Ошибка в тексте ?
Выделите ее мышкой и нажмите
Приблизительное описание лекции:
Напоминай им повиноваться и покоряться начальству и властям, быть готовыми на всякое доброе дело,
никого не злословить, быть не сварливыми, но тихими, и оказывать всякую кротость ко всем человекам.
(Тит. 3:1-2)
Апостол говорит об отношении христианина к гражданским властям. Он высказывается в этом отношении достаточно ясно. Он говорит: Напоминай им повиноваться и покоряться начальству и властям, быть готовыми на всякое доброе дело. То есть христианин – это лояльный гражданин той страны, в которой он живет; человек, который оказывает повиновение гражданской власти. Это хороший, послушный гражданин, который поддерживает гражданский порядок, соблюдает законы, оказывает должное уважение представителям гражданской власти. Возможны ситуации, когда христианин говорит властям: «Нет». Как апостолы, например, когда им пытаются запретить проповедовать Слово Божие, говорят: «Судите сами, справедливо ли перед Богом слушаться вас больше, чем Бога». Или когда языческие власти в Римской империи принуждают христианина поклониться статуе императора, воздать ему божеские почести – в этой ситуации христианин говорит: «Нет».
В Основах социальной концепции Русской Православной Церкви говорится о том, что существует в принципе такая возможность гражданского неповиновения. Но эта ситуация связана не с тем, что христианин непокорен гражданским властям в принципе, а с тем, что есть более высокие власти, чем власти гражданские. Но в ситуации, когда от нас власти не требуют чего-то несомненно греховного – мы обязаны повиноваться и покоряться начальству и властям. При этом речь не идет о том, что они сами грешат или не грешат — они, конечно, грешат, они подобные нам грешные человеки.
...быть готовыми на всякое доброе дело, никого не злословить, быть не сварливыми, но тихими, и оказывать всякую кротость ко всем человекам. Апостол нам говорит: никого не злословить. Это очень тяжело исполнить, потому что мы живем в окружении чрезвычайного злословия. И злословие составляет, наверное, значительную часть вообще всего, что люди говорят, всего, что люди высказывают. В социальных сетях мы видим, как и начальствующего злословят, и судий поносят, и вообще в крайне резких выражениях считают нужным отзываться о гражданских властях. Это нехристианское отношение. Это важно понимать: нравится нам или не нравится, но апостол заповедует совершенно другое. Апостол говорит, что мы не должны никого злословить, мы должны оказывать всякую кротость, мы должны повиноваться и покоряться. И если мы по совести понимаем, что нам стоит в чем-то возразить начальствующим, мы должны найти способ сделать это с уважением и с кротостью. Тем более, когда мы хотим повлиять на чье-то поведение (любого человека, необязательно начальствующего даже), злословие и сварливость не работают, не помогают человеку изменить свое поведение. Мы можем повлиять на поведение других людей, когда мы ведем себя с кротостью, с уважением и с почтением. Вот тогда мы что-то можем исправить.
Злословие, гнев, ярость, сварливость ничего не исправляют, они только разрушают. И апостол подчеркивает: никого не злословить. Не то, что «не злословьте хороших людей». Тех людей, которых мы считаем хорошими, мы и так не злословим, нам это не нужно специально заповедовать. Нам нужно запрещать злословить кого-то, кого мы злословить вообще склонны. Не нужно было бы специально оговаривать, если мы и так не хотим никого злословить. А вот… нельзя злословить вообще никого. Часто люди говорят: «Ну как же его не злословить, когда он дурной человек? Когда он такой и сякой, и этакий». Но вот апостол говорит: «Нельзя злословить».
Мы можем выражать несогласие, мы можем выражать неодобрение – это мы можем и иногда должны. Но мы должны отличать это от злословия. Потому что, даже выражая наше несогласие или неодобрение, мы должны избирать какую-то уважительную, кроткую, вежливую форму обращения. Как показывает опыт всего человечества: кроткий ответ отвращает гнев (Притч. 15:1), и если мы хотим повлиять на чье-то мнение и поведение, нам стоит вести себя очень благожелательно и вежливо. Как раз сварливость и злословие никогда не помогают что-либо исправить.
...оказывать всякую кротость ко всем человекам. Кротость – это добродетель, противоположная ярости и гневу. Кроткий человек – это человек, которого нельзя вывести из себя. Обычно человек не кроткий — человек гневливый, человек, который сразу реагирует на любую провокацию, на любое реальное или воспринимаемое оскорбление. Кто-то не оказывает ему должного почтения (или ему кажется, что не оказывают должного почтения) – он приходит в ярость и гнев. Апостол говорит, что наше поведение должно быть противоположным: мы должны оказывать всякую кротость, мы не должны с яростью отвечать на чью-то чужую ярость. Мы не должны входить в это состязание, когда кто-то кого-то обругал, а тот обругал взаимно, и никто не хочет первым отстать от этой глупой ссоры. Когда мы видим, как в интернете возникают длинные и длинные, и длинные цепочки комментариев, которые состоят из одной ругани, из одних оскорблений: никто не выдвигает никаких доводов, не пытается кого-то образумить, а просто люди, которые находятся в разных городах, в тысячах километров друг от друга, используют современную технологию, для того чтобы друг друга пытаться уязвить и оскорбить.
И вот апостол говорит: «Мы должны оказывать всякую кротость ко всем человекам». В том числе к человекам, которые нас раздражают, провоцируют и ведут себя безобразно. Почему? Апостол приводит этому нравственному требованию определенное вероучительное, богословское обоснование. Вот что он пишет с третьего стиха:
Ибо и мы были некогда несмысленны, непокорны, заблуждшие, были рабы похотей и различных удовольствий, жили в злобе и зависти, были гнусны, ненавидели друг друга.
Когда же явилась благодать и человеколюбие Спасителя нашего, Бога,
Он спас нас не по делам праведности, которые бы мы сотворили, а по Своей милости, банею возрождения и обновления Святым Духом,
Которого излил на нас обильно через Иисуса Христа, Спасителя нашего,
чтобы, оправдавшись Его благодатью, мы по упованию соделались наследниками вечной жизни.
(Тит. 3:3-7)
Мы были не лучше тех людей, которые нас сейчас раздражают. Мы были несмысленны – не понимали, что к чему; мы были непокорны – то есть мы противились Богу и не желали покоряться Его заповедям, нас это вообще не интересовало; меньше всего на свете нас волновало в наших поступках, согласны ли они с Божьими заповедями.
...заблудшие, были рабы похотей и различных удовольствий. Жили в злобе и зависти, были гнусны и ненавидели друг друга. Были гнусны – то есть были ненавистны: и нас ненавидели, и мы сами ненавидели других людей. Эта картина может показаться чрезмерно мрачной: что же, все такие были дурные люди? На самом деле, она просто реалистична. Когда человек познает Божию благодать, когда он понимает, как должно себя вести, он оглядывается и говорит: «Да я был в аду вообще». Это одна из особенностей ада: как ад воспринимается прежде всего снаружи, когда человек понимает, что нельзя так жить. До этого он жил и думал: «Ну а что, все так живут, почему я должен выделяться? Все так живут. Все так пробиваются в жизни». Но потом, когда человек познает благодать Божию, он оглядывается и смотрит: «Ужас-то какой. Как я вообще ужасно жил. Я был несмыслен и непокорный, заблудший, раб похотей и различных удовольствий, жил в злобе и зависти: «были гнусны, ненавидели друг друга».
Апостол упоминает ряд грехов, он говорит: злоба, зависть. Зависть – это такое переживание, которое часто притворяется справедливостью, то есть никто же не говорит о себе: «Я завистник, меня возмущает, что у другого человека больше каких-то благ». Нет, человек говорит: «Я требую справедливости, требую, чтобы этого мерзавца и злодея посадили и отняли, поделили». Но это на самом деле именно зависть. Злоба притворяется желанием справедливости, опять же, когда человек хочет, чтобы дурных людей наказали. Но очень часто то, что изнутри человек видит как справедливость, снаружи выглядит просто как злобная мстительность.
Ненавидели друг друга. В этом мире, как и во времена апостола Павла, ненависть иногда рассматривалась как что-то положительное, что-то хорошее. Я помню, как еще в советской школе нас учили, что мы должны любить социалистическое отечество, ненавидеть его врагов. И человек, который привержен какой-то политической стороне, партии, который поддерживает какую-то сторону в конфликте (у нас много всяких конфликтов), и вот он может поддерживать одну из сторон и может считать правильным ненавидеть плохих людей, которые поддерживают другую сторону. Но апостол говорит, что это абсолютно неправильно, это несообразно Божией воле.
И он перечисляет все эти пороки, говорит: «мы были вот такие». Почему? Чтобы внушить людям, Титу и его слушателям, что Бог любит этих дурных людей – как Бог любит нас, хотя мы были дурными людьми. Бог хочет, чтобы эти люди спаслись. И Павел подчеркивает:
...Когда же явилась благодать и человеколюбие Спасителя нашего, Бога, Он спас нас не по делам праведности. Что открылось в Боге? Открылось ли в Боге справедливое возмездие всем этим дурным людям? Нет. Явилась благодать и человеколюбие Спасителя нашего, Бога. Мы были чрезвычайно дурными людьми, которые не заслуживали ничего хорошего, но Бог явил свою благодать и человеколюбие. Бог видел грешников, которые Его не знают и знать не желают, которые грешат, которые ведут себя вызывающе, которые каждый день оскорбляют Его в лицо, которые если и упоминают Его имя, то для того, чтобы использовать его в своих каких-то дурных целях – в общем, люди, которые абсолютно ничего хорошего не заслуживали перед Богом. Бог на это ответил тем, что Он явил свою благодать и человеколюбие в лице Иисуса Христа. Христос умер за грехи всех этих негодных людей. Поэтому христиане должны подражать в этом отношении Богу и отвечать на дурное поведение других людей благодатью и человеколюбием.
Это ни в коем случае не легко, и понятно, что это вызывает огромное внутреннее сопротивление. Благая весть, которую возвещает апостол Павел, которую возвещают апостолы вообще, она в высшей степени контркультурна, как сейчас говорят. То есть она абсолютно противоположна тому, что мы склонны делать по нашей падшей природе. Наша падшая природа означает, что у нас все настройки по умолчанию сбиты; и они сбиты, и они склонны возвращаться в сбитое состояние, даже когда мы пытаемся поправить. Мы склонны враждебно относиться к тем, кто враждебно относится к нам. Это немедленная и естественная реакция: «Меня задели, ко мне отнеслись непочтительно – мне тоже хочется отнестись непочтительно. По отношению ко мне совершили несправедливость – и я тоже хочу совершить несправедливость». Это кажется самоочевидным. И иногда, когда пытаешься увещевать людей так не делать, они говорят: «А вот чего они поступили плохо? И теперь мы имеем право поступать по отношению к ним плохо. По отношению ко мне совершили несправедливость – и я теперь могу совершать несправедливость».
Апостол же говорит, что Божий образ действия совершенно противоположный. Мы по отношению к Богу грешили, мы вели себя безобразно, мы навлекали на себя Божие осуждение, Божий гнев, но Бог в ответ на это послал Своего Сына Единородного нас спасти. Бог ответил на это благодатью и человеколюбием. Бог любит дурных людей, с которыми у нас конфликт. Бог хочет, чтобы они были спасены, как мы спасены.
...Он спас нас не по делам праведности, которые бы мы сотворили, а по Своей милости, банею возрождения и обновления Святым Духом, Которого излил на нас обильно через Иисуса Христа, Спасителя нашего. Новая жизнь, которая дарована христианам, дарована им не по их заслугам, не по их достижениям, а в результате сверхъестественной милости Бога. И христиане призваны далее транслировать эту сверхъестественную милость в мир. Милость, которая простирается по отношению к людям, не заслуживающим этой милости. Если мирской стандарт поведения – это когда мы прикидываем: «А заслуживает ли этот человек хорошего отношения?», христианский стандарт поведения – мы должны проявлять доброту по отношению к людям, которые этого не заслуживают. Точно так же, как Бог проявляет доброту по отношению к нам, хотя мы этого не заслужили. Чтобы мы, оправдавшись Его благодатью, по упованию соделались наследниками вечной жизни. Благодать Божия нас оправдывает перед Божиим судом, Бог прощает наши грехи, и Бог меняет нас изнутри.
Слово это верно; я желаю, чтобы ты подтверждал о сем, дабы уверовавшие в Бога старались быть прилежными к добрым делам: это хорошо и полезно человекам. (Тит. 3:8)
Здесь у апостола постоянно идет связь между спасением, которое дается по милости, по благодати – не по делам. Он много раз подчеркивает, что спасение дается не по делам, а по Божией милости, по Божией благодати. Мы ничего не заслужили хорошего по делам: вам лучше про дела не вспоминать, вы можете обрести спасение только по милости и Божией благодати.
Но это спасение – не какая-то формальность, это не просто списание долгов, а это могущественная Божия сила, которая меняет человека изнутри. Спасение – это некая реальность, в которую человек входит или отказывается войти, здесь и сейчас. И когда он в нее входит, это меняет его сердце и человек делается усердным, прилежным к добрым делам. То есть наше спасение не основано на наших добрых делах, но оно всегда проявляется в добрых делах. Бог меняет сердце человека так, что как раньше человек рвался совершать какие-то греховные поступки, так теперь он рвется угождать Богу. И апостол говорит, что мы должны помнить о том, что сделал для нас Бог, и проявлять это в нашем переменившимся поведении.
Глупых же состязаний и родословий, и споров и распрей о законе удаляйся, ибо они бесполезны и суетны.
Еретика, после первого и второго вразумления, отвращайся,
зная, что таковой развратился и грешит, будучи самоосужден.
(Тит. 3:9-11)
И апостол говорит: Вот эта благая весть. Явилась Божия благодать. Христос умер за наши грехи и воскрес из мертвых, Он даровал нам Святого Духа, который созидает из нас Церковь. А заниматься бесконечными состязаниями и истолкованиями закона – это просто бесполезно и суетно, не нужно никому. И далее Павел дает такое дисциплинарное указание:
...Еретика, после первого и второго вразумления, отвращайся. Слово «еретик», «ересь» буквально значит «разделение». Ересь – это течение, ответвление. Тут слово «еретик» может иметь оттенок «раскольник» – человек, который производит какие-то смуты, какие-то разделения. После первого и второго вразумления отвращайся – то есть если человек упорно грешит, если он упорно придерживается каких-то ложных убеждений, неправильно себя ведет, от него следует отвращаться.
...зная, что таковой развратился и грешит, будучи самоосужден. Невозможно человека обратить помимо его воли; если он упорно пребывает в лжеучении, в грехе, то его нужно просто предоставить его собственной судьбе. И далее апостол завершает свое послание заключительными приветствиями.
Когда пришлю к тебе Артему или Тихика, поспеши прийти ко мне в Никополь, ибо я положил там провести зиму.
Зину законника и Аполлоса позаботься отправить так, чтобы у них ни в чем не было недостатка.
Пусть и наши учатся упражняться в добрых делах, в удовлетворении необходимым нуждам, дабы они не были бесплодны.
(Тит. 3:12-14)
Речь идет, очевидно, о том, что этих двух людей, Зину законника и Аполлоса, нужно отправить так, чтобы у них не было недостатка. Христиане должны поддерживать друг друга и должны поддерживать служение Церкви. Церковь не имеет никаких других средств, кроме тех средств, которые захотят ей пожертвовать благочестивые христиане. Это могут быть какие-то маленькие пожертвования небогатых людей, это могут быть какие-то большие суммы людей, которых Бог благословил земным богатством. Как наши купцы строили больницы. В Москве есть больница, которая построена в свое время благочестивыми купцами.
...Пусть и наши учатся упражняться в добрых делах. Вот это интересный оборот: упражняться в добрых делах. Делание добрых дел – это то, в чем можно упражняться. И важно начинать с малого. Мы знаем, что Слово Божие говорит: правильно и хорошо платить десятину в Церковь, это старая очень традиция, она основана на Священном Писании. И в этом отношении у нас все очень по-разному. Я помню, как я беседовал с одним американцем, и как-то в разговоре у нас выяснилось, что пожертвования – это то, что человек дает поверх десятины, а десятину он платит своей церковной общине – это просто само собой разумеется. Пожертвования – это то, что идет сверху. Добровольное пожертвование – это то, что он захочет сверх этой десятины дать. И я подумал: да, это так. Я на тот момент десятины еще не платил, мне это было некоторым укором, что на самом деле Церковь, которой все ее члены платят десятину — это Церковь, у которой будут существенные финансовые возможности, для того чтобы проповедовать Слово Божие, для того чтобы помогать нуждающимся.
Очень часто у нашей Церкви таких возможностей нет, именно потому что мы этого не делаем. Но апостол говорит: пусть учатся упражняться. Что значит упражняться? Когда мы упражняемся, мы начинаем с небольшого. Когда человек занимается физическими упражнениями, он берет какой-то небольшой вес, который он может поднять при его общей расслабленности. И можно начать не платить десятину, а платить какую-то очень небольшую сумму денег в Церковь, которую я могу потянуть. Сто рублей в месяц или пятьсот рублей в месяц – что-то такое, что мне выносимо, что-то такое, что не кажется мне в большую тяготу. И по мере того, как человек научается регулярно помогать Церкви, Бог действует в его сердце. Когда мы делаем что-то угодное Богу – это возможность для Святого Духа что-то в нашем сердце менять и что-то менять в нашей жизни. И постепенно человек научается давать больше, и он испытывает все больше и больше радости и утешения, и удовлетворения из-за того, что он участвует в Божием деле, что храм Божий стоит, что служба совершается, совершаются какие-то добрые дела, что в воскресной школе детям преподают Слово Божие, и в этом есть также его доля, хотя бы и небольшая. И упражняться — значит начинать с очень немногого, а потом пытаться больше и больше.
Приветствуют тебя все находящиеся со мною. Приветствуй любящих нас в вере. Благодать со всеми вами. Аминь. (Тит. 3:15)