Ошибка в тексте ?
Выделите ее мышкой и нажмите
Приблизительное описание лекции:
Я напомню, что в девятой главе началась тема израильского народа как Божьего народа, которому были даны определённые обещания, но который не принял Мессию, в массе своей не принял Христа. Павел отождествляет себя с этим народом и признаёт их своими братьями по вере, мечтает о том, чтобы и они каким-то образом обрели спасение.
В десятой главе он развивает эту тему.
Братья, желание моего сердца и моление моё Богу о спасении Израиля.
Свидетельствую им, что есть у них ревность о Боге, но не по разумению.
Они, не ведая праведности Божией, и стремясь установить собственную, не покорились праведности Божией.
А ведь цель закона — Христос, к праведности для всякого верующего.
(Рим. 10:1-4)
Это станет крылатым выражением: ревность не по разуму. То есть они стараются, но при этом не задумываются. И сложная формулировка: цель закона — Христос, к праведности для всякого верующего. Цель — то, к чему мы стремимся. Любое действие, любое человеческое изобретение имеет некую цель, чтобы что-то сделать. И у закона есть цель. Закон приводит к чему-то, он приводит ко Христу. Для того, чтобы каждый верующий получил так или иначе праведность.
О праведности, которая от закона Моисей пишет: человек, исполнивший это этим и будет жить.
А праведность, которая от веры, призывает: не говори в сердце своём, кто бы взошёл на небо? То есть свести Христа,
или сошёл бы в бездну? То есть вывести Христа из мёртвых.
(Рим. 10:5-7)
Сделал, и всё в порядке. Здесь Павел пересказывает кусочки из второзакония и относит их ко Христу. Может быть, несколько необычный приём толкования, когда всё, что сказано когда-то и по другому поводу переосмысливается применительно ко Христу. Но для него всё, что в Ветхом законе написано есть некий способ подвести человека ко Христу.
И что же говорится? Близко к тебе это слово, на устах твоих и в сердце твоём.
То есть, если исповедуешь устами твоими Господа Иисуса и поверишь сердцем своим, что Бог Его воскресил из мёртвых, будешь спасён.
Вера в сердце к праведности, исповедание устами ко спасению.
(Рим. 10:8-10)
Многих, конечно, убедит, что необходима двоякая вещь, с одной стороны внешнее проявление устами, с другой стороны внутреннее расположение сердца. Можно сказать просто формулировку, не задумываясь о смысле, а можно сказать: Бог у меня в душе, я на самом деле что-то себе думаю, но никак этого не проявить.
Ведь Писание говорит: всякий, верующий в Него, не постыдится.
И нет различия между иудеем и эллином, один у всех Господь, щедрый к тем, кто призывает Его.
Ибо всякий, кто призовёт имя Господне будет спасён.
(Рим. 10:11-13)
А с чего вообще всё это здесь? Он развивает тему, которая в девятой главе уже прозвучала. Тема — призвание язычников. Не все, кто израильтяне по плоти, являются таковыми по духу. Но напротив, многие из тех, кто этому народу не принадлежит, принимая веру во Христа, становятся частью Божьего народа. И он объясняет, как это происходит. Есть слово, которое нужно принять устами и сердцем.
А как же призовут Его те, кто не уверовал? Как уверуют те, кто о Нём не слышал. Как услышат, если никто им не возвестит?
А как станут возвещать, если не будут на это посланы? Вот и написано: как прекрасны шаги возвещающего мир благовестника.
Но не все прислушивались к евангельской вести. Исаия говорит: Господи, кто поверил услышанному от нас?
(Рим. 10:14-16)
То есть ключевой момент в этом распространении веры, в этом соединении язычников и израильтян — проповедь, то, чем занимается, в частности, Павел.
Итак, вера от услышанной вести, а весть от слова Божьего.
И я спрошу, разве они не слышали. Быть не может, когда по всей земле раздаётся голос и до пределов вселенной речи их.
(Рим. 10:17-18)
Речь о израильтянах. Это цитата из псалма.
И я спрошу, разве Израиль не знал? Первым сказал Моисей: заставлю вас ревновать с помощью тех, кто не народ, народом неразумным буду вас раздражать.
Исаия же говорит дерзновенно: нашли Меня те, кто не искал, явился Я тем, кто не спрашивал обо Мне.
(Рим. 10:19-20)
Оказывается, что израильский народ, избранный, возлюбленный, особый, он во-первых, сам не совсем исполняет, или совсем не исполняет своего предназначения. А во-вторых другие народы должны возбуждать ревность, должны каким-то образом побуждать его к тому, чтобы Израиль принял Христа через что-то другое. Так бывает, особенно у детей. Кто-то плохо учится, или не может что-то запомнить и освоить, но если увидит, что другой ребёнок это освоил и запомнил, ему уже хочется тоже оказаться не хуже.
А об Израиле говорит: целый день простираю Я руки к народу непокорному и своевольному. (Рим. 10:21)
У Исаии мы и эту книгу записывали в рамках нашего чтения, или запишем, там очень много таких обличений. И понятно, что есть бесконечная абсолютно тема непокорства Божьего народа Богу. И об этом можно приводить много цитат. Но Павел много не приводит, ему достаточна какая-то небольшая выборка, которая обращена не столько на обличение Израиля, сколько на напоминание: язычники и израильтяне должны стать одним народом, это входит в замысел Божий, и в Ветхом завете об этом достаточно подробно было сказано.
В одиннадцатой главе он наиболее подробно будет говорить о грядущем обращении Израиля.