Ошибка в тексте ?
Выделите ее мышкой и нажмите
Описание произведения.
«Ибо, когда будут говорить: «мир и безопасность», тогда внезапно постигнет их пагуба, подобно как мука родами постигает имеющую во чреве, и не избегнут». (1Фес 5:3).
На картине Карл Брюллов изобразил событие, произошедшее в Помпеях в 79 году от Р.Х. – катастрофическое для местных жителей извержение Везувия. На переднем плане – множество людей, которые пытаются спастись от страшных действий стихии. Небосвод покрыт темными тучами, сквозь которые просвечивается красное зарево, а в некоторых местах их разрывают всполохи молний. Контраст черного и огненно-красного передает ужас надвигающейся беды. Композиция картины построена по правилам академической живописи – для соблюдения равновесия действующие лица разбиты на отдельные группы, чередование планов достигается с помощью колористической схемы и приемов объемной и силуэтной моделировки образов. Есть в картине и черты отхода от классицизма- действие развивается не только на переднем плане, но уходит вглубь картины, при этом действующие лица не вписываются в треугольник.
Композиционный центр картины – маленький ребенок, сидящий возле своей мертвой матери разбившейся, упав с колесницы, отломленное колесо от которой изображено рядом. Возница пытается удержать коней, но они, словно обезумев, стремятся вперед. Немного закрывает младенца группа из трех персонажей – сыновья несут старого отца на своих плечах. Лица отца не видно, но жест его руки говорит о том, что он объят ужасом от происходящего. Лицо юного сына, обращенное к отцу, выражает сочувствие и страх не за свою жизнь, аза жизнь отца. Быстрота движения братьев передана положением ног и устремленностью фигуры старшего сына. Сыновья изображены Брюлловым настолько разными, что любовь их к отцу выражается по-разному: добрый сочувственный взгляд выразительных темных глаз младшего сына с нежными очертаниями тела и грубоватая, мускулистая фигура старшего, который всю заботу об отце вложил в стремлении унести его как можно быстрее в безопасное место. За спиной старшего сына художник изобразил Плиния, который уговаривает мать идти с ним, а мать, не имея сил из-за старости и болезни, уговаривает сына оставить её и спасаться самому. За матерью Плиния – новобрачный жених несет на руках свою умершую невесту, устремив на неё полный ужаса и отчаяния взор. Он словно не замечает надвигающейся всеобщей беды, потому что собственное горе намного больше. Над всеми персонажами, изображенными в правой части картины – всадник на разбушевавшемся белом коне, освещенный всполохами молний, как символ буйства стихии, накрывающей город.
В левой части картины на переднем плане женщина с двумя дочерьми, которых она обнимает, словно пытаясь закрыть собой и со скорбным вызовом глядя на надвигающуюся беду. Она не пытается бежать, словно понимая свою обреченность, но при этом, не смотря ни на что, сделать все для спасения дочерей. И девочки со страхом и надеждой прильнули к ней, как к последнему спасительному пристанищу. В противовес их статичной группе в самой левой части картины – священник с факелом и кадилом, в облике которого чувствуется стремительность и движение. Его движение направлено навстречу стихии,словно он желает вступить в борьбу с надвигающейся катастрофой. Ближе к центру группа людей укрытых плащом – муж пытается спасти свою семью, уводя её из опасного города. Жена прижимает к груди младенца, другой рукой укрывая охватившего её колени старшего ребенка. Отец изображен стоящим на одной правой ноге, словно продолжает бег, переступив через упавшую женщину. Над группой под плащом изображена толпа. Хаотическое движение, которое там возникло, объясняется тем, что часть людей, находившихся в гробнице, пытаются покинуть её, видя, как рушатся здания вокруг. Встречный поток – это те, кто напротив пытаются спрятаться в ней от страшного извержения. Между ними изображен человек, который собирает упавшее добро, его фигура единственная во всей картине олицетворяет низменность побуждений. Завершает композицию фигура в белых одеждах слева от возницы. Это жрец, в руках которого приборы для жертвоприношений, который, как писал сам художник «бежит в беспорядочном направлении».
«Вот чем будет город торжествующий, живущий беспечно, говорящий в сердце своем: "я, и нет иного кроме меня". Как он стал развалиною, логовищем для зверей! Всякий, проходя мимо него, посвищет и махнет рукою». (Соф.2:15).
История создания.
Картина «Последний день Помпеи» была создана в Италии, куда Брюллов отправился вскоре после окончания Академии Художеств, и стала для него делом жизни. Для того, чтобы создать полотно ему пришлось много потрудиться. Поездка на места раскопок Помпеи, чтение исторических свидетельств об этом событии (в частности сочинений Плиния), попытка реконструкции в собственном сознании трагических событий гибели города под раскаленной лавой и пеплом – всё это было подготовкой к написанию грандиозной картины. Писалось произведение три года – с 1830 по 1833 гг. Сам Брюллов так описывает сюжет картины в письме к своему брату Фёдору в марте 1828 года: «Декорацию сию я взял всю с натуры, не отступая нисколько и не прибавляя». На том месте, которое попало в сюжет картины, при раскопках были найдены браслеты, серьги, кольца, ожерелье и обугленные остатки колесницы. Интересен тот факт, что за два года до начала работы над картиной в 1828 году, когда Брюллов находился в Риме, Везувий вдруг задымился и выбросил высокий столб пепла и дыма.Поспешивший в Неаполь художник прибыл к подножию вулкана, когда тот снова «задремал», чем Карл Павлович был очень раздосадован.
Работа Брюллова вызвала восторг современников и принесла художнику почетные звания ряда европейских Академий, а также золотую медаль французской Королевской Академии Художеств. На родине в Петербурге картина была выставлена летом 1834 года. Вот как свой триумф описывает сам Брюллов: «Чудные моменты пережил я, писавши эту картину. И как теперь вижу стоящего перед нею маститого старца Камуччини. Спустя много дней после того, как весь Рим стекался смотреть мою картину, пришел он ко мне в мастерскую на Виа Сан Клавдио и, постояв несколько минут перед картиной, обнял меня и сказал: «Обними меня, Колосс!»».
Отношение автора к вере.
Карл Брюллов происходил из рода французских гугенотов, его предки были протестантами в католической стране, которые во избежание гибели бежали в Россию. Прадед Карла Брюллова – Георг Брюлло, поступил в 1773 году литейщиком на фарфоровую мануфактуру в Петербурге, а его внук (отец Карла Павловича) Павел Иванович Брюлло – уже был мастером резьбы по дереву и преподавал в Академии Художеств. Сам Карл Павлович по вероисповеданию был протестантом, но это не мешало и ему и его братьям выполнять церковные заказы, писать иконы. В Сергиевской пустыни под Санкт-Петербургом он знакомится с настоятелем – святителем Игнатием Брянчаниновым, который дает весьма нелицеприятную оценку деятельности выпускников Академии Художеств по написанию православных икон, говоря, что «воспитанники русской Академии художеств получили образование по образцам западным и наполнили храмы иконами, вполне недостойными имени икон. Если б эти иконы, пред которыми опускаются долу взоры целомудренные, не стояли в храме, то никто и не подумал бы, что им приписывается достоинство икон». Что касается личной переписки, то святитель в письме к Брюллову говорит о нем, как о «жаждущей душе», что в душе его «всегда было высокое стремление», призывает обратиться к вечной красоте, из которой «не дышит смерть, но отзывается вечная жизнь».
Биография.
Родился 23 декабря 1799 г. в Петербурге. В девять лет Брюллов стал учеником Академии художеств, где уже занимались его старшие братья.
Окончив в 1821 г. академический курс и получив за библейскую композицию «Явление Аврааму трёх ангелов у дуба Мамврийского» золотую медаль, Брюллов отправился в Италию. По пути в Рим посетил Берлин, Дрезден, Венецию, Падую и Болонью.
В 20-х гг. XIX в. живописец создал ряд известных бытовых картин: «Итальянское утро» (1823 г.), «Итальянский полдень» (1827 г.), «Девушка, собирающая виноград в окрестностях Неаполя» (1828 г.).
В 1833 г. картина «Последний день Помпеи» совершила путешествие по Европе, где экспонировалась с большим успехом. Затем полотно привезли в Россию, где её ждал триумф. Художника избрали почётным членом академий Милана, Болоньи, Флоренции и Пармы. В Париже его ожидало награждение золотой медалью.
На рубеже 30-х и 40-х гг. Брюллов создал ряд камерных портретов. В число наиболее удачных входят портреты писателя Н. В. Кукольника (1836 г.), поэта В. А. Жуковского (1838 г.), баснописца И. А. Крылова (1839 г.), поэта и переводчика А. Н. Струговщикова (1840 г.), археолога М. Ланчи (1851 г.) и, конечно же, автопортрет (1848 г.).
Весной 1849 г. Брюллов уехал за границу на лечение. Ему не суждено было вернуться на родину. Умер 23 июня 1852 г. в местечке Марчано близ Рима.
Автор текста: Григорьева Наталья Ивановна.