«Повесть о Савве Грудцыне» -

Preloader

Ошибка в тексте ?

Выделите ее мышкой и нажмите

Ctrl + Enter

Cкачать

«Повесть о Савве Грудцыне»
«Повесть о Савве Грудцыне»
Жанр: Повесть
Дата создания: вторая половина XVII века

Описание произведения.

Главный герой повести, действие которой не случайно отнесено к Смутному времени — сын купца, жившего вначале в Великом Устюге, затем, во время захвата города поляками, переселившегося в Казань.

После того, как его отец, Фома Грудцын-Усов, привлекший сына к торговле, уехал однажды в Шахову область, а сына отправил вместо себя по делам в Соль Камскую, с Саввой происходят необычные приключения: по дороге к месту назначения, он останавливается в Орле, встречает отцовского друга Бажена Второго, затем по его приглашению поселяется у него в доме, где сходится с его молодой женой, предаваясь блудной страсти.

Лишь однажды, под праздник Вознесения Господня, Савва, вместе с мужем любовницы побывавший на праздничной службе, отказался разделить с ней ложе. Этого оказалось достаточно, чтобы жена оклеветала его перед мужем и принудила того выгнать Савву из дома, предварительно опоив его чародейским зельем для того, чтобы он не мог её забыть.

Савва, томясь тоской по любовнице, чах день ото дня. А однажды ему явилась мысль предать душу дьяволу, если тот поможет ему вернуть жену Бажена. И почти тотчас же послышался голос за спиной, позвавший его по имени. Владелец голоса, молодой человек, подошёл к Савве. Он назвал Савву братом, сказал, что тоже происходит из рода Грудцыных, и, выслушав историю с любовницей, пообещал её вернуть. Но за это попросил Савву написать нечто под его диктовку. Савва, не раздумывая над написанным, выполнил просьбу и даже не понял смысла написанного. А это было отречение от Бога, и диктовал его бес, ибо им-то и был новоявленный брат. Бес посоветовал Савве снова идти в дом к Бажену, куда он и отправился, и, радостно встреченный супругами, вновь с головой погрузился в блуд. Его не образумило даже письмо матери, которая, услышав о греховной жизни сына, потребовала, чтобы он вернулся в Казань. Но Савва «только посмеялся».

Бес же, встретившись с Саввой, возвёл его на какую-то гору и показал расстилающийся внизу город, назвав его городом своего отца-царя, а затем предложил этому царю поклониться. Савва согласился, и они чудесным образом очутились в неких палатах, где на престоле сидел князь тьмы, а вокруг него стояли юноши с багряными и чёрными лицами. Савва подошёл престолу, отдал царю своё рукописание, написанное под диктовку «брата» и поклялся ему служить. Отведав трапезы князя тьмы, Савва, вместе с неотступным бесом, ушли из города.

Тем временем, вернувшийся в Казань отец Саввы, которому жена рассказала о негодной жизни сына, отправился на его поиски. Однако он так и не смог с ним встретиться, так как бес, узнав о его приезде, уговорил Савву путешествовать с ним по России. Тот согласился, и в одну ночь бес и Савва оказались на огромном расстоянии от Орла: в городе Кузмодемьянск, а на следующий день — в приобском селе Павлов Перевоз, где на торгу Савва встретил нищего старика, плачущего о нём, во всём, послушном дьяволу. Затем путники переместились в Шую. А отец Саввы, прибыв в Орёл, долго ждал его возвращения, но, так и не дождавшись, вернулся домой и умер.

Савва к тому времени был уже в Москве, в доме сотника Якова Шилова. Узнав, что царь Михаил Фёдорович набирает войско для похода на польского короля, захватившего Смоленск, Савва поспешил в него записаться. Он попал под начало немецкого полковника, оказался отменным воином, за что был поставлен во главе трёх рот новобранцев, а бес, занявший должность его оруженосца, занялся продовольствием, так что подчинённые воины ни в чём не нуждались и за это полюбили своего командира. Со временем имя Саввы стало известно царю. Шурин царя, боярин Стрешнев, даже захотел ввести его в дом свой, но бес его отговорил, и он отказался.

Из Москвы однажды ночью бес перенёс Савву под Смоленск. Там они в течение трёх дней производили разведку, будучи невидимыми для поляков, а когда на четвёртый же день всё же были замечены, прошли через Днепр, как по суше, и очутились в Москве, где был объявлен поход против поляков.

По прибытии в Смоленск, Савва по совету беса трижды вызывался на поединки воинов, которых поляки с этой целью посылали из города, и победил всех троих. Его победы вызвали зависть у боярина Шеина, командовавшего войском, и он повелел Савве возвратиться в Москву. Юноша остановился у Якова Шилова.

Далее наступает расплата за сделку с бесом. Внезапно, но не случайно, Савва тяжело заболел, и жена Якова, видя его тяжёлое состояние, уговорила его исповедаться и причаститься. Во время исповеди Савва увидел вокруг себя толпу бесов, сказал об этом священнику, но тот никого не увидел. После исповеди нечистый дух стал ещё сильнее мучить своего подопечного. Когда о мучениях Саввы через Якова Шилова и жену стало известно царю, тот повелел поставить охрану, чтобы болящий не покончил с собой.

Первого июля Савва увидел во сне Богородицу в сопровождении апостола-евангелиста Иоанна и Петра, митрополита Московского. Она обещала избавить его от болезни, если он примет иноческие обеты. Савва согласился, и тогда Пресвятая Дева повелела ему прийти к храму на праздник Казанской иконы. Весть о явлении Богоматери через охранников-воинов, сотника и его жену дошла до царя.

В праздник Казанской иконы Божьей Матери, царь повелел принести больного Савву к церкви. Его не внесли в храм, но положили возле него на ковре. Когда началось богослужение, раздался голос с неба: «...Здрав буди, и к тому не согрешай!», сверху упало богоотступническое письмо, некогда написанное Саввой, с которого были стёрты все слова. Только тогда Савва самостоятельно поднялся с земли, вошёл в церковь и помолился перед иконой Богородицы, а после богослужения рассказал царю историю с бесом.

Как обещал, Савва раздал своё имущество нищим и принял монашество в Чудовом монастыре, где и скончался после многих лет праведной жизни.

История создания.

В сущности, любое отпадение человека от Бога и возвращение к Нему повторяет историю блудного сына. «Повесть о Савве Грудцыне» — одно из первых отражений этой истории в русской литературе. Но не самое первое.

Повесть, впервые изданная в 1680 году, а написанная, очевидно, и того ранее, создавалась под влиянием разных произведений: как предшествующих ей, так и ей современных, как русских, так и западных, как церковных, так и и светских. В ней много сходства с народной книгой о Фаусте, написанной столетием раннее, а чуть позже обработанной писателем Шписом, с русской Повестью о Горе-Злосчастье, созданной почти одновременно с нею (почти одновременное появление этих трёх книг фиксирует ослабление религиозных скреп в тогдашнем обществе). Также и с византийской: история дружбы Саввы с бесом похожа на историю одного из героев Жития святителя Василия Великого — вплоть до событий: блудной страсти как причины предания себя в бесовские руки, записки о добровольном отречении от Бога, визит с бесом в палаты князя тьмы и т.д., вплоть до падения с неба очищенной от клятвы записки, по молитве святителя Василия Великого.

Из новшеств, привнесённых анонимным автором, нужно выделить введение в повесть реальных исторических лиц и отсутствующего в Евангелии персонажа, которого условно можно назвать мнимым другом героя, кто вначале вовлёк его в грех, а затем чуть было не погубил. В евангельском первоисточнике непрямо присутствует мотив иррациональной демонской мороки, сбивающей с толку героя притчи, притом, что тот, кто уводит его в страну далече, прямо не назван и даже не обозначен.

Этот неназванный искуситель обретает образ в «Повести о Горе-злосчастье» — ближайшей предшественницы «Повести о Савве…», в некотором смысле, обусловившей появление последней. Образ, при всей своей обобщённости, персонифицированный, но по имени не названный, так что Горе Злосчастие можно смело назвать псевдонимом этого персонажа, выдающего себя за друга героя и приводящего его к воротам ада. Настоящим именем он назван в «Повести о Савве Грудцыне» — это бес.

Савва, подобно Фаусту, самолично его к себе призывает. Вызванный и набившийся к нему в друзья, дьявол становится его помощником и подручным, и они до поры, полюбовно странствуют по России рука об руку.

Текст повести сочетает в себе как элементы средневековой литературы (поучение, религиозные мотивы, тема спасения души), так и особенности переходного периода от древней русской литературы к новой (описание чувств героев, деталей их быта).

Этим обусловлены изменения, которые текст претерпел в XVIII веке. Сокращениям подверглись начало текста (упоминания о Смутном времени) и его заключительная часть (описание чудесного исцеления Матерью Божьей). Эти темы были менее актуальны для читателей, которые тянулись к приключенческой канве повести, ради неё и перекраивался текст, за счёт сокращения религиозных деталей. В современных изданиях «Повести о Савве Грудцыне» текст, как правило, приводится по одному из древнейших списков. До наших дней сохранилось около 80 копий повести, причём большинство из них относятся к XVIII веку.

Отношение автора к вере.

Чем можно доказать благочестие анонимного автора, если о его жизни не сохранилось никаких сведений? Конечно же, написанным им текстом — так, как мы судим о святости преподобного Андрея Рублева по написанной им «Троице». А текст повести о Савве весьма целомудрен, несмотря на авантюрный сюжет. Это, во-первых. Во-вторых, он содержит много авторских оценок происходящего, точно расставленные религиозные акценты. «Как оказался уловлен женским коварством и в какую погибель приготовился сойти из-за страсти!» — восклицает богобоязненный повествователь после того, как запечатлел обращение Саввы к бесу.

В-третьих, трогательное описание беседы Саввы со старцем в Павлове Перевозе, о чьей святости автор даёт явственное понятие, но косвенно:

«… тут Савва увидел старого нищего в неприглядном рубище. Нищий в упор смотрел на Савву и плакал <…>

— Отчего ты, отец, так неутешно плачешь?

— Плачу я, дитя, о твоей погибшей душе, — ответил нищий. — Ты и не знаешь, что погубил её и сам отдал себя дьяволу!»

В-четвёртых, хотя автор поведение Саввы не одобряет, он не подвергает его осуждению, а терпеливо ждёт, пока тот вспомнит о Спасителе Господе Иисусе Христе. После того, как герой «неожиданно заболел и очень тяжело, подступив на грань смерти», он вводит в сюжет различных богобоязненных людей, которые могли бы его направить, пока наставления родителей он игнорирует. Это и старец из Павлова Перевоза, и жена капитана, «женщина благоразумная и богобоязненная», которая «много раз предлагала ему позвать священника, исповедать грехи и причаститься Святых Таин» и «неотступно требовала покаяния, чтобы он без него не умер», пока, наконец, «по настояниям боголюбивой женщины он согласился на исповедь», и сам Государь, проявляющий о нём нешуточную заботу.

В-пятых, сдержанность и точность авторских описаний исповеди и нападений после неё бесов на Савву: «Священник был уже в летах, богобоязненный и опытный. <…> Когда все покинули помещение, он начал больного исповедовать. И тут больной внезапно увидел, что в комнату вошла целая толпа бесов. И с ними — мнимый брат, только уже не в человеческом облике, а в своём подлинном, зверообразном. Он встал позади бесовской толпы и, скрежеща зубами и трясясь от злобы, стал показывать Савве его богоотступническую расписку»

В-шестых, рассказ Саввы о явлении ему Пресвятой Богородицы, его раскаяние и удаление в монастырь: «Савва вновь залил лицо слезами.

— Я видел, — сказал он, — как к моему ложу подошла Женщина в пурпурных одеждах, сияющая несказанным светом. <…> И говорит светозарная Царица: "Что с тобой, Савва, и отчего ты так страдаешь?" А я ей отвечаю: "Страдаю, Владычица, оттого, что прогневал Сына Твоего и моего Бога и Тебя, Заступницу рода христианского. За это бес меня и мучит". Она спрашивает: "Как же нам избежать этой напасти? Как выручить письмо из ада? Как ты думаешь?" Я говорю: "Никак. Только помощью Сына Твоего и Твоею всесильною милостью!" Она говорит: "Я упрошу Сына Моего и Бога твоего, только ты один обет исполни, а Я тебя избавлю от беды твоей. Хочешь стать монахом?" Я со слезами на глазах стал молить Её во сне теми словами, что вы слышали. Она сказала: "Слушай, Савва, когда пойдёт праздник Явления Моей Казанской иконы, ты приходи в мой храм, что на площади возле Ветошных рядов, и Я перед всем народом явлю на тебе чудо!" Сказав так, Она стала невидима».

И, наконец, типичное для святоотеческой литературы заключение: «Вседержителю Богу слава и державе Его во веки веков! Аминь».

Интересно, что для уловления Саввы бес использует блудную страсть, которая, как известно из святых отцов, в иных случаях служит источником страстей, куда более страшных.

Эти страсти, заставляющие поступать вопреки рассудку и вере, не чужды многим из нас, а потому и повесть имеет к нам самое прямое отношение: её сюжет едва ли не ежедневно разыгрывается в нашей жизни. Так что история блудного сына, рассказанная в Евангельской притче, продолжает всплывать и в жизни, и в отображающей её литературе.

Составитель текста: Виталий Яровой.

FB2

EPUB

  • "Повесть о Савве Грудцыне" написана в 70-х годах XVII в. В произведении отразились исторические события первой половины столетия и многие бытовые черты того времени. Однако это второстепенные, сопутствующие детали повествования. В центре произведения, как и в "Повести о Горе-Злочастии", — судьба молодого человека. Подобно молодцу из «Горя-Злочастия», Савва Грудцын, по молодости и неопытности попавший в зависимость от враждебной потусторонней силы, находит спасение в монастыре. В «Повести» многие оценки и авторские трактовки различных ситуаций носят традиционный характер, отступления героя от принятых норм поведения, его любовная страсть, его забвение долга перед родителями объясняются дьявольским искушением, но вместе с тем произведение это впервые в древнерусской литературе развивает романическую тему повествования с отражением живых человеческих чувств. Характерно, например, что герой, охваченный любовной тоской, ищет утешение в общении с природой; страсть, охватившая Савву, вызвана "приворотным зельем", но переживания героя описаны автором сочувственно и жизненно. В «Повести» своеобразно переплетаются сказочные похождения Саввы с историческими событиями, в которых участвуют реальные исторические лица. Примечательно в этом отношении то, что и сам герой произведения носит имя известного в XVII в. богатого купеческого рода Грудцыных-Усовых. Сочетание в «Повести» романической темы с подробными описаниями быта и нравов Руси XVII в. дало основание ряду исследователей видеть в этом произведении опыт создания первого русского романа. Текст печатается по изданию: Изборник. С. 609–625.

    Спасибо, что скачали книгу в бесплатной электронной библиотеке Royallib.com

    Все книги автора

    Эта же книга в других форматах

    Приятного чтения!

    Автор неизвестен

  • "Повесть о Савве Грудцыне" написана в 70-х годах XVII в. В произведении отразились исторические события первой половины столетия и многие бытовые черты того времени. Однако это второстепенные, сопутствующие детали повествования. В центре произведения, как и в "Повести о Горе-Злочастии", — судьба молодого человека. Подобно молодцу из «Горя-Злочастия», Савва Грудцын, по молодости и неопытности попавший в зависимость от враждебной потусторонней силы, находит спасение в монастыре. В «Повести» многие оценки и авторские трактовки различных ситуаций носят традиционный характер, отступления героя от принятых норм поведения, его любовная страсть, его забвение долга перед родителями объясняются дьявольским искушением, но вместе с тем произведение это впервые в древнерусской литературе развивает романическую тему повествования с отражением живых человеческих чувств. Характерно, например, что герой, охваченный любовной тоской, ищет утешение в общении с природой; страсть, охватившая Савву, вызвана "приворотным зельем", но переживания героя описаны автором сочувственно и жизненно. В «Повести» своеобразно переплетаются сказочные похождения Саввы с историческими событиями, в которых участвуют реальные исторические лица. Примечательно в этом отношении то, что и сам герой произведения носит имя известного в XVII в. богатого купеческого рода Грудцыных-Усовых. Сочетание в «Повести» романической темы с подробными описаниями быта и нравов Руси XVII в. дало основание ряду исследователей видеть в этом произведении опыт создания первого русского романа. Текст печатается по изданию: Изборник. С. 609–625.

    Спасибо, что скачали книгу в бесплатной электронной библиотеке Royallib.com

    Все книги автора

    Эта же книга в других форматах

    Приятного чтения!

    Автор неизвестен

  • "Повесть о Савве Грудцыне" написана в 70-х годах XVII в. В произведении отразились исторические события первой половины столетия и многие бытовые черты того времени. Однако это второстепенные, сопутствующие детали повествования. В центре произведения, как и в "Повести о Горе-Злочастии", — судьба молодого человека. Подобно молодцу из «Горя-Злочастия», Савва Грудцын, по молодости и неопытности попавший в зависимость от враждебной потусторонней силы, находит спасение в монастыре. В «Повести» многие оценки и авторские трактовки различных ситуаций носят традиционный характер, отступления героя от принятых норм поведения, его любовная страсть, его забвение долга перед родителями объясняются дьявольским искушением, но вместе с тем произведение это впервые в древнерусской литературе развивает романическую тему повествования с отражением живых человеческих чувств. Характерно, например, что герой, охваченный любовной тоской, ищет утешение в общении с природой; страсть, охватившая Савву, вызвана "приворотным зельем", но переживания героя описаны автором сочувственно и жизненно. В «Повести» своеобразно переплетаются сказочные похождения Саввы с историческими событиями, в которых участвуют реальные исторические лица. Примечательно в этом отношении то, что и сам герой произведения носит имя известного в XVII в. богатого купеческого рода Грудцыных-Усовых. Сочетание в «Повести» романической темы с подробными описаниями быта и нравов Руси XVII в. дало основание ряду исследователей видеть в этом произведении опыт создания первого русского романа. Текст печатается по изданию: Изборник. С. 609–625.

    Спасибо, что скачали книгу в бесплатной электронной библиотеке Royallib.com

    Все книги автора

    Эта же книга в других форматах

    Приятного чтения!

    Автор неизвестен

Оставить комментарий