Ошибка в тексте ?
Выделите ее мышкой и нажмите
Описание произведения
Книга Деяний рассказывает о проповеди апостола Павла в городе Эфесе, расположенном на берегу Эгейского моря. Эта проповедь, продолжавшаяся два года, сопровождалась многочисленными исцелениями и чудесами и привела многих людей ко Христу: «А из занимавшихся чародейством довольно многие, собрав книги свои, сожгли перед всеми, и сложили цены их, и оказалось их на пятьдесят тысяч драхм» (Деян.19:19).
Именно этот сюжет изобразил Лесюэр на своем монументальном полотне. В центре произведения изображён апостол Павел в классическом одеянии - тунике и тоге. Согласно преданию, проповедник был невысок роста и худого роста и худощавого телосложения. Но его осанка, одухотворенное лицо, жест правой руки, призывающий к вниманию, делают образ значительным и величественным. Позади апостола представлены люди, которым успех проповеди подрывает благосостояние, отвращая жителей Эфеса поклоняться Артемиде и прочим языческим кумирам. Народ Эфеса готов избавиться от греховных книг и рукописей, которые выброшены на помост и приготовлены к сожжению. Мужчина на коленях уже раздувает пламя. Один из спутников апостола властным жестом указывает на костер, призывая без сомнения и жалости расстаться со всем, что противно Богу.
Картина написана художником в поздний период творчества и раскрывает слдеование Лесюэра искусству итальянского Ренессанса. Искусствоведы отмечают в произведении влияние Рафаэля и называют картину самой амбициозной в творческом наследии мастера, знаменующей апогей аттического стиля. В произведении просматривается простое композиционное решение, преобладают четкие контуры, чувствуется ритм линий и редкая гармония цвета.
История создания
Конец сороковых годов ознаменовался для Эсташа Лесюэра общественным признанием. В 1648 году он стал одним из учредителей Королевской Академии живописи и скульптуры. В следующем, 1649 году, получив должность ординарного живописца короля, художник создал одно из своих самых амбициозных и великолепных полотен «Проповедь апостола Павла в Эфесе». Учитывая обстоятельства жизни мастера, допустимо предположить, что Лесюэру был внутренне близок образ такого неутомимого труженика, как апостол Павел. Именно в Эфесе проповедь была наиболее успешна и сопровождалась видимым признанием народом апостольских трудов. Художник выделил в своем произведении духовное величие человека, посвятившего себя Божьему призванию.
Картина предназначалась как алтарный образ в дар собору Нотр-Дам. В настоящее время экспонируется в Лувре.
Отношение автора к вере
Эсташ Лесюэр жил в непростое время, когда светскость во Франции проникла во все сферы жизни человека. Духовным главой Франции был кардинал Мазарини. Современники характеризовали его как человека "находящего гораздо меньше удовольствия в молитвах", чем в светских занятиях. Он приглашал в столицу Франции итальянских музыкантов и оперные труппы. Под его патронажем при дворе были поставлены первые во Франции оперы. Кардинал окружал себя всевозможными изящными вещами, любил изысканные блюда, умное окружение и игру. Мазарини страдал недоверием, плел интриги и не проявлял усердия к религиозной жизни.
Все это не могло не сказаться на духовном состоянии вверенной ему паствы. Тем больше заслуга человека, вопреки обстоятельствам живущего простой и благочестивой жизнью. Эсташ Лесюэр родился в семье простого ремесленника. Рано проявившийся талант определил его жизненный путь, которому он остался верен до конца своих дней. Художник не только достиг профессиональных высот, но и воспитал учеников, передав им искру своего таланта. Много трудов мастер уделил созданию произведений на библейские сюжеты. Старательно употребляя возможные ему художественные средства, Лесюэр старался приблизить евангельский дух своим современникам. Достигнутое им общественное положение подтверждает успех его художественной проповеди, а также Божие благословение многолетних трудов.
Биография
Эсташ Лесюэр родился в семье резчика по дереву 19 ноября 1616 года. В 16 лет юноша поступил в мастерскую известного придворного художника Симона Вуэ, где встретился с молодыми дарованиями Шарлем Лебреном и Пьером Миньяром. Мастер высоко ценил талантливого ученика, и в 1637 году доверил ему большой заказ — 8 картин на сюжеты из поэмы венецианского автора XV века «Сны Полифила», которые впоследствии были выполнены в шпалерах.
Всю жизнь художник работал в Париже. С произведениями итальянских мастеров, влияние которых просматривается в его произведениях, мастер мог познакомиться лишь в королевских коллекциях и по гравюрам.
В 1644 году Лесюэр начинал работу над декором особняка Ламбера де Ториньи на острове Сен-Луи в Париже, от которой до наших дней сохранились отдельные части декора: орнаментальные панно (замок Ла Гранж, частная коллекция); плафон кабинета Амура (Париж, Лувр). На них еще ощутимо влияние наставника Симона Вуэ, но рисунок более свободный и легкий, а колорит свежее и богаче, чем у учителя.
Сороковые года отмечены созданием ряда портретов, умело передающих индивидуальность модели, а также серией из 22 картин на тему "Житие святого Бруно (1645—1648).
В 1647—1650 годах в возобновившихся работах для особняка Ламбера де Ториньи Лесюэр исполнил для, так называемого, кабинета Муз пять панно, посвященных музам, и плафон на тему мифа о Фаэтоне. В этих работах видно знакомство Лесюэра с творчеством Пуссена, работавшего в Париже в 1640—1642 годах.
В 1644 году Эсташ женился на Женевьеве Гуссе, дочери бакалейщика, в браке с которой родилось семь детей, однако ни один из них не стал художником. Помощниками Эсташа Лесюэра были три его брата: Пьер, Антуан и Филипп, а также брат жены Тома Гуссе.
С 1648 года Эсташ Лесюэр — признанный мастер, выполняющий заказы для королевского двора, богатых монастырей, соборов и даже для апартаментов короля в Лувре. Декоративность и изысканности живописи Лесюэра позволила ему стать выдающимся мастером украшения интерьеров. В 1648 году мастер стал членом-основателем Королевской академии живописи и скульптуры.
С 1650-х годов в творчестве Лесюэра заметно увлечение Рафаэлем. Это картины "Благовещение" (1652, Париж, Лувр), "Христос у Марии и Марфы" (Мюнхен, Старая пинакотека), "Введение во храм" (1652, Марсель, Музей изящных искусств), "Поклонение пастухов" (1653, Ла-Рошель, Музей), "Снятие с креста" (Париж, Лувр). Светлый колорит, сдержанность поз, картины кисти Лесюэра на евангельские сюжеты полны созерцательного спокойствия, в них нет барочного накала страстей и вычурности.
В последние годы жизни мастер трудился над заказом для аббатства Мармутье, а также для церкви Сен-Жерве в Париже.
Умер Лесюэр в Париже 30 апреля 1655 года.
Автор текста: Ольга Северинова.