Послание к Титу. Глава 2. - Сергей Львович Худиев

Preloader

Ошибка в тексте ?

Выделите ее мышкой и нажмите

Ctrl + Enter

Послание к Титу. Глава 2.

Сергей Львович Худиев Послание к Титу. Глава 2.
Эпизод в Библии:

Приблизительное описание лекции:

Ты же говори то, что сообразно с здравым учением:

чтобы старцы были бдительны, степенны, целомудренны, здравы в вере, в любви, в терпении;

чтобы старицы также одевались прилично святым, не были клеветницы, не порабощались пьянству, учили добру;

чтобы вразумляли молодых любить мужей, любить детей,

быть целомудренными, чистыми, попечительными о доме, добрыми, покорными своим мужьям, да не порицается слово Божие.

(Тит. 2:1-5)

Апостол обращается к разным группам своей паствы, и он начинает со старцев и стариц. Старцы должны быть бдительны, степенны, целомудренны, здравы в вере, в любви, в терпении.

Бдительны – очевидно, чтобы не впасть в грех. Степенны – должны вести себя так, чтобы внушать почтение. Степенны – это еще означает человека, который держится с достоинством. Речь здесь не идет о человеке, который держится надменно, это нечто прямо противоположное, но именно о человеке, который держится с достоинством. Это человек, от которого вы не услышите какого-то грязного, глупого слова. Это человек, который понимает, что он является христианином и это налагает на него ответственность.

Целомудренны, здравы в вере, в любви, в терпении. То есть старцы должны проявлять терпение. Так бывает, что человек делается раздражителен к пожилому возрасту. Это всегда проблема, мы все люди раздражительные, но в пожилом возрасте эта проблема особенно может быть серьезна, и поэтому апостол увещевает их проявлять терпение.

...чтобы старицы также одевались прилично святым, не были клеветницы, не порабощались пьянству, учили добру. Одеваться как прилично святым увещевает апостол, и, очевидно, речь идет об одежде, которая выражает внутреннее поведение человека, его внутреннее отношение к миру.

Важно, как мы одеваемся, потому что этим мы передаем определенное послание. Бывает, что человек хочет одеться нарочито ярко, как попугай. А бывает наоборот, человек одевается нарочито официально, как будто он идет на какой-то официальный прием. Бывает, что человек одевается подчеркнуто неряшливо, он выглядит совершенно как бездомный. А бывает так, что человек одевается чрезмерно дорого и подчеркивает всем своим видом, что он одевается в каких-то дорогих магазинах и принадлежит к богатой прослойке общества. И что значит одеваться как прилично святым? Это значит выбирать ту одежду, которая никого не оскорбляет, не смущает, не соблазняет, не провоцирует, не огорчает. И это не какое-то формальное требование, это просто проявление любви к ближнему: когда человек одевается так, чтобы ближнему не было плохо, чтобы он не был удручен, оскорблен или смущен.

Не были клеветницы. Апостол обращает внимание, Библия постоянно обращает внимание на грехи языка, и вот один из этих грехов – клевета. И клевета – это нечто гораздо более широкое, чем просто деяние, предусмотренное Уголовным кодексом, когда человек составляет обвинение такое, чтобы кого-то ложно обвинить в тяжком преступлении. Клевета – это когда мы так или иначе пытаемся разрушить репутацию других людей. Очень часто человек не продумывает это, он себе не отдает четкого отчета, что он клеветник, он просто говорит про другого человека какие-то гадости, он может верить, что так оно и есть. Человеку очень легко себя убедить во всем, что угодно. Когда человек делает выводы из каких-то фраз, из каких-то наблюдений, когда человек приписывает максимально неблагоприятное истолкование словам и поступкам другого.

Люди бывают клеветниками и клеветницами даже не потому, что они какие-то имеют коварные планы посадить человека в тюрьму и присвоить его имущество, например, а абсолютно на пустом месте желая поразвлечься, желая принять участие в разговоре. И вот апостол предостерегает против этого греха.

Не порабощались пьянству. С пожилыми людьми бывает так, что они не видят каких-то других развлечений в жизни, и из всех грехов плоти они бывают склонны именно к пьянству. И апостол говорит, что нужно особенно этого избегать, особенно этого опасаться.

Учили добру, чтобы вразумляли молодых. Пожилые люди несут особенную ответственность за вразумление молодых: они должны быть примером и должны быть учителями.

Любить мужей, любить детей, быть целомудренными, чистыми, попечительными о доме, добрыми, покорными своим мужьям, да не порицается слово Божие. То есть старицы должны вразумлять молодых, чтобы они достойно исполняли свои семейные обязанности. Далее апостол обращается к Титу, чтобы он наставлял юношей.

Юношей также увещевай быть целомудренными. (Тит. 2:6)

Поскольку это актуально для молодых людей, которые обладают отменным здоровьем физическим, для них это важно. И в античном мире целомудрие для юношей не считалось чем-то таким обязательным; для девушек считалось, да, считалось, что девушка должна вступать в брак девственницей. Но а то, что юноша где-то до брака проводит время – это не считалось чем-то особенно возмутительным. И вот апостол говорит: нет, юношей увещевай быть целомудренными.

Во всем показывай в себе образец добрых дел, в учительстве чистоту, степенность, неповрежденность,

слово здравое, неукоризненное, чтобы противник был посрамлен, не имея ничего сказать о нас худого.

(Тит. 2:7-8)

Сегодня мы живем в мире, который несколько отличается от мира апостола Павла, потому что у нас существуют социальные сети. Социальные сети – само по себе это техническое средство, оно не хорошее и не плохое, но оно приводит к тому, что грехи, которые были до этого, получают новые формы выражения. И когда христианин говорит что-то неуместное, неприличное, неудобное, что-то такое, за что рады уцепиться противники Церкви, это немедленно тиражируется. Иногда люди выдумывают на пустом месте, когда просто никто ничего такого не говорил. Но бывает так, что да, действительно, человек что-то скажет неуместное, и его с радостью тиражируют. Так бывает, особенно в социальных сетях, когда делают скриншоты и их всячески развешивают для того, чтобы показать, какие христиане глупые, какую они говорят чепуху, и иногда злую чепуху.

И поэтому апостол говорит: слово здравое, неукоризненное. Всякий раз, когда мы делаем какое-то высказывание, мы должны помнить, что есть противник, что мы находимся в состоянии духовного конфликта, и этот самый противник будет очень рад возможности сказать о нас нечто худое. Тем более сейчас, в эпоху социальных сетей. Давно, у Владимира Высоцкого была такая песня про микрофон: «если я солгу, он ложь мою безжалостно усилит». Микрофон – это еще мелочи, а вот социальные сети – это когда вы что-нибудь скажете неуместное и глупое, такое, которое повеселит противников Церкви, можно быть уверенным, что они это чрезвычайно сильно растиражируют. Поэтому очень важно, чтобы христианин не говорил ничего, что могло бы быть использовано против Церкви. Его слово должно быть здравое и неукоризненное.

В учительстве чистоту, степенность, неповрежденность. Учение должно быть неповрежденным и чистым. Апостол здесь еще раз подчеркивает неразрывное единство между этикой и догматикой. Потому что иногда мы сталкиваемся с тем, что в миру нам говорят: да какая разница, какое учение, был бы человек хороший. Апостол говорит: чрезвычайно важно быть хорошим человеком. Конечно, если вы не являетесь этически хорошим человеком, это будет показывать, что вы не знаете Бога на самом деле. Конечно, подлинная вера должна приводить к поведению, которое сообразно вере. Это постоянно говорит апостол, конечно, это так. Но он также подчеркивает, что необходимо здравое, неукоризненное учение, чистое, неповрежденное. Очень важно придерживаться истинной веры, поскольку на самом деле именно истинная вера и меняет наше поведение. И далее апостол говорит о рабах.

Рабов увещевай повиноваться своим господам, угождать им во всем, не прекословить,

не красть, но оказывать всю добрую верность, дабы они во всем были украшением учению Спасителя нашего, Бога.

(Тит. 2:9-10)

Это очень интересный момент, когда апостол говорит о рабах. Иногда претензии высказывают: а что ж, Павел не был против рабства. На самом деле тут он не одобряет и не протестует, он просто исходит из того, что рабство – это такая социальная реальность. Он ничего не может с этой реальностью сделать. Он может только увещевать людей определенным образом вести себя в рамках этой реальности, которая существует, независимо от желания апостола. И вот что он говорит:

...Рабов увещевай повиноваться своим господам, угождать им во всем, не прекословить, не красть. Кажется, раб имеет причины быть недовольным, и если раб совершает кражу, то это не страшно, у него самого украли свободу, он сам не получает должной платы за свой труд, его заставляют работать ни за что – если он украдет и убежит, то это будет только справедливо. Но апостол говорит, что христианин должен поступать не по справедливости воздаятельной, христианин должен творить благо всем людям везде, где бы он ни оказался. Мирская точка зрения: «Если со мной обошлись несправедливо, я тоже имею право в свою очередь поступить несправедливо. Если меня обворовали и лишили, в данном случае, свободы, я тоже имею право обворовать». Но христианская точка зрения другая. Он говорит, что всегда нужно творить людям добро, даже тем людям, которые по отношению к нам несправедливы, и по отношению к тем людям, в отношении которых у нас есть законные претензии.

...не красть, но оказывать всю добрую верность. То есть христианин, находясь на том месте, где он находится, должен угождать Богу и вести себя добросовестно. На том месте, где ты оказался, ты должен показывать пример добросовестного отношения к своим обязанностям. Оказался ли ты наемным работником, оказался ли ты в армии, оказался ли ты где-то в ситуации, которая может тебе не очень нравится, но в которой у тебя есть определенные обязанности. Допустим, ты являешься рабочим в магазине и доносишь, расставляешь товар на полках – ты должен делать это как можно более добросовестно, ты должен оказывать всю добрую верность. Христианин должен отличаться добросовестным исполнением всех обязанностей, которые на него возложены:

...дабы они во всем были украшением учению Спасителя нашего, Бога. Очевидно, перед глазами у апостола и у его читателей тут возникал пример Иосифа, который был продан в рабство, в Египет, он там оказался в доме некого египетского царедворца Потифара. И вместо того, чтобы предаваться горечи и гневу из-за того, что его украли из родного дома, продали в чужую страну, он добросовестно исполнял свои обязанности в доме Потифара и в итоге выслужился, стал управителем в его доме, а потом он дальше стал правителем всего Египта. Апостол нас призывает к такому позитивному отношению к любой ситуации. В этой неприятной ситуации рабства. Или в ситуации, когда человек работает на нелюбимой работе, потому что он должен деньги зарабатывать, чтобы кормиться, у него может возникнуть такое отношение горечи: «Я считаю, что все тут несправедливо; если я кого-нибудь обворую, это я себе только немножко компенсирую те обиды, которые мне причинили». Но апостол говорит: «Нет, будь добросовестен. Даже в ситуации, когда ты считаешь, что с тобой обращаются несправедливо, ты должен быть справедливым. Ты должен исполнять свои обязанности наилучшим образом».

Ибо явилась благодать Божия, спасительная для всех человеков,

научающая нас, чтобы мы, отвергнув нечестие и мирские похоти, целомудренно, праведно и благочестиво жили в нынешнем веке,

ожидая блаженного упования и явления славы великого Бога и Спасителя нашего Иисуса Христа,

Который дал Себя за нас, чтобы избавить нас от всякого беззакония и очистить Себе народ особенный, ревностный к добрым делам.

Сие говори, увещевай и обличай со всякою властью, чтобы никто не пренебрегал тебя.

(Тит. 2:11-15)

Почему следует так себя вести? Потому что явилась благодать Божия, спасительная для всех человеков. Бог хочет, чтобы все люди спаслись. Бог ищет спасения всех людей, с которыми вы имеете дело. Бог ищет спасения вашего начальника, Бог ищет спасения вашего командира, Бог ищет спасения ваших сослуживцев. Все они являются предметом Божьей любви и заботы. И вы находитесь как христианин среди них именно для того, чтобы свидетельствовать им о Боге, причем не только словами, но и в значительной степени поведением, чтобы можно было сказать, что этот человек христианин, и это видно, как он добросовестно относится к своим обязанностям, это видно, как он благожелательно относится ко всем людям.

Это благодать нас научает, чтобы мы, отвергнув нечестие и мирские похоти, целомудренно, праведно и благочестиво жили в нынешнем веке. В чем проявляется Божия благодать в жизни человека? В том, как меняется его характер, меняются его цели, меняются его устремления. Этот мир ориентирован на поиски удовольствий, на поиски престижа, на поиски каких-то материальных благ. Но благодать научает, чтобы мы, отвергнув нечестие и мирские похоти, жили целомудренно, праведно и благочестиво в нынешнем веке, ожидая блаженного упования и явления славы великого Бога и Спасителя нашего Иисуса Христа. То есть христиане – это люди, которые живут в ожидании возвращения Господа. Мы знаем, что наступит момент, когда Господь вернется во славе, и Его верные будут восприняты в Его Царство, мы увидим торжество нашего Господа, мы увидим преображенное мироздание. И мы живем в ожидании этого события, которое непременно произойдет. Мы не знаем, застигнем ли мы его во плоти, или мы как и предыдущие поколения христиан просто умрем и будем ожидать его уже на небесах. Но мы не сомневаемся, что оно произойдет; и мы исходим из того, что оно будет; мы смотрим на это событие, как на наш ориентир:

...Иисуса Христа, Который дал Себя за нас, чтобы избавить нас от всякого беззакония и очистить Себе народ особенный, ревностный к добрым делам. Цель, с которой Христос умер за наши грехи, — избавить нас от всякого беззакония, то есть даровать нам прощение грехов, но нечто большее, чем прощение, а внутреннее преображение, которое должно нас сделать народом особенным, ревностным к добрым делам.

...Сие говори, увещевай и обличай со всякою властью, чтобы никто не пренебрегал тебя. У Тита есть определенные обязанности, и у него есть определенные полномочия. Иисус Христос поставил апостолом святого апостола Павла, а Павел поставил Тита. Тит имеет по этой цепочке власть, исходящую от Иисуса Христа. Такой же властью обладает любой законно рукоположенный пастырь в Православной Церкви, и этой властью не следует пренебрегать. Мы, конечно, должны понимать, что священники – живые люди, и ни один священник не обладает, конечно же, непогрешимостью, они могут ошибаться, они могут грешить, но мы должны с глубоким почтением относиться к священническому сану.

Preloader
Preloader

Оставить комментарий