Ошибка в тексте ?
Выделите ее мышкой и нажмите
Приблизительное описание лекции:
Послание к Римлянам, вторая глава. Я, Андрей Десницкий, читаю свой перевод в рамках проекта Экзегет.
Первая глава сложная и объёмная, в ней задано много разных тем, которые Павел потом в этом Послании будет раскрывать постепенно. Вторая попроще, и напомню, что первая закончилась обличениями. Все люди грешны, особенно язычники, которые вытворяют всякие безобразия. И мы тут, конечно, очень хорошо можем себя поставить на место древних христиан, которые сказали бы: ну да, язычники очень плохие люди, мы — хорошие, мы-то замечательные, в отличие от них у нас таких непотребств нет. Он в конце первой главы перечислил огромное количество самых разных грехов. Вот Павел обращается и к этому настроению.
Так что нет тебе оправдания, человек, судящий другого. За что судишь его, за то и сам будешь осуждён, ведь и сам творишь точно то же. (Рим. 2:1)
Как это? Они там творят идолопоклонство, противоестественный разврат, богохульство — мы не делаем ничего подобного, правда? Объясни, Павел, что ты имеешь в виду. И как ты нас сравниваешь с этими погаными язычниками? Он объяснит сейчас.
Ведь мы знаем, что для тех, кто так поступает, есть истинный Божий суд. (Рим. 2:2)
Да, конечно, когда мы грозим кому-то Божьим судом, бывает это в жизни, то думаем: но не мне же.
Человек, осуждающий за такие поступки других, и сам творящий то же, рассчитываешь ли ты избежать Божьего суда? (Рим. 2:3)
Нет, Павел, но где «то же»? Хорошо, я грешный человек, я согласен, но не идолопоклонник. Ну честное слово. Подождём, что он мне скажет.
Пренебрегающий великой Его благодатью, снисходительностью и терпением не понимает, что это благость приводит тебя к покаянию. (Рим. 2:4)
Главное, что я тут мог бы сказать: я то каюсь, в отличие от них. Ну покаялся, когда принял христианство, очень давно, и в принципе регулярно каюсь в своих грехах. Он говорит: смотри, ты пренебрегаешь благостью, снисходительностью и терпением, это они тебя ведут к покаянию. Грех прежде всего не в том, что они творят всякие непотребства, а ты можешь сказать, что не творишь. А в том, что ты пренебрегаешь как и они Его благостью. В том, что Бог для тебя довольно мало значит.
Смотрите, он ещё в первой главе сказал: они не позаботились о том, чтобы Бог стал центром их жизни. Поэтому Он позволил им погрузиться в эту пучину страстей. Пристрастия плохие не только сами по себе. Даже не столько сами по себе, сколько тем, что они заменяют собой Бога. Что человек живёт не Богом, человек живёт чем-то другим. А раз пустота у него есть, значит надо чем-то её заполнить. Вот он заполняет, Павел дал длинный список в первой главе, чем именно. Помните: богохульство, гордость, надменность, разврат всевозможный, куча всего.
Так вот, когда ты совершаешь что-то подобное, ты свидетельствуешь о своей пустоте. О том, что Бога у тебя там внутри довольно мало, ты Его туда не пускаешь.
По упрямству своего нераскаянного сердца ты готовишь себе кару в день гнева, когда откроется правосудие Божие,
и Он каждому воздаст по делам его.
(Рим. 2:5-6)
Это, конечно, цитата.
Кто упорством в добрых делах ищет славы, чести и нетления, тех ждёт жизнь вечная; (Рим. 2:7)
Упорством в добрых делах ищет славы, чести и нетления. Потом в Послании будет много того, что дела сами по себе не спасают человека, но с самого начала он их упоминает. Упорство в добрых делах. То есть надо делать всё-таки хорошие дела. Другое дело, что не само это делание важно, а важно стремление к Богу, которое выражается в них. Так вот, их ждёт жизнь вечная.
а кто в страстех не покоряется истине, тех — гневная кара.
Скорбь и страдание ожидают всякую человеческую душу, творящую зло. Сперва иудея, а потом эллина.
(Рим. 2:8-9)
Помните, он уже говорил об эллинах и иудеях, поскольку его адресат — римская община, которая состоит из иудеев, принявших христианство, и эллинов: греков, римлян, прочих язычников, тоже его принявших. И он опять отмечает иудеев на первом месте, и ничего не объясняет — почему, но обязательно объяснит.
Слава, честь и благополучие всякого, кто творит добро, сперва иудея, а потом эллина. (Рим. 2:10)
Опять иудеи на первом месте. Что с ними такое? Нас уже, не иудеев, начинает это немного беспокоить.
Богу чуждо лицеприятие. (Рим. 2:11)
То есть, например, в коррупционных схемах: одному — всё, другому — ничего, потому что это лучший друг, а другой никто. Но Бог так не поступает. Он честен, и Он даёт людям то, что они заслужили. Но вот насчёт иудеев и эллинов. Давайте, говорит Павел, разберёмся.
В чём основная разница? Иудеи имеют Закон Моисея, они его соблюдают. Язычники его не имеют и живут в принципе как хотят. Так вот:
Кто грешил, не имея закона, без закона и погибнет, а кто грешил, будучи под властью закона — по нему будет осуждён. (Рим. 2:12)
То есть закон с одной стороны такая опасная штука, которая наказывает. Я живу в России, и если я решу нарушить российский закон (я не собираюсь его нарушать, но если вдруг решу), то меня по этому закону и накажут. Лучше жить без закона, лучше уехать куда-то на острова, где вообще никакой государственной власти нет, хотя таких мест уже не осталось. Но тогда меня просто скушают местные жители, потому что у них закона нет совсем никакого. И это ничуть не лучше. Вот та же ситуация с иудеями и эллинами.
Кто не имеет закона — погибает без закона, потому что всё позволено, а кто его имеет и нарушает — тот осуждён.
Для Бога праведны не те, кто закон слушает, а те, кто его исполняет. (Рим. 2:13)
Слушают закон — то есть посещают синагогу, участвуют в Богослужении, где прочитываются слова из закона. Но это не праведность. То же самое и к христианам относится. Можно бесконечно говорить о христианстве, как я сейчас делаю, но тот, кто не живёт по-христиански — что христианского в его образе жизни? Ничего.
Если язычники, у которых нет закона, поступают по закону естественным образом, то они сами себе закон, хотя закона у них нет. (Рим. 2:14)
Язычники не знают Моисеева закона, но многие из них знают заповеди: нельзя убивать, воровать, чужую жену себе брать. Это и есть их знание закона, которого у них нет. Естественное расположение человека к определённым вещам. Что он и объясняет дальше.
Так они показывают, что дело закона записано у них в сердцах. О том же свидетельствует их совесть, которая мысленно то оправдывает, то осуждает. (Рим. 2:15)
Совесть есть у каждого человека психически здорового.
Так будет и в день, когда согласно моему Евангелию Бог через Христа Иисуса будет судить людей, раскрывая тайны. (Рим. 2:16)
Совесть наша — это преддверие Страшного Суда. Что-то, что позволяет нам понять, как это будет происходить.
Если же ты зовёшься иудеем, полагаешься на закон и хвалишься близостью к Богу,
знаешь Его волю и по научению закона разбираешься, как будет правильнее поступить,
ты убеждён, что ты поводырь для слепых, для сидящих во тьме,
(Рим. 2:17-19)
Кстати, действительно в ветхом завете мы то и дело читали у пророков, что евреи, иудеи — это свет для слепых язычников. Это образец, которому язычники должны последовать. Конечно, они так думают, и у них есть для этого все основания.
...воспитатель для неразумных, учитель для несмышлёных, и что в законе у тебя есть образец истинного познания. (Рим. 2:20)
Да, конечно, скажут иудеи, как же нет.
Так что же ты, уча других, сам ничему не научился?
Проповедуешь против воровства, а сам воруешь. Говоришь, что нельзя блудить, а сам блудишь. Презираешь идолов, а сам расхищаешь святыни.
(Рим. 2:21-22)
Понятно, воровство и блуд — значит, на словах против, на деле очень даже за. Но при чём же здесь: презираешь идолов и расхищаешь святыни? Презирать идолов — это правильно. Имеется в виду, что вроде бы ты отказался от язычества, а сам расхищаешь святыни. В данном случае это значит, что ты присваиваешь себе что-то, что на самом деле принадлежит Богу.
Ты хвалишься законом, а сам, нарушая его, бесчестишь Бога.
Как и написано: из-за вас Имя Божие в поругании у язычников.
(Рим. 2:23-24)
Ты ставишь себя на первое место, но твоё поведение, обращается он к иудейской части римской общины, а может к иудеям вообще — оно против того, что ты проповедуешь.
Обрезание тебе идёт на пользу, если ты соблюдаешь закон. Если же ты его нарушил, хоть и обрезан, но стал снова необрезанным. (Рим. 2:25)
Иудеи отличаются от язычников тем, что они обрезаны — удалена крайняя плоть мужская. Внешний признак. Сегодня мы скажем крещёный человек. Я крещёный. Но если ты живёшь не по-христиански, ты снова стал некрещёным, хоть и прошёл через обряд Крещения.
А если кто необрезанный будет соблюдать повеление закона, разве он не будет сочтён обрезанным? (Рим. 2:26)
Вот замечательный ответ на вопрос: а если человек живёт по-христиански, не будучи формально христианином — получается он христианин.
Так что необрезанный по природе человек, исполнивший закон, будет судить тебя, преступившего закон, хотя было у тебя и Писание и обрезание.
Иудей не тот, кто им выглядит, и обрезание важно не то, которое заметно на теле.
Иудей тот, кто внутренне таков, кто носит знак обрезания не в буквальном смысле, а в духовном, на сердце. Такому похвала бывает не от людей, но от Бога.
(Рим. 2:27-29)
Вот очень ясный тезис. Все люди согрешили и виновны, в том числе те, которые думают, что несут остальным закон. Кто по закону согрешил, тот по закону будет отвечать. Кто согрешил, не имея закона, будет поглощён этим беззаконным морем, так что особенно гордиться нечем. И самое главное, что исполнение закона выше, чем формальная принадлежность к какой-то категории людей, этим законом обладающих.
И дальше в третьей главе он подробно опишет, что же такого особенного есть у иудеев.