Ошибка в тексте ?
Выделите ее мышкой и нажмите
Сегодня вместе с Сергеем Худиевым завершаем чтение послания апостола Павла к Колоссянам. 4 глава - завершающая.
Послание к Колоссянам святого апостола Павла. Сергей Худиев. 4 часть.
«Господа, оказывайте рабам должное и справедливое, зная, что и вы имеете Господа на небесах.» (Кол. 4:1)
Апостол продолжает говорить об отношениях рабов и господ. Апостол приходит в мир, где существует институт рабства как социальный институт, и он не призывает устроить социальную революцию, не призывает свергнуть рабовладельческий строй, нет. Он говорит, что люди внутри тех социальных сословий, которые существуют, должны вести себя как христиане. Рабы, подчиненные должны вести себя добросовестно, а господа оказывать рабам «должное и справедливое». Апостол не устраивал социальные революции, однако, в итоге христианство разрушило рабство как институт. Во всех цивилизациях рабство существовало, и только христианство его разрушило. Почему? Потому что христианство возвещает, что каждый человек создан по образу Божию, и обладает неустранимым достоинством, это значит, что, если вы, благодаря случайности рождения, оказались господином над другими людьми, вы обязаны поступать с ними по справедливости, боясь Бога. Если вы оказались, по случайности рождения, в подчиненном положении, вы оказались в рабстве, то вы должны поступать справедливо и добросовестно, боясь Бога. Апостол говорит очень важную вещь: достоинство человека никак не зависит от его социального статуса. Он немножко раньше сказал, в третьей главе, что «нет ни Еллина, ни Иудея, ни обрезания, ни необрезания, варвара, Скифа, раба, свободного.» (Кол. 3:11) Перед Богом не имеет никакого значения ваш социальный статус, человек может быть миллионером, знаменитостью, нобелевским лауреатом, может быть разнорабочим в магазине, он может занимать какую -то самую низкооплачиваемую социальную позицию, перед Богом это не имеет значения никакого. Перед Богом имеет значение то, что человек пребывает во Христе и хранит Божьи заповеди, поэтому каждый человек призван на том месте, где он находится, в рамках той социальной структуры, которая существует, угождать Богу, и поступать так, как Богу угодно.
«Будьте постоянны в молитве, бодрствуя в ней с благодарением.» (Кол. 4:2)
«Молитесь также и о нас, чтобы Бог отверз нам дверь для слова, возвещать тайну Христову, за которую я и в узах,» (Кол. 4:3)
«Дабы я открыл ее, как должно мне возвещать.» (Кол. 4:4)
Апостол говорит, что жизнь христианина проявляется, в частности, в молитве, в постоянной непрестанной молитве, потому что мы не можем жить христианской жизнью без молитвы, точно также, как не можем мы жить обычной нашей биологической жизнью без дыхания. Молитва предполагает усилия, апостол говорит: «Будьте постоянны в молитве». Молитва — это не просто внезапный порыв, когда возникло настроение, молитва не просто воззвание к Богу в минуту нужды и опасности. Конечно, мы призваны взывать к Богу в минуту нужды и опасности, это совершенно правильно, мы по адресу обращаемся, но апостол говорит: «Будьте постоянны в молитве», и когда вы чувствуете нужду, особенно нужду в Божьей помощи, и когда все идет гладко и вас вроде ничто не вынуждает вопиять к Богу, и когда вы хотите возблагодарить Бога, когда все хорошо, и когда все не очень хорошо. «Будьте постоянны в молитве,» - говорит апостол. Молитва - это постоянные усилия, постоянный труд, в православной церкви есть традиция утреннего и вечернего молитвенного правила, и иногда люди ее не понимают, они думают, что молитва должна быть чем-то таким спонтанным, чем-то идущим из сердца, чем-то таким свободным, и это от части верно, но так вы очень скоро оставите молитву, очень скоро у вас настроение пропадет, и церковь нас наставляет, и апостол нас здесь наставляет: «Будьте постоянны в молитве», выделите время, когда вы молитесь Богу, просыпаясь утром, отведите какое-то время на общение с Богом, найдите себе молитвенное правило в молитвослове, оно может показаться начальным христианам длинным и тяжелым и трудным, но выделите себе хотя бы несколько молитв, которые вы можете прочитать и читайте их регулярно, не зависимо от настроения, от хотения, как священник приходит служить литургию, он ее служит, не зависимо от настроения, точно также независимо от настроения.
«Будьте постоянны в молитве, бодрствуя в ней с благодарением.» (Кол. 4:2)
Апостол наставляет нас проявлять благодарение, это очень важно. Христианская жизнь — это жизнь в благодарении к Богу. Очень важно быть благодарным, потом что это, во-первых, справедливо, правильно, мы являемся получателями Божьей благодати, он даровал нам великие милости, Бог сделал нас «избранными, святыми и возлюбленными», Бог уготовил нам небесное спасение, жизнь вечную и блаженную. Мы должны быть благодарны. Есть еще одна причина: неблагодарность разрушает человеческую жизнь, человек не благодарный — это несчастный человек, человек пребывающий в унынии, депрессии, жизнь которого идет наперекосяк. Как-то я слушал цикл лекций по психологии, абсолютно какой-то мирской психолог их читала, она рассказывала, как она помогала человеку, который пребывал в унынии из-за того, что не мог найти работу, у него все не клеилось, все валилось из рук. Она ему сказала, что он должен благодарить, находить поводы для благодарности и благодарить людей, которые проявили к нему какую-то доброту, какое -то расположение. И он говорит: «Ну как же я могу? О чем мне благодарить? У меня все плохо, у меня работы нет, денег нет, друзей нет, все плохо.» А она ему говорит: «Нет, вы все-таки найдите, за любое проявление благожелательности благодарите людей. Напишите письма всем, к кому вы обращались за работой с благодарностью, что они уделили вам время.» Он стал так поступать, изменилось его отношение к жизни, в конце концов нашел работу, все наладилось. Неблагодарность — это то, что нашу жизнь разрушает, даже на чисто психологическом уровне. Мы должны быть благодарны, находить в жизни хорошее, и благодарить за это Бога.
«Молитесь также и о нас, - т. е. о Павле и его спутниках, - чтобы Бог отверз нам дверь для слова, возвещать тайну Христову, за которую я и в узах,» (Кол. 4:3)
Апостол пишет это послание, сидя в тюрьме, и мы видим, что все эти великие вещи апостол возвещает, находясь в тюрьме, в ситуации, когда большинство из нас пришло бы в крайнее уныние и растерянность, и огорчение, но апостол бодро и решительно возвещает слово Божие, ему есть чем заняться, у него чрезвычайно важная миссия, и тут можно применить слова о том, что тот кто имеет зачем жить, тот в состоянии пережить практически любое как.
«Дабы я открыл ее, как должно мне возвещать.» (Кол. 4:4)
«Со внешними обходитесь благоразумно, пользуясь временем.» (Кол. 4:5)
«Слово ваше да будет всегда с благодатию, приправлено солью, дабы вы знали, как отвечать каждому.» (Кол. 4:6)
Апостол говорит: «Слово ваше да будет с благодатию», и это очень важное задание для нас, потому что люди очень легко впадают в гнев, в ярость, в злословие, особенно в социальных сетях, и мы должны помнить, что «слово наше должно быть с благодатию».
«О мне всё скажет вам Тихик, возлюбленный брат и верный служитель и сотрудник в Господе,» (Кол. 4:7)
«Которого я для того послал к вам, чтобы он узнал о ваших обстоятельствах и утешил сердца ваши,» (Кол. 4:8)
«С Онисимом, верным и возлюбленным братом нашим, который от вас. Они расскажут вам о всем здешнем.» (Кол. 4:9)
И далее идет длинный список приветствий:
«Приветствует вас Аристарх, заключенный вместе со мною, и Марк, племянник Варнавы (о котором вы получили приказания: если придет к вам, примите его),» (Кол. 4:10)
«Также Иисус, прозываемый Иустом, оба из обрезанных. Они - единственные сотрудники для Царствия Божия, бывшие мне отрадою.» (Кол. 4:11)
«Приветствует вас Епафрас ваш, раб Иисуса Христа, всегда подвизающийся за вас в молитвах, чтобы вы пребыли совершенны и исполнены всем, что угодно Богу». (Кол. 4:12)
«Свидетельствую о нем, что он имеет великую ревность и заботу о вас и о находящихся в Лаодикии и Иераполе.» (Кол. 4:13)
«Приветствует вас Лука, врач возлюбленный, и Димас.» (Кол. 4:14)
«Приветствуйте братьев в Лаодикии, и Нимфана, и домашнюю церковь его.» (Кол. 4:15)
«Когда это послание прочитано будет у вас, то распорядитесь, чтобы оно было прочитано и в Лаодикийской церкви; а то, которое из Лаодикии, прочитайте и вы.» (Кол. 4:16)
И мы видим здесь, как апостол передает ряд приветов от членов церкви, которые находятся с ним, то есть апостол поддерживает здесь общение, церковь — это люди, которые пребывают во взаимном общении, которые знают друг друга, которые помнят друг друга, которые заботятся друг о друге. Тут интересный момент, «приветствует вас Лука, врач возлюбленный». Святой апостол евангелист Лука по профессии был врачом, и церковь традиционно относится к медицине как к чрезвычайно богоугодному делу, церковь открывала больницы, госпитали, там люди получали уход, получали лечение. Многие христианские святые были прославлены именно служением, которое мы бы сейчас назвали медицинским, и в основании европейской медицины лежит служение церкви. Церковь занималась медицинским служением, многие больницы были созданы богочестивыми людьми, которые желали угодить Богу. Это значит, что мы должны рассматривать врачей как божиих служителей, и, если возникает такая необходимость, прибегать к медицинской помощи, поскольку медицина есть дело, которое Бог благословляет.
«Скажите Архиппу: смотри, чтобы тебе исполнить служение, которое ты принял в Господе.» (Кол. 4:17)
Архипу апостол указывает, что он должен продолжать выполнять то, что ему поручено.
«Приветствие моею рукою, Павловою, то есть подпись его. Помните мои узы. Благодать со всеми вами. Аминь. «(Кол. 4:18)
Апостол заканчивает тем, что он говорит: «Благодать, - то есть милость Божия, - со всеми вами.» Мы должны помнить об этой Божией благодати, которая нам дарована, чтобы мы помнили, кто мы теперь такие, какое великое изменение в нас произошло, когда нам было преподано святое крещение, и чтоб мы строили нашу жизнь на этой новой истине о том, кто мы такие, и как нам теперь, исходя из этого, следует себя вести.