Ошибка в тексте ?
Выделите ее мышкой и нажмите
Приблизительное описание лекции:
В пятнадцатой главе Павел развивает тему, о которой в четырнадцатой он уже заявил: сильные и слабые в вере. Он там рассматривает два конкретных примера: отказ от мясной пищи, которая считалась многими идоложертвенной и значение праздничных и скорбных дней календаря. Он говорит: кто-то различает, кто-то не различает дни, кто-то ест мясо, кто-то обходится овощами — это не принципиально, но важно, чтобы вы благодарили Бога, чтобы делали это пред Богом. И кого-то он называет немощным в вере. Кстати, того, кто не ест мясо. А сегодня, скорее, человек, который строго постится, вызовет впечатление человека сильного в вере.
Но тут нет постных правил. Здесь, скорее, сомнения, опаска. Скорее, это человек, который смотрит подозрительно на всякие неоднозначные явления. А кто-то принимает всё без разбора: всё Божие, можно и мясо на рынке купить и ещё что-то, что другого смущает. И Павел предлагает принцип: если это смущает другого, не делай этого сам. Тебе хорошо, тебе это никак не обременительно, но другому человеку ты можешь навредить. И в пятнадцатой главе он разъясняет почему так, зачем же я буду ориентироваться на кого-то другого. Он твой брат по вере, и он часть единого тела Церкви, о чём в предыдущих главах уже было сказано.
Мы, сильные, должны брать на себя немощи слабых, а не заботиться о себе самих.
Каждый из вас пусть позаботится о ближнем ради его блага и назидания,
ведь и Христос заботился не о себе, как написано: оскорбление оскорблявших Тебя пали на Меня.
(Рим. 15:1-3)
То есть принцип семьи. В семье кто в чём силён, тот то и делает: шкаф двигает папа, обед варит мама, а дети пролезают туда, куда не пролезет взрослый или бегают в магазин, когда что-то закончилось, потому что это ребёнку сделать проще. То есть все по своему сильны. Принцип семейной солидарности в христианской общине — мы заботимся о слабых. Каждый пусть заботится о ближнем, значит все сильны, просто все в разных отношениях. И этот принцип берёт пример с Христа.
И всё, что было написано прежде, написано ради нашего наставления, чтобы нам терпеливо надеяться, вдохновляясь Писаниями. (Рим. 15:4)
Всё Послание, а, может быть, не только Послание, но и все книги, которые были до него.
Бог, Податель терпения и вдохновения, да дарует вам мыслить согласно друг с другом о Христе Иисусе,
чтобы вместе едиными устами вы прославляли Бога Отца Господа нашего Иисуса Христа.
(Рим. 15:5-6)
Вот цель всего этого. Не то, чтобы никто не обиделся, а чтобы было внутреннее единство.
Посему принимайте друг друга, как и Христос принял вас в Божью славу.
Говорю о том, как Христос Иисус стал служителем для обрезанных ради Божьей истины, чтобы подтвердить обетование отцам.
(Рим. 15:7-8)
То есть речь идёт об израильском народе, о нём подробно говорилось в одиннадцатой главе. О том, что праотцы — Авраам, Исаак и Иаков — получили обетование, которое относится к их потомкам иудеям.
И чтобы прочие народы могли славить Бога, как и написано: потому принесу исповедание тебе среди народов и имени Твоему воспою.
И ещё говорится: возрадуйтесь племена вместе с народом Его.
И ещё: хвалите Господа все племена, да восхвалят Его все народы.
И ещё говорит Исаия: от корня Иессеева взойдёт побег, он поднимется, чтобы править племенами, на него народы будут уповать.
(Рим. 15:9-12)
Иессей — отец Давида. Много цитат, которые показывают: не только иудеи, но и все народы. А значит тот же принцип внутри христианской общины: не только кто-то отдельный, но все вместе. Это такая уже заключительная часть, где он, в общем, уже ничего принципиального не говорит, но уточняет некоторые личные детали и благодарит, прославляет Бога, благословляет своих читателей.
Бог, Податель надежды, да исполнит вас всякой радости и мира ради вашей веры и великой вашей надежды силой Духа Святого.
И сам я уверен в вас, братья мои, что вы, исполнившись блага и обладая всяким знанием, и сами можете наставлять друг друга.
(Рим. 15:13-14)
Может быть, риторическая конструкция: вы и без меня всё знаете. Хотя, наверное, если бы они всё знали, он не говорил об этом.
А я писал вам так прямо, братья, чтобы немного вам об этом напомнить по данной мне от Бога благодати,
служению Христу Иисусу среди язычников и священнодействию Божьего Евангелия, чтобы приношение этих народов, освящённых Духом Святым, было угодно Богу.
(Рим. 15:15-16)
То есть: я не навязываюсь. Он очень скромно об этом говорит: я просто чуть-чуть напомнил, освежил в памяти. Он видит свою проповедь Евангелия как некое священнодействие в Храме, как приносится жертва в ветхом завете, а он проповедует Евангелие.
Мне есть, чем похвалиться во Христе Иисусе, служением Богу.
Не дерзну говорить ни о чём ином, кроме как о том, что совершил через меня Христос словом и делом, чтобы привести к вере язычников
силой знаков и чудес, силой Духа Божьего от Иерусалима и даже до Иллирика исполнилось Евангелия Христова.
А я предпочитал проповедовать его не там, где уже возвещалось имя Христа,
но как написано: кому не возвещали о нём, те увидят, кто не услышал, те узнают.
(Рим. 15:17-21)
Иллирик — это примерно то, что потом стало Югославией, западное побережье Балкан. Христос известен многим людям, и Павел проповедует там, где о Нём ещё не знают. В Риме, конечно, о Нём знали до Павла. Но он в Риме ещё и не был, и объясняет, что именно поэтому.
Это и мешало мне так долго прибыть к вам.
Но теперь мне уже негде задерживаться в этих краях, а я с давних лет очень хочу прийти к вам.
Когда я отправлюсь в Испанию, приду и к вам. Надеюсь, по дороге повидать вас, а затем, когда мы хоть отчасти насытимся общением с вами, вы отправите меня дальше.
(Рим. 15:22-24)
Там другие были проповедники, и Павлу не нужно было приходить в Рим. Он проповедовал там, где это было необходимо, где не был никто. Но хочет прийти — ещё бы, столица империи, наверное, самая известная община, которая во многом определяет и будущее христианского мира. То есть он собирается в Испанию, на дальний запад Римской империи, где ещё не было, очевидно, проповеди Христа. Рим — перевалочный пункт и заодно повод повидаться, встретиться.
Теперь я отправляюсь в Иерусалим, служа святым.
Македония и Ахай приняли благое решение помочь беднякам из числа святых в Иерусалиме.
Да, они приняли такое решение, но ведь они должники Иерусалимлян. Если другие народы приобщились духовным дарованиям Израильтян, то должны послужить им в телесном пропитании.
(Рим. 15:25-27)
Это описание ситуации: он собирает пожертвования для иерусалимских верующих среди верующих в провинциях Македонии и Ахайя. В Иерусалиме Церковь бедствует, а Македония и Ахай — это современная Греция, наверное в более лучшем материальном положении. Святые — то есть верующие, Божий народ. Вот принцип, который он излагал выше: Церковь как единое тело, слабые и сильные вместе, причём сильные помогают слабым, и каждый помогает другому. Здесь это показано на конкретном примере: христиане Греции, не будучи сами израильтянами, получили от христиан-иудеев благую весть, и могут им помочь деньгами, материальным вспомоществованием. Это взаимная помощь, а не односторонняя.
Закончив с доставкой этого приношения, я посещу вас и отправлюсь в Испанию. (Рим. 15:28)
Это, правда, не удалось, потому что он был арестован и, кстати, отправлен в Рим. Поэтому он их посетил, но не так, как хотел.
Я знаю, что приду к вам не иначе как с изобильной благодатью Христова Евангелия. (Рим. 15:29)
То есть всё таки он будет там проповедовать, хотя это и не его территория миссии.
Призываю вас, братья, ради Господа нашего Иисуса Христа и ради любви духовной присоединиться к моим молитвам Богу,
чтобы мне избегнуть неверующих в Иудее, чтобы моё служение в Иерусалиме было угодно святым,
и чтобы мне с радостью прийти к вам, если Богу угодно, и отдохнуть вместе с вами.
Бог, Податель мира, да будет со всеми вами, аминь.
(Рим. 15:30-33)
То есть избегнуть тех, кто не принял Христа. Отдохнуть с вами — насладиться общением, радостью.
Здесь можно было бы закончить Послание, но есть ещё шестнадцатая глава, где будут приписки, которые сегодня бы мы назвали постскриптум. Мы её прочитаем в следующий раз.