Послание к Римлянам. Глава 14. - Андрей Десницкий профессор

Preloader

Ошибка в тексте ?

Выделите ее мышкой и нажмите

Ctrl + Enter

Послание к Римлянам. Глава 14.

Андрей Десницкий профессор Послание к Римлянам. Глава 14.
Эпизод в Библии:

Приблизительное описание лекции:

В тринадцатой Павел говорит о том, что христиане должны жить по закону любви, исполняя при этом требования римской власти, поскольку эта власть от Бога, как любая власть, которая устанавливается в этом мире. Но христиане должны превосходить требования римского права и заниматься поиском законов Царствия, в которое они стремятся войти. В четырнадцатой главе он рассматривает некоторые практические вопросы о том, как же это делать.

Кто немощен в вере, того принимайте, не споря о мнениях.

Кто-то верит, что можно есть всё, а немощные вкушают овощи.

Рим. 14:1-2)

А что значит немощен в вере? У кого слаба вера? Он поясняет. Имеется в виду, скорее всего, что человек может считать мясо, продаваемое на базаре идоложертвенным. Оно могло быть символически принесено в жертву богам: коровку зарезали, языческим богам принесли какую-то часть, может быть, небольшую, а остальное продали на базаре. И получается, купив мясо, ты участвуешь в идоложертвенной какой-то практике. Поэтому кто-то не ел мяса в принципе.

Вот он — немощен в вере. Почему? Потому, что его вера смущается от каких-то вещей, у него недостаточно силы, чтобы преодолеть свою зашоренность, своё восприятие мяса как объективно идоложертвенного. Ты не приносишь его в жертву, ты не совершаешь никакой жертвы, а просто купил кусок мяса, пожарил себе на обед, покушал. А немощный ел только овощи.

Ты ешь всё, так не презирай того, который не ест. Не ешь, так не суди того, кто ест, ведь его принял Бог.

Кто ты такой, чтобы осуждать чужого раба. Это пред Своим Господином он устоял или пал, и Тот поднимет упавшего, ведь это во власти Божьей.

(Рим. 14:3-4)

Вот важнейший принцип. Обычно эти слова прочитываются перед постом в православной традиции. Но это не столько про пост, сколько про установление вообще каких-то правил. Кто-то не ест мяса, кто-то ест. Главное, чтобы они оба воспринимали друг друга как братьев, понимая, что тот другой — он чужой раб, раб Господа. И если даже он упал перед Своим Господом, Господь может его восставить, а ты можешь точно также пасть. И тут просто каждый смотри на себя. Дальше он переходит к календарной проблеме, потому что бывают посты, праздники — уже тогда они стали появляться. Кто-то это строго наблюдал, кто-то нет.

Кто-то отличает день от дня, а кто-то обо всех днях судит одинаково. Пусть каждый решает по собственному разумению.

Кто заботится о днях — ради Господа заботится, и кто не заботится о них — ради Господа не заботится. Кто ест — ест пред Господом и благодарит Бога, и кто воздерживается от еды — воздерживается пред Господом и благодарит Бога.

(Рим. 14:5-6)

То есть главное — отношение. Отношение к Богу как к Творцу, Создателю, к Тому, Кто любим, важен, нужен. При этом человек может ограничивать себя в каких-то проявлениях, а может наоборот, радуясь, наслаждаться этими дарами. Важно одно: это делается для Бога, это делается пред Господом, а не для удовольствия, перед своим собственным брюхом и своей самостью. Вот и всё.

Никто из нас не живёт сам по себе, и никто сам по себе не умирает.

Если мы живём, то живём для Господа, если умираем — умираем для Господа. Так что, живём мы или умираем — мы Господни.

Для того Христос умер, и воскрес, и ожил, чтобы господствовать над мёртвыми и живыми.

(Рим. 14:7-9)

Настолько кристально прозрачный текст, что ни добавить, ни прибавить. Люди спорят очень часто, как поститься-не поститься, что праздновать, что отмечать, какие ритуалы-обряды. Отмечаешь, постишься — хорошо, если для Господа, а не для крутости. В Крещение надо окунуться в прорубь — это же удаль молодецкая, это же все делают. Но это не для Господа тогда. Или настал Великий пост, надо воздержаться от всего, показать самому себе, что у меня есть сила воли, а Бог здесь причём? Или наоборот: я с Богом, мне всё можно, я буду развлекаться, не буду себя ничем напрягать. А где здесь Бог?

То есть, если человек живёт с Богом, он сам находит формы жизни, которые для него подходят в данной конкретной ситуации. Вот Павел — сторонник удивительной свободы. Но не анархии — такого неограниченного, бесконтрольного потакания всему, что захочется. А именно свободы в Боге, то есть выбора — самостоятельного сознательного выбора, который проистекает, что Христос умер за нас, и Он наш Господин. А как мы себя ведём — это, грубо говоря, наше с Ним дело. Не навязывать всем остальным, не контролировать, что у остальных, а каждый сам как сумеет, и что у него получится.

А ты, что судишь своего брата, или ты, что презираешь своего брата? Ведь все мы предстанем пред Христовым престолом.

Как написано: жив Я, говорит Господь, предо Мной преклоняется всякое колено, и всякий язык принесёт Богу своё исповедание.

Так что каждый из нас сам о себе даст отчёт Богу.

(Рим. 14:10-12)

Вот основание этой свободы. Каждый сам о себе даст отчёт Богу, коллективного выступления не будет, поручительства за других тоже не будет, а каждый отвечает за себя. Давайте уже сейчас и начинаем.

Давайте прекратим судить друг друга. Судите лучше, как бы вам не поставить брату преграды — не соблазнить его.

Я знаю, я убеждён, в Господе Иисусе не существует пищи нечистой изначально, она лишь считается нечистой только для того, кто считает её такой.

(Рим. 14:13-14)

Не соблазнить — то есть не столкнуть его с пути веры. Ритуальные ограничения Ветхого завета многое объявляли нечистым, и Павел говорит — это не абсолютно, это не объективно. Просто договорились так считать, для этих людей пища нечиста и точка.

Если твоя еда огорчает брата твоего, ты уже поступаешь не по любви. Не губи своей едой человека, за которого умер Христос. (Рим. 14:15)

Смотрите, нечистой еды не бывает. Есть можно всё и всегда, но ты можешь смутить кого-то, если ты съешь не то, не тогда, не так. Не губи человека, не лишай его веры.

Что для вас добро, пусть не будет хулой для других. (Рим. 14:16)

То есть не будет вызывать у них недоброжелательство.

Царство Божие — это не пища и не питьё, но праведность мира, радость в Духе Святом.

И кто так служит Христу, тот угоден Богу и в почёте у людей.

Так что будем стремиться к миру и ко взаимной помощи.

Ради пищи не губи Божьего дела. Вся она чиста, но худо, когда ты ешь на соблазн другому.

(Рим. 14:17-20)

Тот же самый принцип он раскрывает заново. Дело не в том, что ешь, что пьешь, а в том, с Богом ли это, и не смущает ли это кого-то.

Лучше уж не есть мяса, не пить вина и не делать ничего такого, что послужит к падению, или соблазну, или немощи твоего брата.

У тебя есть вера? Пусть будет она при тебе и перед Богом. Блажен, кто не осуждает себя за свой выбор.

А кто ест, и при этом сомневается, уже осуждён, потому что поступает не по вере.

(Рим. 14:21-23)

То есть в самом мясе или вине ничего плохого нет, но если это смущает, то не надо. Странный принцип: кто ест и сомневается, то есть не знает «можно-нельзя». Можно себе представить современную аналогию. Время поста, а я что-то съел, у меня иначе не получилось. Вот человек сам себя уже осуждает в этой ситуации. А всё, что не по вере — грех. Человек своей вере ставит какие-то внешние заслоны, границы, требования предъявляет. И если он сам нарушает эти границы и требования, он фактически грешит, потому что его вера поставила ему пределы, которые он преступил.

Тому, кто силён вас укрепить, проповеданы многие Евангелия, весть об Иисусе Христе в откровении о таинстве, сокрытом с древних времён,

а ныне явленном в пророческих писаниях и по велению вечного Бога, ставшим известным всем народам, чтобы они покорились вере,

Единому Мудрому Богу, через Христа Иисуса, слава во веки веков. Аминь.

(Рим. 14:24-26)

В византийском варианте текста,который мы читаем, эти слова стоят здесь. Другой вариант —критический — более поздний с точки зрения времени возникновения в конце 19 - начале 20 века, он реконструирует то, что мы можем себе представить. И в нём, как изначально в тексте было, эти слова стоят в самом конце шестнадцатой главы Послания. Но у нас византийский вариант, поэтому такое неожиданное завершение. Может быть, пятнадцатая-шестнадцатая главы были потом добавлены. Может быть, не сразу Павел такой постскриптум написал, а по мере необходимости дополнил Послание к Римлянам. Но этого мы точно не знаем, а в следующий раз как раз продолжим.

Что же касается самого этого славословия, оно достаточно понятно, комментировать особо не нужно. Но обратим внимание: кто силён вас укрепить в Евангелии. Как раз он говорит о вере: когда не совпадает с твоей верой — это неизбежный грех. Ну а Тот, Кто может дать эту самую веру настолько сильной, чтобы ничего плохого не случилось, это тоже Христос, и Павел об этом напоминает в этой своей заключительной торжественной формуле. Он ещё и ещё богословствует, чтобы объяснить это тем, кто, может быть, не сразу или не всё понял.

Preloader
Preloader

Оставить комментарий