Ошибка в тексте ?
Выделите ее мышкой и нажмите
Приблизительное описание лекции:
Тринадцатая глава Послания к Римлянам, которую мы сейчас с вами прочитаем в рамках библейского проекта Экзегет.
Очень хорошо всем известная обычно, потому что она говорит об отношении к власти. Ну а какой же ещё вопрос разделяет так людей, или привлекает так людей, или отталкивает так людей, как вопрос о власти? Хорошая у нас власть, плохая у нас власть, хочу ли я быть властью, и как мне ею стать? Или как мне отделаться от нынешней власти, не нравится она мне чего-то. Вечные вопросы людей.
Давайте вспомним, у христиан в середине первого века нашей эры, когда писался этот текст, были очень серьёзные причины не любить римскую власть. Она занималась их гонениями, и не просто лишала кого-то работы, но казнила после пыток, иногда очень жестоко. И, конечно, легко было сказать: нет, эта власть нам не годится, она совершенно не наша и к нам отношения не имеет, давайте устроим революцию. Или легко было сказать: ладно, что поделать, такая громадная Римская империя, мы не можем победить её силой, остаётся только терпеть, тупо терпеть. А Бог когда-нибудь нас наградит за это, может быть, в Раю.
Павел не делает ни того, ни другого. Павел всегда старается разобраться со смыслом. Наверное, почему и вошли его послания в таком огромном количестве в Новый Завет, хотя и другие были апостолы. Но он именно разбирается, он именно даёт какой-то анализ, прежде чем давать наставления, и всё связывает с христианской верой. Не просто: как мне кажется, как я считаю более правильным, нужным — но как вытекает из самой сути христианского благовестия.
Всякая душа да подчиняется существующим властям. Не бывает власти, кроме как от Бога. (Рим. 11:1)
Обычно на этом заканчивают цитировать, а некоторые ещё говорят, что якобы по церковно-славянски написано «несть власть аще не от Бога», что значит: если власть не от Бога, то она не власть. Это неверное понимание. По гречески там стоит отрицательная конструкция, которая именно подразумевает: не бывает, кроме как от Бога. Ну и что же, Павел абсолютно лоялен Римской империи? Чуть дальше пройдём, потом поговорим.
Существующие власти Богом установлены,
и кто противится власти, тот против установленного Богом порядка, а таковые навлекают на себя осуждение.
(Рим. 13:1-2)
А вот теперь о слове «власть». Здесь сказано «эксусиа», что по гречески означает, скорее, возможность что-либо делать. Так Христос говорит Пилату: у тебя не было бы власти казнить или отпустить Меня, если бы не было дано тебе свыше. Естественно, Христос не оценивает деятельность Пилата как римского наместника Иудеи. Не приносит ему клятву верности, присягу, не одобряет его, но и не ругает. Он обращает внимание Пилата на то обстоятельство, что вообще способность делать что-то, моя способность — читать текст и объяснять, в данном случае, также и способность Пилата вынести решение по судебному делу — всё это дано человеку Богом. И если мы оказываемся в ситуации, когда некие люди над нами властны — эта власть дана им Богом, это не случайно.
И Павел ничего здесь об этом не говорит: хороша ли Римская империя, плоха ли. Не устанавливает критерии оценки: вот если власть такая, например, соблюдает конституцию, мы ей подчиняемся, если идёт на злоупотребление — не подчиняемся, она не от Бога. Да откуда мы знаем? Кто будет говорить: я точно знаю, эта власть от Бога, а эта не от Бога? Но надо быть Богом, чтобы это сказать. Никаких критериев, он говорит: вся система полномочий входит в Божественный замысел о мире.
Нейрон — кровавый диктатор, который убил множество христиан, о котором вообще никто хорошо не думал, никто и никогда с тех пор, как он стал императором — безумец и жестокий деспот. Но почему-то Господь распорядился так, что он стал императором в Риме. Навуходоносор, который разрушил Иерусалим, он был у власти, захватил город. И это не значит, что он хороший. Это значит, что какую-то роль в Божественном замысле играет и он.
Поэтому пытаться бороться революционным путём, путём мятежа — не для христианина. Христианин принимает реальность такой, какая она есть. Он себя пытается изменить: преображайтесь внутри, как говорил Павел в прошлой главе. А за власть не боритесь. И дальше он описывает идеальную ситуацию. Это нередко бывает, когда описывается идеальная ситуация. Может быть реальность Павла, реальность Римской империи была не совсем такой, но важно же понять, в чём идеал, чтобы оценить всё остальное.
Начальники страшны тем, кто творит не добрые, а дурные дела. Хочешь не страшиться власти? Твори добро и получишь от неё похвалу,
ведь она служитель Бога тебе на благо. А если творишь зло — бойся, не зря она как служитель Бога носит меч и карает всех, кто творит зло.
Так что ей необходимо подчиняться, и не только из-за страха кары, но и по совести.
(Рим. 13:3-5)
А здесь уже имеется власть, как некая структура, и он излагает принцип стопроцентной лояльности. Христиане лояльны власти. Но и только. Они не одобряют её, они не оценивают её: твори добро и надейся на то, что всё с тобой будет хорошо. Всё, что можно предложить, особенно в ситуации гонения.
Потому вы и подати платите, что те, кто этим занят, содействуют Богу.
Так что, кому причитается налог, отдавайте налог, кому подать — подать, кому пошлину — пошлину, кого положено страшитесь, и кого положено чтите.
(Рим. 13:6-7)
Просто принимайте конструкцию общественного устройства такой, какая она есть. Может быть, Павел не случайно пишет об этом в послании именно к римлянам. Рим — столица, и весьма вероятно, его послание дойдёт до императорского двора рано или поздно. И он даёт некоторую декларацию: мы не против императорской власти, мы не мятежники, считайте нас, скорее, своими союзниками. Но дальше он поясняет, что для христианина лояльность — это ещё не всё.
Никто да будет ни у кого в долгу, кроме долга взаимной любви. Ведь кто любит, тот исполнил и основной закон. (Рим. 13:8)
Как интересно. Любовь исключает понятие долга. Обратите внимание, когда люди любят друг друга, они не говорят: «ты должен». Они договариваются иначе: я хочу, я прошу тебя. Но когда возникает ощущение долга, то и любовь, наверное, проходит. Кто любит, тот исполнил основной закон. Все эти требования, предписания — они вторичны, первична заповедь о любви.
Заповеди: не прелюбодействуй, не убивай, не воруй, не желай чужого и ещё какая ни есть заповедь, они все заключаются в словах: возлюби ближнего как самого себя.
Любовь не творит зла ближнему, полнота закона в любви.
(Рим. 13:9-10)
А при чём же здесь власть? А при том, что власть — это некая данность, и христианская община живёт не юридическими понятиями Римской империи. Она не против существующей власти, но она не ограничивается своей лояльностью, своим принятием того факта, что эта власть существует и вполне законна. Она идёт гораздо дальше. Этот текст — как идти дальше, чего хотеть больше. А вовсе не о том, как подчиняться или не подчиняться власти.
Так и поступайте, понимая какое нынче время. Настала нам пора пробудиться, и спасение ближе к нам, чем когда мы уверовали. (Рим. 13:11)
То есть вся нынешняя структура — это не очень надолго, мы идём в Царство Небесное, где свои законы, законы любви. А тут есть какие-то другие законы, давайте их исполнять, чтобы от нас отстали. Не будем тратить свои силы и время на то, чтобы переделать этот мир, лежащий во зле. Примем его таким, какой он есть, постараемся в нём творить добро. Но пойдём туда, где мы действительно обретаем свою родину, где власть Божия, а не человеческая.
Ночь проходит, близится день, отбросим же дела тьмы, облачимся в оружие света.
При дневном свете будем ступать прямо без попоек и пирушек, без распутства и обжорства, без вражды и зависти.
Облекитесь во Христа Иисуса и не потакайте плоти с её похотями.
(Рим. 13:12-14)
Другой вариант перевода: «и заботу о теле не превращайте в похоти». Смысл примерно один и тот же. Человек склонен, поскольку обладает телом, а тело нуждается в еде, отдыхе, развлечениях, предаваться этому всему до бесконечности. Заботиться о теле надо, но не делать, чтобы это становилось смыслом жизни. Не делать так, чтобы только эта забота в вас жила.
И это вывод не посторонний по отношению к вопросу, как относиться к Римскому государству. Не этого государства, главным образом, вы граждане. Вы просто живёте в нём, имеете какие-то обязательства, исполняете их, но думаете об обязательствах не по закону, а по любви. Потому что это именно то, чего ждёт от вас Бог.