Послание к Римлянам. Глава 5. - Андрей Десницкий профессор

Preloader

Ошибка в тексте ?

Выделите ее мышкой и нажмите

Ctrl + Enter

Послание к Римлянам. Глава 5.

Андрей Десницкий профессор Послание к Римлянам. Глава 5.
Эпизод в Библии:

Приблизительное описание лекции:

Очень сложная, тяжёлая глава, наберитесь терпения. Но она довольно короткая, и на самом деле комментарии тоже будут не очень развёрнутыми, потому что всё это уже так или иначе содержалось в предшествующих главах. Здесь Павел с разных сторон подходит к одной и той же центральной идее. Мы её уже видели: это связь искупления, совершённого Христом пролитием Своей крови на Кресте, и спасением человека, которое понимается как наделение его праведностью.

Праведность — свойство Бога, и Бог наделяет ей человека по своей благодати. То есть это благой дар, это не зарплата, которая полагается за работу, это не следствие какого-то закона: выполнил человек какое-то условие и теперь ему положена благодать, как положена пенсия на старости лет. В пятой главе апостол начинает разворачивать эту тему более подробно.

Бог делает нас праведниками, заключает с нами мир при посредничестве Господа нашего Иисуса Христа. (Рим. 5:1)

Грешники воюют с Богом, и Бог заключает мир. Но для этого нужна какая-то точка, через которую надо пройти и измениться. Вот эта точка как раз крестная смерть Христа.

Это благодаря Ему, Христу, нам по вере открыт доступ к той благодати, в которой мы и утвердились. (Рим. 5:2)

Он нам эту возможность даёт.

Мы хвалимся нашей надеждой быть причастными славе Божией.

Но не только этим. Хвалимся нашими слабостями, скорбями, зная, что скорби порождают терпение,

терпение — опытность, а опытность — надежду.

(Рим. 5:2-4)

Не сказано, что мы тоже страдаем, как говорят: Христос терпел и нам велел. И тогда страдания становятся какой-то самоценностью. Мы терпим, мы несём свой крест, как часто об этом говорится. То есть очень сильно мучаемся и не плачем. Нет, здесь сказано немного иначе. Этим всем Бог наделяет нас через Его посредничество, и это даёт нам надежду, и в перенесении скорбей мы можем быть счастливыми.

И более того, хвалиться, зная, что это терпение растёт в условиях гонения, в условиях, когда христиан не очень много, когда они терпят от иудеев и римских властей. Для Павла очень важно пояснить, что надо не просто, стиснув зубы, молча терпеть. Но это некоторые действия, которые приводят нас к надежде.

Эта надежда не заставит нас стыдиться, ведь Божия любовь пролилась в наши сердца посредством Святого Духа, дарованного нам.

Ещё когда мы были немощные (то есть грешники — А.Д.), Христос в назначенное время умер за нечестивых.

Едва ли кто умрёт за праведника; впрочем за хорошего человека может кто и решится умереть.

(Рим. 5:5-7)

Понятно, пожертвовать собой, подставить свою грудь под удар вместо того, на кого он направлен.

Но Бог явил Свою любовь к нам в том, что Христос умер за нас, когда мы ещё были грешниками. (Рим. 5:8)

Подчёркивается, что Бог отдал Христа на смерть ещё в грешном нашем состоянии, никаких праведных поступков мы ещё не совершили.

Тем паче теперь, став праведниками благодаря Его крови, мы будем спасены от Божией кары. (Рим. 5:9)

То есть праведность приходит в момент распятия Христа, приходит просто по вере, когда человек принимает эту праведность на себя, но не зарабатывает её.

Прежде мы враждовали с Богом, но примирились в смерти Его Сына. А уж тем паче мы, примирившись, будем спасены Его жизнью.

Но и этого мало, мы можем хвалиться Богом благодаря Господу нашему Иисусу Христу, ведь в Нём мы и обрели примирение.

(Рим. 5:10-11)

Показывается та же история: грешник враждует с Богом, и это новое качество праведника даёт ему возможность заключить мир, и более того, войти в общение, не просто примириться. И дальше он разворачивает сравнение между Христом и Адамом. Адам и Ева согрешили, а Иисус Христос всех спас. Но и то и другое имело последствия для всего человечества.

Через одного человека в мир пришёл грех, а с грехом смерть. Итак смерть перешла на всех людей, через того, в ком согрешили все.

Грех был в мире и прежде закона.

(Рим. 5:12-13)

Грех как нарушение Божией воли является источником смерти. Иногда спрашивают: а как же животные, которые были сотворены раньше человека. Учёные тоже считают, что животные жили на земле раньше человека. Они же умирали, это очевидно. И тут строятся всякие теории, что этот земной мир есть следствие падшей человеческой природы, что Адам и Ева были изгнаны из Рая вот в этот наш земной мир, где царит смерть.

Но не пишет Павел об этом. Он говорит о смерти человека, его животные не интересуют. Он говорит: почему люди стали умирать? Потому что согрешили. Грех ввёл смерть в этот мир и стал наследственным. Смертность стала наследственным свойством. То есть ещё не было закона, но греховность уже появилась.

Хотя при отсутствии закона грех не вменяется, но смерть царствовала от Адама и до Моисея даже над теми, кто сам не приступал по повелению Божию подобно Адаму. (Рим. 5:14)

Ещё раз возвращаю нас к тому, что закон — это описание греха, это расстановка границ, где начинается грех, но не обусловливание этого греха.

Адам прообраз Грядущего, но благодать оказалась совсем не такой, каким было преступление закона. Великое множество погибло из-за преступления одного человека, но благодать Божия для этого множества ещё изобильнее. Таков Его благодатный дар через другого Человека Иисуса Христа.

Этот дар не похож на былой грех. Некогда один согрешил, и все были осуждены, а теперь пи множестве грехов все оправданы.

(Рим. 5:15-16)

Христос — это как бы действие в обратном направлении. Адам согрешил и всех наделил смертностью, Христос искупил и всех наделил праведностью. Но при этом не симметрично. Он дальше объясняет, чем Христово действие превосходит Адамово. То есть не просто симметричное действие: Адам так, а Христос так, но наоборот. Но: тут одно, а здесь всё человечество обретает спасение, и это гораздо больше.

Смерть воцарилась через одного человека, когда он преступил закон, и тем более будут жить и царствовать те, кто получает изобильную благодать и дар праведности от одного Иисуса Христа. (Рим. 5:18)

Итак, преступление одного человека послужило осуждением всех людей, но праведность Одного точно также дарует праведность и жизнь всем людям. Он рассказывает непросто какие-то истории, а он рассказывает историю человечества. Духовную, богословскую историю человечества. Первый грех, смерть, искупление, праведная жизнь с Богом. Не меньше никак. И дальше он ещё раз повторяет эту мысль. Она трудна, наверное, для его аудитории, поэтому он её несколько раз пересказывает.

Из-за непослушания одного человека многие стали грешниками, также из-за послушания Одного Человека многие стали праведниками.

Когда появился закон, то умножились и преступления. Но когда умножился грех, благодать оказалась ещё изобильнее.

(Рим. 5:19-20)

То есть закон сделал эти действия преступными. Чтобы победить, благодать должна быть больше смерти, больше греха.

Как смерть вызвала на престол грех, так и праведность Христа Господа нашего возводит на престол благодать для вечной жизни. (Рим. 5:21)

Симметричность всё таки есть. Не равноценность, не равновесность, но некая симметричность. И дальше он будет задавать вопрос: а как же при этом жить нам христианам, если оказывается, что всё настолько серьёзно.

Preloader
Preloader

Оставить комментарий