Ошибка в тексте ?
Выделите ее мышкой и нажмите
"О горнем помышляйте, а не о земном", - призывает апостол Павел. Сегодня поговорим об обновленной жизни во Христе, об устроении христианской семьи и взаимоотношениях членов семьи между собой.
Послание к Колоссянам святого апостола Павла. Сергей Худиев. 3 часть.
«Итак, если вы воскресли со Христом, то ищите горнего, где Христос сидит одесную Бога;» (Кол. 3:1)
«О горнем помышляйте, а не о земном.» (Кол. 3:2)
«Ибо вы умерли, и жизнь ваша сокрыта со Христом в Боге.» (Кол. 3:3)
«Когда же явится Христос, жизнь ваша, тогда и вы явитесь с Ним во славе.» (Кол. 3:4)
Что означают слова «мы умерли» в рассматриваемом контексте? Апостол объясняет это несколько раньше, когда говорит о святом крещении, в котором мы приобщаемся смерти и воскресению Господа нашего Иисуса Христа. Мы умерли для прежней жизни и воскресли к новой, в нас уже присутствует эта смерть для нашего «ветхого человека», для греха, и новая жизнь, которую дает Христос. Это не всегда предполагает внезапной и резкой перемены нашего бытия. Безусловно, эти изменения будут происходить постепенно, но новая жизнь уже есть в нас.
«Итак, умертвите земные члены ваши: блуд, нечистоту, страсть, злую похоть и любостяжание, которое есть идолослужение,» (Кол. 3:5)
«За которые гнев Божий грядет на сынов противления,» (Кол. 3:6)
«В которых и вы некогда обращались, когда жили между ними.» (Кол. 3:7)
«А теперь вы отложите все: гнев, ярость, злобу, злоречие, сквернословие уст ваших;» (Кол. 3:8)
«Не говорите лжи друг другу, совлекшись ветхого человека с делами его» (Кол. 3:9)
и облекшись в нового, который обновляется в познании по образу Создавшего его,» (Кол. 3:10)
«Где нет ни Еллина, ни Иудея, ни обрезания, ни необрезания, варвара, Скифа, раба, свободного, но все и во всем Христос.» (Кол. 3:11)
Как следует понимать слова апостола: «И умертвите земные члены ваши: блуд, нечистоту, страсть, злую похоть и любостяжание, которое есть идолослужение»? Как-то давно я смотрел фильм, не вспомню сейчас его название. Действие происходит где-то в России в XIX веке. Главный герой картины решил притворится мертвым. Его постоянно преследуют кредиторы. Они вконец ему надоели, и он решил пойти на такую уловку. Он ложится в гроб, который стоит в комнате и поручает слуге всем объяснять, что «барин померли-с». И вот кредиторы в очередной раз приходят требовать с главного героя денег. Их встречает слуга и говорит: «Вот барин померли-с». Кредиторы не верят, возмущаются, требуют показать своего должника мертвым. Они входят в комнату, видят лежит барин в гробу с закрытыми глазами. Вроде все, помер. Что это означает для них? Это означает, что с него ничего нельзя взыскать, он свободен от всех претензий, которые ему можно было бы предъявить. Если человека разыскивают за преступление для того, чтоб его наказать, то все эти розыски и попытки наказать заканчиваются, когда разыскиваемый умирает. Он умер – дело закрыто. Наша смерть в крещении предполагает, что дело против нас за наши грехи закрыто, его больше нет. Мы умерли в этом отношении. К нам больше нет претензий. Нас больше не преследуют наши грехи, но и мы также умерли для греха.
Мы призваны «умертвить земные члены наши» – то, что относится ко греху, то, что неугодно Богу. О чем здесь идет речь? Конечно, мы выходим из купели крещения. Для многих это глубоко волнующий опыт. Однако, при этом, мы замечаем, что в нас продолжают действовать греховные привычки, с которыми еще необходимо бороться. Но в каком-то отношении мы мертвы для них. Я помню, как когда-то в молодости меня едва не взяли в армию, и уже успели обрить, то есть я был бритоголовый. Недалеко от места где проходили военные курсы находилось озеро. Как-то раз я купался в нем в плавках. Неподалеку оказалась группа офицеров, которые стали мне строго выговаривать: «Что ты тут делаешь? Почему ты не в части?» Я им сказал, что я не военный, не призванный, не солдат. Они меня, очевидно, приняли за новобранца из-за того, что у меня была бритая голова. Тогда я был просто в плавках, без формы, без гражданской одежды, было не понятно кто я такой. Офицеры решили, что я нахожусь под их ведомством, но быстро выяснилось, что это не так. Когда человек, прошедший армейскую службу, встречает офицера на улице, он непроизвольно отдает честь. В течение двух лет он делал это постоянно. Вследствие этого привычки военнослужащего сохранились, хотя он больше уже не служит, и не обязан больше отдавать честь военному, что выглядит даже немного странно. Однако это уже вошло у него в привычку. У нас сложились привычки жизни без Бога. Это привычки не только наши личные, приобретенные в процессе взросления и воспитания, но и привычки окружающего нас мира, культурные стереотипы. Мы привыкли брать под козырек этому миру, вести себя так, как будто этот мир нам хозяин, и мы ему обязаны. Но апостол говорит, что вы умерли для мира, вы больше ему не должны. Не следует более жить по прежним привычкам и ценностям. Приняв крещение и оставив этот мир позади, вы физически продолжаете находится в нем. Вы по-прежнему пребываете в вашем теле. Однако, в одном очень важном отношении Вы покинули мир, вы более не в его юрисдикции и не обязаны ему повиноваться, так как уже находитесь под другой властью. У вас есть иной хозяин и царь. И всякий, умерший для мира, может ответить на призывы греха коротким сообщением: «Я умер, меня здесь больше нет».
– Пойдем кого-нибудь обругаем, кого-нибудь оскорбим, кого-нибудь оклевещем.
– Не могу, я умер.
– Пойдем пьянствовать.
– Не могу, я умер.
– Пойдем еще сделаем какой-нибудь грех?
– Не могу, я умер в крещении для греха.
Можно об этом забывать и действовать так, как будто мы все еще обязаны миру и находимся под его властью. Апостол говорит: «Умертвите земные члены ваши», т. е… вы больше не должны жить по-прежнему, так как уже не живете в этом мире и не подчинены ему, его привычкам. Когда происходит порыв к какому-то греху, например, раздражение, и, соответственно, склонность впасть в сквернословие, можно сказать себе: «Я умер для этого, я больше не нахожусь под властью этого мира». Поэтому мы должны умертвить «земные члены…: блуд, нечистоту, страсть, злую похоть и любостяжание, которое есть идолослужение.» Мы все это должны отложить.
«За которые гнев Божий грядет на сынов противления,» (Кол. 3:6)
«В которых и вы некогда обращались, когда жили между ними.» (Кол. 3:7)
«А теперь вы отложите все: гнев, ярость, злобу, злоречие, сквернословие уст ваших;» (Кол. 3:8)
Мир, в котором мы живем, предъявляет нам определенные требования. Например, если мы столкнулись с оскорблением, кто-то обругал нас или обошелся с нами несправедливо, этот мир говорит: «Ты должен отомстить, ты должен как-то себя поставить, должен ответить на это гневом, яростью, ругательством». Иногда это получается довольно смешно: люди, которые друг друга не знают, и никогда не узнают, и не увидят, и, вообще, живут в разных странах, обмениваются длинными очередями оскорблений в Интернете, на пятьсот на тысячу комментариев, потому что каждый хочет оставить за собой последнее слово. Апостол говорит: «Отложите все: гнев, ярость, злобу, злоречие». Вы больше не обязаны этому миру. Вы не должны играть по его правилам, следовать его порывам.
«Не говорите лжи друг другу, совлекшись ветхого человека с делами его» (Кол. 3:9)
«И облекшись в нового, который обновляется в познании по образу Создавшего его,» (Кол. 3:10)
«Где нет ни Еллина, ни Иудея, ни обрезания, ни необрезания, варвара, Скифа, раба, свободного, но все и во всем Христос.» (Кол. 3:11)
Здесь апостол использует очень важный для него образ – «облечься и совлечься», т. е. раздеться и одеться. В описанной выше ситуации, когда со мной заговорили офицеры, было непонятно, кто я такой, потому что я был в плавках, ни в гражданском, ни в военном. Если бы я был в форме, можно было бы определить, что я военнослужащий и нахожусь под их законной властью. Если бы я был в одет в гражданскую одежду, напротив, было бы очевидно, что они не имеют надо мной никакой власти. Одежда часто указывает на статус человека. Например, мы знаем, что у полицейских есть особая форма, и не станем подчиняться какому-то случайному человеку. Однако, мы, вероятно, будем подчиняться полицейскому в форме, так как она указывает на его законную власть. Или, например, врачи. Очевидно, что мы не будем слушать медицинские советы любого попавшегося человека, но белый халат указывает на то, что перед нами врач, и у него есть квалификация, позволяющая давать профессиональные рекомендации в этой сфере. В сословных обществах одежда имела большое значение, так как указывала на положение человека в социуме. Да и само поведение человека часто зависит от того, во что он одет. Я как-то видел очень интересный ролик: люди нашли какого-то бродягу, очень неухоженного, в грязной одежде, заросшего. Его постригли и переодели. И когда этот человек сменил одежду и внешний вид, выражение его лица изменилось. Он стал вести себя совершенно по-другому, почувствовав себя не бродягой, а человеком, у которого есть место в жизни, который не выброшен из нее. И мы признаны «совлечься» ветхого человека, того, что у нас был раньше, одежды или форму которые мы носили прежде, и облечься в нового человека, во Христа, как если бы поступили на службу к Спасителю и облеклись в Его одеяния. По аналогии, многие профессиональные специальности предполагают особую одежду. Мы теперь принадлежим Христу, мы одеты в эту одежду, и вся наша жизнь изменилась. Мы по-другому видим себя и реагируем на окружающих нас людей.
«Мы обновляемся в познании по образу Создавшего его,» (Кол. 3:10)
«Где нет ни Еллина, ни Иудея, ни обрезания, ни необрезания, варвара, Скифа, раба, свободного, но все и во всем Христос.» (Кол. 3:11)
Почему апостол говорит об эллинах и иудеях? Дело в том, что в древнем мире человечество разделялось на две группы: на иудеев, которые знали и чтили Единого истинного Бога и эллинов, то есть всех остальных. Между ними существовали достаточно напряженные отношения, иногда приводящие к довольно острым конфликтам. Павел утверждает, что во Иисусе Христе все это уходит в прошлое, уже не важно, иудей вы, эллин, варвар, скиф, раб, свободный, не важно, кто вы с точки зрения национальной или социальной принадлежности. Все вы одно во Христе Иисусе, «все и во всем Христос». Вы теперь стали членами нового народа, Церкви Божьей. У вас есть новая идентичность, вы – христиане.
«Итак облекитесь, как избранные Божии, святые и возлюбленные, в милосердие, благость, смиренномудрие, кротость, долготерпение,» (Кол. 3:12)
«Снисходя друг другу и прощая взаимно, если кто на кого имеет жалобу: как Христос простил вас, так и вы.» (Кол. 3:13)
«Более же всего облекитесь в любовь, которая есть совокупность совершенства.» (Кол. 3:14)
«Итак облекитесь». Мы уже говорили об этом образе одежды. «Как избранные Божии, святые и возлюбленные.» О ком здесь идет речь? Кто эти «избранные Божии, святые и возлюбленные»? Апостол обращается ко всем христианам, то есть он обращается к членам Церкви в Колоссах, и через них – ко всем нам. Павел говорит, что мы являемся избранными Божиими, святыми и возлюбленными. Это может шокировать, потому что у нас слово «избранный» подчас имеет снобистский оттенок – «мы избранные, а вы нет». Но на самом деле в Библии речь идет о Божьей любви, о том, что каждый христианин является Божиим возлюбленным избранником. Бог каждого из нас избрал лично. Святые есть отделенные Богом. Сейчас мы используем это слово в значении не просто христианин, а христианин, который особо послужил Богу и прославлен Церковью. Однако, в библейском смысле под словом святые подразумеваются все христиане – все принадлежащие Богу и возлюбленные Им. Мы обладаем определенным статусом, у нас есть особая идентичность. Кто мы такие? Каждый из нас может задуматься над вопросом: «Кто я вообще такой?» и ответить: «Я избранный Божий, святой и возлюбленный. Это не означает, что я святой человек, так как я избранный Божий, святой и возлюбленный по Божией милости, по Божией благодати. Бог избрал меня, не я чем-то этого добился, это чистая незаслуженная милость Бога». Бог подобрал каждого из нас в ужасном состоянии греха, и сделал каждого из нас «избранным Божиим, святым и возлюбленным». Мы должны понимать, насколько велика Божья благодать, и кем нас Бог сделал, и, мы должны вести себя, исходя из этого нашего нового положения во Христе. Что мы должны сделать? «Облекитесь в милосердие, благость, смиренномудрие, кротость, долготерпение», то есть нужно облечься во все эти добродетели, потому что они соответствуют нашему новому статусу. У Марка Твена есть известная повесть «Принц и нищий». В ней нищий по имени Том, который случайно внешне очень похож на принца, попадает во дворец. Все принимают его за наследника престола, обращаются с ним соответствующим образом. Однако он ведет себя как нищий, по привычке. Том даже колет орехи государственной печатью. Представьте себе эту ситуацию с некоторой поправкой, вообразите, что царь пожелал усыновить нищего, найденного буквально на помойке. И сделав это, говорит: «Ты мой возлюбленный сын, теперь ты наследный принц». Мы понимаем, что в этом нет и не может быть никакой заслуги самого нищего. Царь подобрал его на помойке, он не обязан этого делать. Это чистый акт благодати и милости. Царь ввел его во дворец, сделал наследным принцем. Теперь этот бывший нищий должен учиться жить как наследный принц. Несмотря на то, что, у него глубоко укорененные привычки нищего, человека, который живет на улице, ворует и является асоциальным элементом, теперь он должен вести себя, как подобает наследному принцу. Также и христианин должен исходить из того, что он теперь «избранный Божий, святой и возлюбленный», и он должен учиться жить, сообразуясь с этим фактом, с новой реальностью, которую он приобрел в крещении. Нужно «облечься в милосердие, благость, смиренномудрие, кротость, долготерпение». Мы знаем, что наш мир преисполнен агрессии, враждебности. Достаточно зайти в социальные сети, где люди не боятся, что их поколотят. Видно, как любое разногласие моментально превращается в выплеск самых негативных эмоций, люди страшно ругаются между собой, иногда о политике, иногда, увы, о религии. Люди могут разругаться там на тему какая марка мобильного телефона лучше и по другим, самым бессмысленным поводам. Христианин резко выделяется из этого мира тем, что он по-другому говорит и ведет себя с людьми. Не будучи агрессивным, он проявляет «милосердие, благость, смиренномудрие, кротость и долготерпение». Мы облекаемся в эти добродетели, исходя из того, кем являемся на самом деле. Не следует быть злыми, кипятиться, отвечать ругательством на ругательство. Необходимо исходить из абсолютно иной установки. В нас встроена совершенно другая прошивка.
«Снисходя друг другу и прощая взаимно, если кто на кого имеет жалобу: как Христос простил вас, так и вы.» (Кол. 3:13)
Мы научаемся прощать других людей, когда приходим к осознанию того, что Христос нас простил. Я знаю, что прощен Спасителем, и, поэтому могу прощать других людей.
«Более же всего облекитесь в любовь, которая есть совокупность совершенства.» (Кол. 3:14)
«И да владычествует в сердцах ваших мир Божий, к которому вы и призваны в одном теле, и будьте дружелюбны.» (Кол. 3:15)
«Слово Христово да вселяется в вас обильно, со всякою премудростью; научайте и вразумляйте друг друга псалмами, славословием и духовными песнями, во благодати воспевая в сердцах ваших Господу.» (Кол. 3:16)
«И всё, что вы делаете, словом или делом, всё делайте во имя Господа Иисуса Христа, благодаря через Него Бога и Отца». (Кол. 3:17)
То есть мы призваны всё, что мы делаем, совершать во Славу Божию, и служа Иисусу Христу. Человек, который выполняет самую простую работу, например, убирает двор, чистит снег, может делать это во славу Божию, с осознанием того, что он помогает людям, проявляет любовь к ближним. Любая, самая обычная деятельность может и должна превратиться в служение Богу. Далее апостол дает ряд наставлений относительно поведения, которое прилично христианам.
«Жены, повинуйтесь мужьям своим, как прилично в Господе.» (Кол. 3:18)
«Мужья, любите своих жен и не будьте к ним суровы.» (Кол. 3:19)
«Дети, будьте послушны родителям вашим во всем, ибо это благоугодно Господу. Более же всего облекитесь в любовь, которая есть совокупность совершенства.» (Кол. 3:20)
«Отцы, не раздражайте детей ваших, дабы они не унывали. Более же всего облекитесь в любовь, которая есть совокупность совершенства.» (Кол. 3:21)
«Рабы, во всем повинуйтесь господам вашим по плоти, не в глазах только служа им, как человекоугодники, но в простоте сердца, боясь Бога.» (Кол. 3:22)
Этот момент может вызвать у современного человека непонимание, потому что апостол не критикует рабство, не порицает его, а говорит: «Рабы будьте добросовестными рабами, добросовестно выполняйте ваши обязанности.» Для апостола Павла рабство было социальной реальностью, и он не мог это изменить. Однако, его беспокоило, как в рамках этой социальной реальности человек должен себя вести, чтобы быть наследником вечного спасения. Апостол говорит: «добросовестно исполнять свои обязанности», то есть, если вы являетесь наемным работником, если вы занимаете подчиненное отношение в какой-либо иерархии, добросовестно выполняйте свои обязанности.
И всё, что делаете, делайте от души, как для Господа, а не для человеков, (Кол. 3:23)
То есть христианин – человек, который ведет себя добросовестно по отношению к другим, исполняет свои обязанности так, как если бы он исполнял их непосредственно перед Господом.
«Зная, что в воздаяние от Господа получите наследие, ибо вы служите Господу Христу.» (Кол. 3:24)
«А кто неправо поступит, тот получит по своей неправде, у Него нет лицеприятия» (Кол. 3:25).
И мы продолжим читать наставления апостола в четвертой главе.