Ошибка в тексте ?
Выделите ее мышкой и нажмите
Описание произведения.
«Прелюдия, хорал и фуга» это первое фортепианное сочинение Сезара Франка после длительного перерыва, в течение которого он сочинял преимущественно для органа. Сочинение вдохновлено органными звучаниями: токкатное прелюдирование, торжественный хорал и масштабная фуга с множеством разветвленных голосов. Здесь Франк применяет принцип сквозного развития, который он активно использовал в своих органных и симфонических работах.
«Прелюдия хорал и фуга» строится на трех темах, которые переплетаются и развиваются на протяжении всего произведения. Эти темы объединяются в финале, где параллельно первой теме звучит тема фуги, основанная на интонациях «Dies irae» («День гнева»), нисходящее звучание которой наполнено страданием, верой и решимостью.
Также, как и сочинения для органа, «Прелюдия хорал и фуга» написана в позднеромантическом стиле и наполнена многочисленными хроматическими ходами, модуляциями и элементами импровизации, при этом сочинение совершенно по конструкции и форме. Трехчастная структура сочинения также дополнена импровизационными вставками.
Прелюдия сочетает токкатную основу со свободной речитативностью, она полна звуковой красочности и объема, здесь участвует весь диапазон фортепиано, от глубоких органных басов до хрустальной звучности верхнего регистра. Хорал, строгий и печальный, проводится арпеджированными аккордами. Музыка Франка возвышенна и одухотворена, полна внутренней силы и глубокого смысла. Фуга масштабна и развернута. Основная интонация, которая в ней используется это интонация скорби, нисходящая секунда с акцентом на первом звуке и слабым окончанием. Недаром она стала основой для средневековой секвенции «Dies irae», как символ скорби и страдания. Таким образом, «Прелюдия Хорал и Фуга» является одним из лучших сочинений Франка, в котором проявляются лучшие стремления и музыкально-этические взгляды автора.
История создания.
Произведение «Прелюдия Хорал и Фуга» было написано в 1884 году. Сезар Франк посвятил его пианистке Мари Пуатевен, и оно было исполнено ею в 1885 году, 25 января. В молодости Франк сочинял пьесы для фортепиано, но они были написаны для заработка. Это на долгие годы отвратило композитора от сочинения для этого инструмента. «Прелюдия Хорал и Фуга» это, своего рода, прорыв для композитора, попытка услышать фортепиано в другом ключе.
Пафос органной техники, широта и возвышенность привнесли новое звучание и новый смысл сочинения для фортепиано. В наше время «Прелюдия Хорал и Фуга» нашла отклик в сердцах многих исполнителей и слушателей. Ее сила воздействия и масштаб заставляет задуматься о высших смыслах и стремлении к ним.
Отношение автора к вере.
Сезар Франк большую часть своей жизни работал органистом в церкви Сен-Жан-Сен-Франсуа дю Маре. Вся его музыка была пронизана стремлением к Богу и жизнь его была служением Ему.
К сожалению, публика нередко равнодушно принимала его глубокие творения, а успех к нему пришел только после смерти. Однако жизненные неурядицы не могли поколебать его веры и силы духа. Образ жизни композитора был суров и однообразен - он вставал в 4.30 утра, сочинял, а в 7 отправлялся на работу. После возвращения он еще пару часов работал над своими сочинениями.
Многие современники вспоминают о Франке, как о человеке редкой душевной щедрости, ясности и простодушия. Дебюсси, не избежавший обаяния Франка, писал: «Этот человек, который был несчастным, непризнанным, обладал детской душой настолько неистребимо доброй, что он мог созерцать всегда без горечи недоброжелательность людей и противоречивость событий».
Биография.
Сезар Франк родился в немецко-бельгийской семье – его мать была из Ахена, а отец из бельгийской деревни Геммених. В 1830 году Франк поступил в Льежскую консерваторию и окончил ее по классам сольфеджио и фортепиано. Вдохновлённый музыкальными успехами сына, отец Франка смог организовать серию концертов в Ахене, Льеже и Брюсселе.
В том же году семья перебралась в Париж, где Франк поступил в консерваторию в класс профессора Антонина Рейхи. Затем он вернулся в Бельгию, где успешно выступал как пианист и органист-виртуоз.
В Бельгии Франк создаёт первые сочинения: Фортепианное трио (1843) и наброски к оратории «Руфь». Два года спустя Франк против воли отца вновь уезжает в Париж. В 1853 году он получает место органиста в церкви Сен-Жан-Сен-Франсуа дю Маре. Органистом в этой церкви Франк работал до конца жизни.
В 1872 году Франк возглавил класс органа в Парижской Консерватории. С 1874 года композитор создавал многочисленные произведения в различных жанрах – оратории, камерные ансамбли, фортепианные и органные сочинения и др. В 1885 году композитор был награждён Орденом Почётного легиона, а год спустя стал президентом Национального музыкального общества.
Франк умер в 1890 году и похоронен на кладбище Монпарнас.
Автор текста: Мурзакова Елена.