Ошибка в тексте ?
Выделите ее мышкой и нажмите
Приблизительное описание лекции:
Павел, раб Божий, Апостол же Иисуса Христа, по вере избранных Божиих и познанию истины, относящейся к благочестию,
в надежде вечной жизни, которую обещал неизменный в слове Бог прежде вековых времен,
а в свое время явил Свое слово в проповеди, вверенной мне по повелению Спасителя нашего, Бога, –
Титу, истинному сыну по общей вере: благодать, милость и мир от Бога Отца нашего и Господа Иисуса Христа, Спасителя нашего.
(Тит. 1:1-4)
Как и другие свои послания, апостол начинает это послание с приветствия. Так было принято в Древнем мире: в приветствии человек называл себя и называл своего адресата. И здесь апостол как всегда обозначает свои полномочия: кто он такой и почему он это пишет. Он говорит: раб Божий, Апостол же Иисуса Христа. Что здесь обращает на себя внимание? Обычно апостол Павел пишет в своих посланиях: раб Иисуса Христа, здесь он пишет: раб Божий, Апостол же Иисуса Христа. И это обращает наше внимание на то, что Павел использует слова «Бог» и «Христос» как практически взаимозаменяемые понятия. Он относит к Иисусу Христу то же самое, что и к Богу. Называя себя рабом Иисуса Христа, он же называет себя рабом Бога.
...по вере избранных Божиих и познанию истины. Кто такие избранные Божии? Это христиане. Все христиане, согласно Священному Писанию, являются Божиими избранными. Мы являемся христианами не потому, что мы сами навязались Богу, но потому что Бог предопределил привести нас к вере, – это истина, которую Павел неоднократно утверждает.
...в надежде вечной жизни, которую обещал неизменный в слове Бог прежде вековых времен. Апостол возвещает все это в надежде вечной жизни. То есть он сразу задает систему координат, в рамках которой рассматривается все остальное. Христиане – это люди, имеющие надежду вечной жизни. На чем основана эта надежда вечной жизни? В различных религиозных, философских системах люди верят в то, что жизнь продолжается после смерти. На чем основана эта их уверенность, на чем основано это предположение? Апостол говорит, на чем основана его надежда: на Слове Божием — это то, что обещал неизменный в слове Бог прежде вековых времен, а в свое время явил Свое слово в проповеди, вверенной мне по повелению Спасителя нашего, Бога. Здесь апостол называет Спасителем Бога, и чуть дальше он говорит:
...благодать, милость и мир от Бога Отца и Господа Иисуса Христа, Спасителя нашего. Он называет Спасителем уже Иисуса Христа. Мы видим, как здесь у апостола, уже в этом приветствии, Бог и Христос практически сливаются. И Бог, и Христос являются Господом и Спасителем; и апостол является рабом как Бога, так и Иисуса Христа. И мы здесь видим, что апостол проводит тот догмат, который впоследствии в Церкви будет сформулирован как нераздельность Лиц Троицы. Их невозможно разделить, и то, что мы относим к Богу, мы относим и к Иисусу Христу.
К кому он обращается? Титу, истинному сыну по общей вере. Сын, конечно же, имеется в виду духовный. Очевидно, апостол Павел в свое время обратил Тита, привел его ко Христу.
...благодать, милость и мир от Бога Отца и Господа Иисуса Христа, Спасителя нашего. То есть апостол преподает благодать, милость и мир. Благодать – это расположение Бога к людям; и мир – это свидетельство того, что верные христиане пребывают в мире с Богом. Тит – это посланник апостола Павла, которого он направляет на Крит, для того чтобы устроять там церкви Божии и решить возникшие в критских общинах проблемы. И вот что пишет апостол:
Для того я оставил тебя в Крите, чтобы ты довершил неоконченное и поставил по всем городам пресвитеров, как я тебе приказывал: (Тит. 1:5)
Что интересно, обратим на это внимание. Откуда берутся в ранней Церкви пресвитеры? Откуда берутся возглавители этих общин? Их ставит Тит по поручению апостола Павла. Мы еще раз, как неоднократно в Священном Писании, видим здесь апостольское преемство. То есть речь не идет о том, что просто люди собрались и избрали из своей среды кого-то, кто будет предстоять за богослужением – нет. Апостол назначает своего посланника Тита, Тит ставит пресвитеров уже в различные церковные общины. Обязанность это делать лежит именно на Тите, который представляет здесь апостольский авторитет.
В истории Церкви неоднократно так бывало, что люди избирали из своей среды епископа, но при этом, разумеется, епископом он мог быть только после того, как он получал рукоположение в соответствии с апостольским преемством. Церковь выстраивается в этом отношении по линии преемства от апостолов. И далее апостол описывает, какими качествами должен обладать пресвитер.
если кто непорочен, муж одной жены, детей имеет верных, не укоряемых в распутстве и непокорности.
Ибо епископ должен быть непорочен, как Божий домостроитель, не дерзок, не гневлив, не пьяница, не бийца, не корыстолюбец,
но страннолюбив, любящий добро, целомудрен, справедлив, благочестив, воздержан,
держащийся истинного слова, согласного с учением, чтобы он был силен наставлять в здравом учении и противящихся обличать.
(Тит. 1:6-9)
Апостол здесь перечисляет характеристики, которыми должен обладать христианский пастырь. И это не характеристики, конечно, исключительно пастыря – это характеристики зрелого христианина вообще. Хотя мы, большинство из нас, не являемся пастырями, мы должны обратить внимание. Епископ должен быть непорочен, муж одной жены, то есть иметь стабильную семейную жизнь, и это должно показывать его способность хранить верность. Потому что человек, который неверен по отношению к своей собственной семье, не будет верен и Церкви. Детей иметь верных, не укоряемых в распутстве и непокорности. Апостол Павел писал в Послании к Тимофею, что, если у человека в семье дети отличаются каким-то плохим нравом, распущенностью, то это признак того, что человек не может быть епископом, потому что у него трудности — он не может контролировать своих собственных детей.
...епископ должен быть непорочен, как Божий домостроитель, не дерзок, не гневлив. Одно из глубоких противоречий между Священным Писанием и той культурой, которую мы воспринимаем по умолчанию, – это отношение к гневу. В нашем окружении гнев – это признак силы. Если ты чем-то недоволен, ты намерен изменить эту ситуацию, то ты, значит, гневаешься. И человеку часто кажется, что, демонстрируя гнев, он демонстрирует решительность, он добьется каких-то целей. И это не работает, к сожалению. Священное Писание нам говорит, например, апостол Иаков, что гнев человеческий не творит правды Божией.
Гнев обладает таким наркотическим свойством: когда человек разгневан, ему кажется, что он силен и что он прав. Люди иногда возгревают в себе гнев, негодование на своих врагов, потому что они упиваются этим переживанием своей правоты: «мы хорошие и мы сильные!» И поэтому людям кажется, что гнев – это что-то хорошее. Люди по умолчанию в миру склонны считать, что гнев – это правильно, гневаться на плохих людей – это хорошо. Но апостол говорит: епископ должен быть не гневлив, не дерзок.
Не пьяница, не бийца, не корыстолюбец. Не драчун, в смысле не бийца. Но страннолюбив. Страннолюбив — значит просто гостеприимен. Любитель странников, то есть человек, который оказывает гостеприимство другим христианам, которые могут посещать его из других христианских общин. Но это слово несколько шире: человек гостеприимен не только, когда он принимает людей у себя в доме, но когда его сердце вообще открыто к другим людям, когда он готов их благожелательно выслушать, когда он готов оказать им поддержку, сочувствие, сострадание, если они в этом нуждаются, ободрение. Потому что люди иногда нуждаются не в том, чтобы их где-то поселили, а в том, чтобы их просто выслушали благожелательно, отнеслись сочувственно к их нуждам. И доброе слово иногда само по себе очень важно, даже когда нет возможности оказать какой-то материальной помощи. Да иногда она бывает даже и не нужна, человек больше нуждается именно в человеческом участии. Гостеприимство в этом смысле – это открытость навстречу другому человеку.
Любящий добро, целомудрен, справедлив, благочестив, воздержан. Целомудрен – то есть человек, способный контролировать свои страсти и желания в самых разных областях жизни. Это может быть желание каких-то имуществ, это может быть желание каких-то телесных удовольствий. В этом отношении человек должен себя контролировать.
Справедлив, благочестив, воздержан. Держащийся истинного слова, согласного с учением. До этого апостол перечислял этические характеристики епископа. И эти этические характеристики могли бы одобрить, например, философы-стоики той же эпохи – это просто такое обобщенное описание хорошего человека. Но далее апостол обращает внимание на то, что он должен быть держащийся истинного слова, согласного с учением, то есть один из критериев пригодности человека к пастырскому служению – это то, что он держится истинного слова, согласного с учением, то есть он православен, он придерживается истинной веры, и это тоже важно.
Чтобы он был силен наставлять в здравом учении и противящихся обличать. То есть человек не только говорит, что он христианин, не только он привержен Церкви, он обладает достаточным образованием, достаточно хорошо разбирается в содержании этой веры. И, конечно же, это абсолютно необходимо для любого пастыря, но это также необходимо для любого христианина, чтобы и мы могли засвидетельствовать истину другим людям и, может быть, даже обличить противящихся – в том плане, чтобы мы знали, чтобы мы могли ответить людям, которые критикуют нашу веру или проповедуют какие-то лжеучения. Далее апостол как раз заводит речь о лжеучителях.
Ибо есть много и непокорных, пустословов и обманщиков, особенно из обрезанных,
каковым должно заграждать уста: они развращают целые дома, уча, чему не должно, из постыдной корысти.
Из них же самих один стихотворец сказал: "Критяне всегда лжецы, злые звери, утробы ленивые".
Свидетельство это справедливо. По сей причине обличай их строго, дабы они были здравы в вере,
и не внимай Иудейским басням и постановлениям людей, отвращающихся от истины.
(Тит. 1:10-14)
Много непокорных, пустословов и обманщиков. В то время, как, наверное, и в наше, на религиозном «рынке», если можно так сказать, было огромное предложение. Мы знаем сейчас, что человек, у которого есть духовные интересы, который углубляется в какие-то духовные поиски, иногда ходит очень кружными путями, попадает в различные группы: где-то сидят в асанах йоговских, где-то медитируют, где-то еще что-то делают. И обычно это предполагает какую-то оплату труда духовного наставника, который все это преподает. Всего такого очень много сейчас, и очень много было тогда. И сейчас более-менее ясна граница, что Церковь – это Церковь, а группа любителей всякой нетрадиционной духовности – это уже нечто другое. А в то время эти лжеучителя активно проникали в Церковь. И апостол ссылается на античного поэта, который говорит, что «критяне всегда лжецы, злые звери, утробы ленивые». Действительно у жителей Крита в греческом мире была не очень хорошая репутация, скорее, негативная. И апостол обращает внимание на эту беду, которая присутствует в критской культуре, для того, чтобы предостеречь Тита и предостеречь Церковь от этих лжеучителей.
...По сей причине обличай их строго, дабы они были здравы в вере, не внимай Иудейским басням и постановлениям людей, отвращающихся от истины. Иудейские басни – нечто, что строилось на законе ветхозаветном. И апостол продолжает:
Для чистых все чисто; а для оскверненных и неверных нет ничего чистого, но осквернены их ум и совесть. (Тит. 1:15)
О чем здесь речь? В ветхозаветной религиозности, как вообще в человеческой религиозности, огромное значение имело понятие ритуальной чистоты. Мы это находим в Ветхом Завете. И люди, которые старались исполнить предписания Ветхого Завета как можно лучше, разрабатывали подробнейшие системы, которые должны были помочь им избежать ритуального осквернения.
Например, один из расколов в иудаизме, который предшествовал еще появлению христианства, – это был раскол по вопросу: оскверняется ли сосуд по струе вверх. То есть если вы взяли воду из оскверненного сосуда и налили в чистый, теперь у вас оба сосуда осквернены, теперь ими нельзя пользоваться в сакральных целях, ни тем, ни другим. Но возникал вопрос: а если наоборот? Если вы взяли чистый сосуд и из него налили в оскверненный, вот этот верхний сосуд оскверняется в этом процессе? И одна группа благочестивых иудеев считала: нет, ничего не оскверняется, только если наоборот; а другая считала, что все-таки оскверняется. И по этому поводу у них был немалый раскол.
Нам может казаться все это смешным, но на самом деле это проблема, которая возникает у религиозных людей вообще, когда люди начинают бороться за какие-то мелочи и придавать им огромное значение. У нас это не называется ритуальной нечистотой, но какое-то другое название может быть придумано. Но вот эти люди придавали огромное значение ритуальной чистоте. Апостол же говорит, что это просто неважно. В свете Евангелия это все просто неважно. Для чистых все чисто; а для оскверненных и неверных нет ничего чистого, но осквернены их ум и совесть.
Они говорят, что знают Бога, а делами отрекаются, будучи гнусны и непокорны, не способны ни к какому доброму делу. (Тит. 1:16)
Человек, который знает Бога, проявляет это в определенном поведении. И для Библии «знать Бога» означает не располагать информацией о Боге, то есть не сдать экзамен по догматическому богословию, а знать Бога как Личность, пребывать в личном общении с Богом. И это личное общение должно человека глубоко менять. Это должно приводить к глубоким нравственным переменам в жизни человека. Человек, который знает Бога, должен это проявлять в определенных переменах в характере. То есть человек пребывает в общении с самим Источником всякой любви и мудрости – очевидно, в нем должны проявляться любовь и мудрость.
Я помню, как я встретил как-то, годы назад, я был еще новообращенным только человеком, одного старого священника, меня поразило выражение его лица: это было очень светлое, очень доброе, очень мудрое лицо, и было видно: да, этот человек знает Бога.
И апостол говорит, что некие люди претендуют на то, что они знают Бога, а делами они отрекаются, их поведение свидетельствует о том, что это не так. И, соответственно, их не следует слушать, когда они претендуют чему-то учить членов критских христианских общин.
Об этом апостол продолжает говорить во второй главе, мы будем говорить о ней в следующий раз.