yandex

Призвание Авраама - Александр Андреевич Иванов

Ошибка в тексте ?

Выделите ее мышкой и нажмите

Ctrl + Enter
Призвание Авраама
Призвание Авраама
Автор: Александр Андреевич Иванов
Местонахождение: Государственная Третьяковская галерея
Произведение: Призвание Авраама
Жанр: Художественное
Год создания: 1849-1858 гг.
Эпоха/течение: классицизм, академизм
Дата создания: 1849-1858 гг.
Эпизод в Библии:

Описание произведения.

Один из ветхозаветных эскизов Александра Иванова посвящен библейскому отрывку призвания Авраама: «И явился Господь Аврааму и сказал: потомству твоему отдам Я землю сию. И создал он там жертвенник Господу, Который явился ему». (Быт. 12:7). Набросок выполнен акварелью на картоне. Как и во многих других эскизах того же цикла, Александр Иванов выбирает для композиции диалог, концентрируя внимание зрителя на взаимоотношении Бога и человека, исключая посторонних героев. Авраам, праотец Христа и всего еврейского народа, был тем святым, кому вера вменилась в праведность.

На эскизе Авраам, смиренный старец, преклоняется перед явившимся ему Господом. Жест правой руки Авраама выражает покорность воле Бога и благодарность за данные благословения. Господь-Саваоф написан Ивановым в академической традиции изображения Бога в виде старца. Распахнутые объятия Бога играют двоякую роль: прямо следуя цитате, Господь указывает на широту земель, данных потомству праотца, но подтекст этого жеста – скрытый крест, на котором через несколько столетий Сын Божий крестообразно обнимет во время своей смерти всё человечество.

Отдельного внимания заслуживает цветовое решение акварели. В отличие от своих полномасштабных религиозных полотен, где господствовал итальянских пейзаж, здесь Иванов пытается воспроизвести палестинские виды. Земля, выполненная красной охрой, палящее солнце, редкие деревья с тёмно-зелёной кроной и виднеющийся восточный город — словно снимок с израильской пустоши.

История создания.

В последнее десятилетие своей жизни, в 1849 г.- 1858-й годы, Александр Иванов трудился над большой серией рисунков и акварелей, получивших название «Библейские эскизы».

Художник мечтал поучаствовать в росписях Храма Христа Спасителя, но заказ был отдан К. Брюллову, что побудило Александр Иванова придумать свой проект, посвящённый сюжетам Ветхого и Нового Заветов. Художник хотел расписать фресками некое здание, которое должно было быть чем-то средним между «храмом искусства» — прообразом музея, и «храмом философии». Эскизами к этим неосуществлённым фрескам стало несколько сотен акварелей. Проект подобного «Храма человечества» был утопией. Задуманный библейский цикл был призван «увенчать все усилия учёных и антиквариев», представив библейский мир в той интерпретации, которая предлагала новейшая литературная учёность. Для Александра Иванова стала открытием книга «Жизнь Иисуса» Д. Штрауса. Иванов увлёкся библейской археологией и источниковедением, зарисовывая христианские памятники Италии.

Художник своими эскизами ищет форму воспроизведения библейской реальности. Предметом пристального изучения для него становится восточное искусство, в котором Иванов видит фундамент возникновения искусства христианского. По тонкому замечанию одного из исследователей, «древневосточные элементы введены органически в стиль эскизов, воздействуя на него так же, как воздействовали они в своё время на эллинизм при сложении византийского искусства».

Библейские эскизы Александра Иванова, плод его многолетних размышлений над Ветхим Заветом и Евангелием, были оценены критиками А.И. Бенуа и В.В. Стасовым как вершина его творчества, превышающими по мастерству полотно «Явление Христа народу».

Сергей Иванов, брат художника, писал: «Эти композиции делались моим братом в продолжении 8-ми лет, т. е. с 1849 до начала 1858 года, времени поездки моего брата в Петербург и его кончины. Что это так, тому довольно доказательств: первым и главным, конечно, служит самый рисунок, освободившийся от всякой манерности и делавшийся лёгким и покорным выражением мысли». Под манерностью Сергей понимал отход от подражания итальянским мастерам, на котором настаивал русский академизм. Теперь у Александра Иванова был свой собственный стиль. Он обрёл свободу от академической рутины, что отразилось в самых простых, ничем не стесняемых поворотах и положениях героев. Пейзаж перестал быть калькой с итальянских местностей — римских, тосканских, он приблизился к действительно европейскому пейзажу, который мастер изучал по снимкам европейских путешественников, чаще всего, англичан. Все библейские изображения носят на себе отпечаток не только Востока вообще, но и Палестины в особенности и живо переносят в местности Ветхого Завета и Евангелия.

Александр Иванов жил библейскими рисунками, как единственною задачею своей жизни, поэтому каждое отдельное значение, ведшее его к выполнению этой задачи, было ему безмерно важно, дорого и интересно.

Эскизы Иванова воспроизводят готовность древнего мира к неожиданным метаморфозам и предрасположенность живущих в этом мире людей к переживанию чуда.

Отношение автора к вере.

Большинство произведений автора написаны на библейские сюжеты. Помимо полномасштабных картин, как «Явление Христа Марии Магдалине после воскресения» или «Явление Христа народу», художник трудился над большой серией рисунков и акварелей, получивших название «Библейские эскизы». Религиозно-историческая тематика — основная в творчестве Александра Иванова. Писатель и друг художника Н.В. Гоголь в книге «Выбранные места из переписки с друзьями» так определил Александра Иванова в период его работы над полотном «Явление Христа народу»: «умер для всего в мире» и «ведёт жизнь истинно монашескую, корпя день и ночь над своей работой и молясь ежеминутно» (цитата из письма Гоголя Иванову в письме последнего Гоголю, апрель 1844 г. [Боткин, с. 165]). Среди работ Александра Иванова есть портрет Н.В. Гоголя (1841 г.). По выражению И.С. Тургенева, художник «молится ежеминутно» и «знает Библию от слова до слова» (Тургенев, 1861 г., с. 76). Тем не менее, связи Александра Иванова с А.И. Герценом и Н.Г. Чернышевским породили толки о религиозной разочарованности художника к концу жизни. Здесь следует обратить внимание на исторические реалии 1850-х годов. Религиозное свободомыслие не приветствовалось, государственная цензура носила как светский, так и церковный характер. «Ослабление веры», на которое сетовал художник, не помешало ему создать большую серию библейских эскизов. Подобный парадокс биографии художника свидетельствует скорее о сложности и многогранности его религиозного чувства, о неослабевающем интересе на протяжении всей его жизни к фигуре Христа.

Всю жизнь Иванова наполняла и вела идея изобразить Христа, Его жизнь и учение, влияние на народ и распространение проповеди. Многое из задуманного художник выполнил. В «Эскизах» Иванов нарисовал с великим талантом и совершенством немало сцен из жизни Христа и учеников, но всё, что тут есть значительного и великого, коснулось только исторической и бытовой стороны событий, сами же герои выполнены ровно, спокойно, без всплесков экспрессии и чувства. Какую противоположность этому представляют иллюстрации Иванова к Ветхому Завету, живые, эмоциональные, с историческими реалиями, вдохновленные тщательным изучением библейской археологии.

Биография.

Александр Андреевич Иванов (1806-1858 гг.) родился в семье художника, профессора живописи Императорской Академии Художеств, Андрея Ивановича Иванова. С детства воспитывавшийся в атмосфере творческого поиска и диалога, Александр в одиннадцать лет поступил «посторонним» учеником в Императорскую Академию художеств. Учился в академии при поддержке Общества поощрения художников и под руководством своего отца.

За успехи в рисовании получил две серебряные медали и был награждён в 1824 году малой золотой медалью за картину «Приам испрашивает у Ахиллеса тело Гектора». В 1827 году получил большую золотую медаль и звание художника XIV класса за картину «Иосиф, толкующий сны заключённым с ним в темнице виночерпию и хлебодару».

Общество поощрения художников решило послать Александра Иванова за свой счёт за границу, для дальнейшего усовершенствования, с требованием, чтобы он написал ещё одну картину на тему «Беллерофонт отправляется в поход против Химеры». Выполнив это требование, Иванов в 1830 году отправился в Европу и через Германию, с остановкой на некоторое время в Дрездене, прибыл в Рим. В это время Рим был местом средоточия русской интеллигенции.

В Италии первые работы Иванова состояли в копировании «Сотворения человека» Микеланджело в Сикстинской капелле и в написании эскизов на разные библейские сюжеты. Усердно изучая Священное Писание, в особенности Новый Завет, Иванов всё более увлекался мыслью изобразить на большом полотне первое явление Мессии народу, но прежде чем приступить к этой трудной задаче, хотел испробовать свои силы над менее масштабным произведением. С этой целью он в 1834—1835 годах написал «Явление воскресшего Христа Марии Магдалине». Картина имела большой успех как в Риме, так и в Санкт-Петербурге, где в 1836 году художник удостоился за неё звания академика.

Ободрённый успехом, Иванов принялся за «Явление Христа народу». Работа затянулась на двадцать лет (1836—1857 гг.), и только в 1858 году Иванов решился отправить картину в Санкт-Петербург и явиться туда вместе с ней. Выставка самой картины и всех относящихся к ней эскизов и этюдов была организована в одном из залов Академии Художеств и произвела сильное впечатление на общественность

В хлопотах о дальнейшей участи своей картины Иванов, и так не отличавшийся крепким здоровьем, окончательно истощил свой организм, поэтому малейших холерических припадков в соединении с лёгкой простудой было достаточно для того, чтобы свести его в могилу. Он умер после кратковременной болезни 3 июля 1858 г. и, при большом стечении народа, похоронен был на кладбище Воскресенского Новодевичьего монастыря (впоследствии перезахоронен на Тихвинском кладбище Александро-Невской лавры).

Автор текста: Надежда Анатольевна Завальная.




Оставить комментарий