. Когда впоследствии Иерусалим будет захвачен вавилонянами, Навуходоносором, эдомитяне будут злорадствовать, и будет псалмопевец слагать стихи об этом злорадстве, и называть дочь Вавилона окаянной, а на жителей Эдома призывать месть Божию и божественный гнев. Потому что эдомитяне поддерживали врагов иудеев, этих самых вавилонян в VI веке до н.э., и будут злорадствовать, когда Израиль будет истреблен, и когда Иерусалим будет разрушаться, и Храм будет сожжен. Но это будет в будущем, этому только предстоит свершиться, но уже и во времена Амоса жители Эдома были достойны того, чтобы их подвергнуть суровому божественному наказанию. И вот Феман и Восора: будут сожжены огнем их чертоги, дворцы царские будут уничтожены вместе со своими обитателями.

Следующий суд над аммонитянами, и этим судом завершается первая глава. Аммонитяне и амовитяне — это можно сказать двоюродные, троюродные братья израильтян, потомки племянника Авраамова Лота, их происхождение описывается в книге Бытие. Они не могли войти в израильский народ в отличие от эдомитян, их с трудом принимали, с трудом они могли становиться израильтянами, иудеями. Но мы знаем замечательный пример моавитянки Руфи, которая стала прабабкой Давида, она вошла-таки в народ израильский. Потому что она была не аммонитянкой, а моавитянкой. Предваряется суд над Моавом судом над аммонитянами.

Так говорит Господь: за три преступления сынов Аммоновых и за четыре не пощажу их, потому что они рассекали беременных в Галааде, чтобы расширить пределы свои.

И запалю огонь в стенах Раввы, и пожрет чертоги ее, среди крика в день брани, с вихрем в день бури.

И пойдет царь их в плен, он и князья его вместе с ним, говорит Господь.

(Ам. 1:13-15)

Всё это совершат ассирийцы. Рука Божия, они будут как бы бичом в руке Божией, наказующим мечом. Не ассирийцы на самом деле будут наказывать Дамаск, филистимлян, Тир, Эдом, амовитян, а сам Господь руками ассирийцев. Вот здесь обличается жестокость аммонитян, они рассекали беременных во время захвата Галаада, расширяли свои аммонитянские пределы за счет запредельных территорий, в частности местности Гиль Ад, в общем-то израильская территория. Они ее захватывали и расширили свои пределы. Но чтобы эти пределы за собой закрепить, они рассекали беременных — обычное действие для войн того времени, жестоких войн, разрубить беременных, разбить младенцев — это значит лишить народ будущего. Если нет беременных женщин и детей, значит у народа нет будущего, поэтому, когда захватывали города, всех беременных рассекали напополам вместе с плодом чрева их, а младенцев брали за ноги и разбивали головой об камень, как об этом говорится в сто тридцать шестом псалме: «Блажен тот, кто возьмет и разобьет младенцев твоих о камень! Дочь Вавилона, окаянная».

Равва — это столица Амона. Здесь описывается день захвата этой столицы. Чертоги будут взяты, крики будут в день брани, в день битвы, вихрь военный погубит словно буря уничтожит столицу и ее обитателей. Вот так завершается первая глава книги пророка Амоса, а во второй главе будет продолжение судов Божиих над окружающими Израиль народами и начнется описание суда над Моавом, а затем уже автор перейдет к описанию суда над Иудой и дальше над Израилем.

Preloader
Preloader

Оставить комментарий