Ошибка в тексте ?
Выделите ее мышкой и нажмите
Приблизительное описание лекции:
Здравствуйте, меня зовут Андрей Десницкий, это проект Экзегет, и мы сегодня начнём с вами читать Послание к Римлянам апостола Павла в моём собственном переводе.
Сначала нужно немного сказать об этом Послании. Это, наверное, самое известное Послание Павла и вообще самое известное во всём Новом Завете. Оно стоит на первом месте среди Павловых Посланий, и не только по объёму, но и по значению. Этот труд апостола до сих исследуется, до сих пор спорят о разных тонкостях его понимания. Мы не будем уходить очень глубоко в эти тонкости, хотя что-то сказать будет нужно.
Автор, безусловно — апостол Павел, это ни у кого сомнений не вызывает. Где и когда оно написано — здесь могут быть некоторые сомнения. В 50-е годы первого века нашей эры, наверное 57-58 гг., когда Павел собирался отправляться в очередное своё путешествие, потом в Иерусалиме он был арестован и отправлен в Рим, где и прибывал в заключении. Иногда говорят, что возможно в заключении он это Послание и написал. Звучит немного странно. Почему он писал римлянам, будучи в заключении по дороге в Рим: он должен был туда сам скоро прибыть. Или тем более в самом Риме. Может быть, именно потому, что он находился под стражей, не мог свободно с людьми общаться, а ему нужно было всё-таки донести свои мысли до римской христианской общины.
Что это за община, мы ещё поговорим, но понятно, что Рим — это столица огромной Римской империи, самый влиятельный город в мире в те времена. Конечно же, у Павла особое отношение к римской христианской общине, потому что это центр мира, это та точка, из которой христианство будет распространяться дальше. Поэтому ему очень важно именно с римлянами разобрать основы христианской веры — во что мы верим.
Это очень краткое предисловие, но многие вещи, связанные с характеристиками Послания мы будем обсуждать по мере того, как будем его читать. Напомню, что я читаю свой собственный перевод.
Я Павел — раб Иисуса Христа, призван быть Апостолом, избран возвещать Божие Евангелие,
предсказанное в Священных Писаниях пророками, весть о Сыне Божием,
который был рождён по плоти от семени Давида.
А то, что Он — Сын Божий с силой открылось в духе святости и воскресении из мёртвых Господа Нашего Иисуса Христа.
(Рим. 1:1-4)
В письме принято представляться, Павел ровно это и делает. Раб Иисуса Христа, призван быть Апостолом — то есть он определяет своё место в мире. Он в любом случае Его раб, а его апостольство — это призвание, которое он получил. Я говорю сейчас банальные вещи, но это важно. Потому что, если я, например, буду говорить, что я доктор наук — это моя некоторая заслуга. Но он говорит: нет, это не заслуга — это положение, в которое я поставлен. Это то, чего я не могу не делать. Не потому, что мне это нравится, не потому, что это почётное звание Апостола. Хотя, наверное — нравится, наверное — почётное.
И он с самого начала говорит, о чём вообще всё Евангелие — Благая весть. Во-первых, оно предсказано пророками, во-вторых, Христос никто иной — как Сын Божий, в-третьих, Он рождён от семени Давида. То есть по плоти Он человек, происходящий из рода царя Давида, что одновременно означает соблюдение многих пророчеств, которые предсказывали приход истинного Царя из потомков Давида. И Он — Сын Божий. Человек и Сын Божий, он не говорит напрямую Бог, но понятно, что это утверждение Его божественной природы. И это можно доказать. А как доказать: святость и, прежде всего — воскресение из мёртвых. Вот основное содержание христианской веры. Потом на протяжении всего Послания он будет долго и подробно об этом говорить.
От Него мы приняли благодать и апостольство, чтобы во всех народах люди покорялись вере ради Его имени,
и среди них вы призваны Иисусом Христом.
(Рим. 1:5-6)
Благодать и апостольство — ключевые для Павла понятия. Он будет очень долго и ясно разбирать это понятие — благодать. Главное, что он здесь говорит: во-первых —благодать, а во-вторых — все народы.
Римская община, судя по всему, состояла из евреев, которые до принятия христианства исповедовали иудаизм, или религию Ветхого Завета, и язычников, которые обратились из своего язычества. Для Павла принципиально важно, что границы стираются, что это деление носит чисто географический характер — кто какого происхождения, но сущностного никакого деления в христианской общине нет и быть не может. Это он тоже будет разбирать в Послании.
Это не просто приветствие: я Павел, пишу вам, римляне, будьте здоровы, пусть всё у вас будет хорошо. Нет, это одновременно очень сжатое тезисное изложение основных мыслей, которые дальше в Послании будут разбираться.
Я приветствую всех тех в Риме, кто возлюблен Богом, кто призван и свят, благодать вам и мир от Бога Отца нашего и Господа Иисуса Христа. (Рим. 1:7)
Тоже несколько важных утверждений. Христиане Рима — это кто? Это те — кто возлюблен, призван и свят. Значит: Бог любит христиан, призывает их, они откликаются на этот призыв — и так они обретают святость. Состояние, которое сегодня мы связываем с личным совершенством. Но тут, конечно, святость — как отделённость от всего остального.
Священный сосуд — это не просто очень красивый сосуд. Он должен быть, конечно, красивым. Но это сосуд, из которого нельзя взять и попить водички — это то, что используется только за Богослужением. И соответственно христианин — святой человек не в том смысле, что он очень высоконравственный, хороший, добился особого духовного состояния. Но в том смысле, что он отличается от язычника всем, он — другой человек. Не потому, что он такой хороший и совершенный, а потому, что Бог его полюбил и призвал. Ему осталось только ответить на этот призыв «да».
Соответственно он получает благодать и мир от Бога Отца нашего и Господа Иисуса Христа. Тоже очень важное богословское утверждение — что происходит, когда человек становится христианином. И это он в Послании подробно разберёт.
Дальше ему надо как-то к ним обратиться.
Прежде всего благодарю Бога моего через Иисуса Христа за всех вас, что вера ваша известна по всему миру. (Рим. 1:8)
Обратим внимание на эту формулировку, Христос — посредник для него между Отцом и нами, и он благодарит Бога. И мы благодарим Бога. Но он — через Христа. Нам это сегодня кажется немного странным, мы же знаем, что Бог Троичен, христиане верят, что Отец, Сын и Святой Дух. Почему же я благодарю Отца через Сына? Потому, что в Послании он и будет разбирать посредническую роль Христа. То, что отношения с Богом восстанавливаются через Христа, поэтому всё, что происходит дальше между верующим и Богом — оно происходит через Христа.
Интересно, что он начинает не с того, что вы грешники, многого не понимает. Хотя, наверное, они грешники и многого не понимают. Но он начинает всегда с того, что благодарит Бога за тех людей, с которыми общается. Простенько, но невероятно важно. Слава Богу, какие вы люди замечательные. Ведь если это не так, то зачем вообще на них время тратить: говорить, писать, приезжать к ним.
Свидетель мне Бог, которому я служу всем своим духом ради Евангелия Его Сына, я непрестанно помню о вас
и в моих молитвах всегда прошу, чтобы по воле Божией было мне дано вас благополучно посетить.
(Рим. 1:9-10)
Наверное, написано до пришествия в Рим: либо планировал в Рим поехать, либо, может быть, везут его туда под арестом. И судя по этим словам, всё-таки не под арестом он, сам ещё распоряжается своей жизнью и планирует, может быть, их посетить. Он помнит, любит и хочет с ними встретиться. Тут же, абсолютно необходимое условие, чтобы они его услышали, которое тоже далеко не всегда даже в христианском общении соблюдается. Наставник, который что-то говорит. Я сейчас говорю, это записывается, вы потом это послушаете, но у меня с вами личных отношений нет. К сожалению. А вот для Павла невероятно важно, чтобы такие личные отношения были, иначе всё бессмысленно, иначе ничего он не скажет.
Стремлюсь повидаться с вами и поделиться духовным даром, чтобы вас укрепить,
а точнее даже, с вами взаимно утешить друг друга своей верой — и вашей и моей.
(Рим. 1:11-12)
Не просто вам рассказать, как всё надо делать, во что верить, а укрепить вас тем, что мне даровано. Он не ставит себя в положение выше, хотя, конечно, он выше. Он говорит: смотрите, я вас утешу, а вы меня утешите. Для него тоже невероятно важно общение в любви.
Не хочу, братья, держать вас в неведении. Вот уже сколько раз собирался я отправиться к вам, но и по сю пору остаются препятствия, которые не дают мне пожать у вас тот же плод, что и среди прочих народов. (Рим. 1:13)
Пожать плод: он трудится и как земледелец, который пашет, сеет, выращивает урожай — получает этот урожай в конце. И он хотел бы от римлян получить этот урожай, но пока что-то мешает.
Ведь я в долгу перед эллинами и варварами, перед мудрецами и простецами,
и конечно же очень бы желал проповедовать Евангелие и вам, тем, кто в Риме.
(Рим. 1:14-15)
Он получил от Бога дар, и этот дар он несёт другим людям. Он его понимает как свой долг перед этими людьми, разными-разными: варварами, эллинами. Варвары — это дикие люди, эллины — образованные, мудрецы и простецы соответственно не по культуре или этнической принадлежности, а по складу, но это не важно. Его основная тема в Послании к Римлянам — да, все люди очень разные, но во Христе все различия становятся преодолены.
А Евангелия Христова я не стыжусь, в нём сила Божия во спасение всякому верующему, сперва иудею, а потом и эллину. (Рим. 1:16)
И это он обязательно рассмотрит, поскольку община Рима состоит из иудеев и эллинов,. То есть тех, кто исповедовал иудаизм до принятия христианства, и тех, кто был язычниками — эллинами. Евангелия я не стыжусь, говорит он потому, что за Евангелие тогда арестовывали, в частности и Павла самого. Он прекрасно понимал, что может быть надо как-то промолчать, потише, поаккуратнее. Нет, я не стыжусь. Не в смысле: ой, какое-то Евангелие неприличное, лучше я о нём не буду говорить. А в том смысле, что я не буду этого скрывать, я не боюсь тех последствий, которые из этого могут проистекать.
В нём открывается праведность Бога от веры и ради веры, как и написано: праведный жив будет верой. (Рим. 1:7)
А это уже основная идея послания, которое он заранее вводит: праведность и вера — как это связано. Но он пока только задал тему, не будем комментировать, он сам потом прокомментирует. Но немного объясняет и сейчас, это очевидно.
Бог с небес покарает всякое людское нечестие и неправду. Когда истина попрана — нечестие. (Рим. 1:18)
Если что-то плохое происходит на земле, Бог на это гневается, так или иначе накажет. Довольно примитивное представление, но адекватное по-своему.
Людям известно всё, что только может быть известно о Боге, ведь Он сам это им открыл. (Рим. 1:19)
Не всё вообще можно познать о Боге, Бог не может быть заключён в наши словесные категории. Но то, что можно узнать о Нём, уже узнано.
Что невидимо, как Его вечная сила и Божественность, то от создания мира открывается в размышлениях о Его творениях. (Рим. 1:20)
Мы Бога не видим, но мысленно можем представить себе.
Так что нет у людей оправдания. Познав Бога, они не воздали Ему как Богу славу и благодарность, но предались пустым умствованиям, и неразумное сердце помрачилось. (Рим. 1:21)
Здесь он отвергает такую мысль: люди грешат потому, что не знают Бога, не почитают Его потому, что не получилось, а не то, что сознательно отвергли. А он говорит: нет, по крайней мере наблюдение за окружающим миром должно приводить к мысли о Боге, поэтому оправдания нет.
Называя себя мудрецами, поглупели,
славу нетленного Бога променяли на изображения, похожие на тленных людей: птиц, зверей, пресмыкающихся.
(Рим. 1:22-23)
Речь идёт, конечно, об идолах, которым поклонялись и в Риме язычники. Египетские боги часто в виде зверей изображались, а в Риме были популярны разные боги, в том числе и египетские.
Потому и Бог предал их нечистоте, столь вожделенной для их сердец, чтобы они сами оскверняли собственные тела. (Рим. 1:24)
Они делают определённый выбор, и Бог отдаёт их во власть собственного выбора.
Они променяли истину Божию на ложь, поклонялись и служили сотворённому вместо Творца, благословен Он во веки, аминь.
Из-за этого Бог и предал их постыдным страстям, и женщины у них променяли естественное сношение на противоестественное,
и точно так же мужчины, оставив естественные сношения с женщинами, пылают похотью друг ко другу. Мужчины срамятся с мужчинами, сами себе устраивают заслуженную кару за отступничество.(Рим. 1:25-27)
Смотрите, одновременно Бог выступает в качестве источника этого состояния. Очевидно Он даёт им позволение, возможность, но выбор их. Здесь он пытается описать очень сложную богословскую антиномию, такое единственное противоречие: что с одной стороны — всё от Бога, с другой стороны — человек сам отвечает за свои поступки. Значит от Бога — разрешение человеку так жить, возможность ему по собственному разумению выстраивать свою жизнь.
Естественно, описано такое безобразие, что даже наказывать не нужно — они себя сами уже наказали тем, что творят. И для него это один из главных признаков развращённого языческого образа жизни. Они не видели пользу в познании Бога, и Бог предоставил их бесполезному рассудку вытворять непотребства. Это только один пример с противоестественным сексуальным образом жизни. А дальше он перечисляет много чего.
Они полны всяческой неправды: блуда, злодейства, жадности и порока зависти, убийства, вражды, лжи, коварства и сплетни, перешёптываний,
злоречия, богохульства, гордости и надменности. На зло они изобретательны, родителям непокорны,
неразумны они, ненадёжны, безжалостны, непримеримы и беспощадны.
Зная, что такие дела достойны смертного приговора от Бога, не только сами их творят, но и других подговаривают.
(Рим. 1:29-32)
Вот с чего он так начинает ругать язычников? Наверное, легче сказать: римляне, вы такие хорошие христиане, а язычники — такие плохие-плохие-плохие. Конечно, так это тоже звучит, но на самом деле здесь есть более глубокая мысль, и она дальше будет развиваться. Что именно от этого состояния христиане переходят к состоянию праведности. А как — об этом остальная часть послания.