Ошибка в тексте ?
Выделите ее мышкой и нажмите
Библейский портал Экзегет.ру представляет новый цикл лекций на послание к Колоссянам апостола Павла. Читает и комментирует Публицист, ведущий радиопередачи "Христианство: трудные вопросы", ведущий раздела Вера в православном журнале для сомневающихся - "Фома", Сергей Львович Худиев.
«Желаю, чтобы вы знали, какой подвиг имею я ради вас и ради тех, которые в Лаодикии и Иераполе, и ради всех, кто не видел лица моего в плоти,» (Кол. 2:1)
«Дабы утешились сердца их, соединенные в любви для всякого богатства совершенного разумения, для познания тайны Бога и Отца и Христа,» (Кол. 2:2)
«В Котором сокрыты все сокровища премудрости и ведения.» (Кол. 2:3)
«Это говорю я для того, чтобы кто-нибудь не прельстил вас вкрадчивыми словами;» (Кол. 2:4)
«Ибо хотя я и отсутствую телом, но духом нахожусь с вами, радуясь и видя ваше благоустройство и твердость веры вашей во Христа.» (Кол. 2:5)
«Посему, как вы приняли Христа Иисуса Господа, так и ходите в Нем,» (Кол. 2:6)
«Будучи укоренены и утверждены в Нем и укреплены в вере, как вы научены, преуспевая в ней с благодарением.» (Кол. 2:7)
Св. Павел говорит о своем подвижничестве, о тех трудностях и гонениях, которые он претерпевает для того, чтобы «утешились сердца» колоссян, и они увидели, как сильно апостол их любит, и как страстно желает проповедовать спасительную Истину Божию. Другая цель апостола – познание колоссянами тайны Бога Отца и Христа, в коем «сокрыты все сокровища премудрости и ведения». Поскольку прежние учителя, по своему обыкновению, соблазняли колоссян какими-то тайными знаниями и недоступными для простых смертных откровениями, Павел говорит, что «все сокровища премудрости и ведения», вс, что им когда-либо стоило знать, сокрыто в Иисусе Христе, по той причине, что Христос есть Бог, а не просто посланник от имени Бога, или ангел высшей иерархии, или какое-то иное сверхъестественное существо, он – Бог. Это предел всего, что только может существовать, и поэтому «все сокровища премудрости и ведения» пребывают в Иисусе Христе.
Апостол увещевает колоссян, чтобы «кто-нибудь не прельстил их вкрадчивыми словами», и люди не уклонились от веры во Христа, соблазнившись какими-то лжеучениями. «Посему как вы приняли Христа Иисуса Господа, так и ходите в нем», то есть необходимо пребывать в этом союзе, в соединении со Христом всегда. «Ходить перед Богом», или «ходить во Христе» — это такой библейский оборот, который означает, что человек проводит свою жизнь соответствующим образом. «Как вы научены, преуспевая в ней с благодарением».
«Смотрите, братия, чтобы кто не увлек вас философиею и пустым обольщением, по преданию человеческому, по стихиям мира, а не по Христу;» (Кол. 2:8)
«Ибо в Нем обитает вся полнота Божества телесно,» (Кол. 2:9)
«И вы имеете полноту в Нем, Который есть глава всякого начальства и власти.» (Кол. 2:10)
Апостол здесь предостерегает не против занятия философией как таковой. Мы знаем, что Святые отцы впоследствии сформулируют догматы православной веры, используя язык греческой философии, и, конечно же, само по себе античное философское наследие, представляющее для Церкви особую важность, в значительной степени, воспринято и используется Ею и, так сказать, «крещено». В Кол. 2:8 Павел предостерегает против людей, которые называли себя философами, то есть «любителями мудрости», и проповедовали какие-то лжеучения по преданию человеческому, по стихии мира, а не по Христу. И для апостола это становится поводом еще раз провозгласить нечто важное об Иисусе Христе. «Ибо в нем обитает вся полнота Божества телесно» — еще одно утверждение веры Церкви в Боговоплощение. В Иисусе Христе обитает вся полнота Божества. Иными словами, Иисус Христос, как и говорит об этом Халкидонский догмат, является совершенным Богом и совершенным человеком.
«И вы имеете полноту в нем», то есть благодаря вашим отношениям с Иисусом Христом, благодаря тому, что вы принадлежите Ему, у вас есть абсолютно всё, что необходимо для духовного роста. Нет нужды искать какие-то другие источники, кроме Иисуса Христа, поскольку в Нем заключена абсолютная полнота духовных даров, знания, всего необходимого для человека.
«В Нем вы и обрезаны обрезанием нерукотворенным, совлечением греховного тела плоти, обрезанием Христовым;» (Кол. 2:11) Известно, что для человека Ветхого завета, для иудея знаком принадлежности к народу Божию было обрезание, и в ранней Церкви возникла дискуссия о том, следует ли обрезывать язычников, то есть людей, присоединяющихся к Церкви, будучи представителями народов, в религиозных традициях которых обрезание не было принято. Обрезание могло бы стать определенным препятствием к обращению язычников, поэтому апостол говорит, что в этом обряде нет необходимости, и его не следует поддерживать, так как принадлежность к народу Божиему, к Богу определяется теперь принадлежностью ко Христу.
«Быв погребены с Ним в крещении, в Нем вы и совоскресли верою в силу Бога, Который воскресил Его из мертвых» (Кол. 2:12). Здесь апостол говорит нечто очень важное о крещении. Что такое крещение? Крещение — это символ смерти и воскресения. В крещении мы погружаемся в смерть Иисуса Христа, мы умираем Его смертью и воскресаем из мертвых его воскресением. Это означает, что наша прежняя жизнь кончилась, она прекратилась в момент крещения. С погружением в смерть Христову наша прошлая жизнь заканчивается, она не имеет к нам больше никакого отношения. Мы воскресли к новой жизни в Иисусе Христе.
«И вас, которые были мертвы во грехах и в необрезании плоти вашей, оживил вместе с Ним, простив нам все грехи,» (Кол. 2:13)
«Истребив учением бывшее о нас рукописание, которое было против нас, и Он взял его от среды и пригвоздил ко кресту;» (Кол. 2:14)
«Отняв силы у начальств и властей, властно подверг их позору, восторжествовав над ними Собою.» (Кол. 2:15)
Мы были мертвы, отчуждены от Бога. Биологически, мы были живы, но мы были далеки от Бога, и в этом смысле мертвы. Мы были также мертвы в наших грехах, но Бог оживил нас к новой подлинной жизни в общении с Собой. Это произошло в крещении и относится ко всем членам Церкви, верующим во Христа. Другое дело, что сами христиане часто не осознают этого. Однако, отсутствие осознания факта, не означает отсутствия самого факта. Например, я обладаю гражданством Российской Федерации, но я не осознаю этого двадцать четыре часа в сутки. Тем не менее, в некоторых ситуациях я должен буду об этом вспомнить. В крещении нам дарована эта новая жизнь и теперь мы призваны ею жить. Следует также помнить, что в крещении даруется прощение грехов. Христос простил нам все грехи, «истребив учением бывшее о нас рукописание которое было против нас». Это яркий графический образ. Представьте себе список всех ваших грехов, всего, что вы сделали худого в жизни, всего, что отчуждает от Бога и служит к вашему стыду, позору и обвинению. Христос взял это рукописание и пригвоздил его ко кресту. Теперь оно аннулировано, уничтожено. Вы приходите на Страшный Суд чистыми, потому что Христос взял все ваши грехи на Голгофу.
Христос, «отняв силы у начальств и властей, властно подверг их позору, восторжествовав над ними Собою» (Кол. 2:15). О каких начальствах и властях идет речь? Это не какие-то политические институты. В данном стихе Павел говорит о духовных силах, о демонических силах, которые претендовали на власть над людьми по причине совершенных ими грехов и добивались соответствующего поклонения, выражавшееся в почитании идолов. Христос разрушил власть демонов, у них нет больше власти над нами. Случается, что даже после крещения люди продолжают терзаться какими-то суевериями, предписывают власть над своей жизнью, судьбой колдунам, гадалкам, сглазам и прочей ерунде. Христос говорит, что он отнял силу у начальства и властей. Все это не может иметь над нами никакой власти, потому что Христос лишил силы всех этих демонов, которые контролировали жизнь язычников.
«Итак никто да не осуждает вас за пищу, или питие, или за какой-нибудь праздник, или новомесячие, или субботу:» (Кол. 2:16)
«Это есть тень будущего, а тело – во Христе» (Кол. 2:17).
Дело в том, что для язычников, обращавшихся ко Христу, вставал вопрос о необходимости следовать ветхозаветным обрядам. Иудеи, ветхозаветный народ Божий, имели установленные Законом Моисея обряды и богослужение. Христос – Мессия, который пришел к еврейскому народу. Для язычников, вступавших в Церковь Христову, становился актуальным вопрос, должны ли они следовать иудейским обычаям? И апостол говорит «нет», поскольку все эти обычаи носили «предварительный» характер, они были необходимы до прихода Иисуса Христа. Являясь «тенью будущего», ветхозаветные установления и предписания указывали на то, что должно произойти, когда придет Иисус Христос и исполнит обетования, данные пророкам.
«Никто да не обольщает вас самовольным смиренномудрием и служением Ангелов, вторгаясь в то, чего не видел, безрассудно надмеваясь плотским своим умом» (Кол. 2:18)
«И не держась главы, от которой все тело, составами и связями будучи соединяемо и скрепляемо, растет возрастом Божиим» (Кол. 2:19).
Очевидно, речь идет о каких-то лжеучителях, считавших, что не смиренно обращаться к самому Иисусу Христу, он находится слишком высоко. Ну вы же не обращаетесь непосредственно к царю, императору или президенту, вы, как правило, общаетесь с местным начальством, которое рангом намного ниже. Поэтому следует общаться лишь с ангелами и другими духовными существами. Апостол говорит, что это самовольное смиренномудрие. Смиренномудрие означает послушание Богу. Павел утверждает, что смиренномудрие, пребывая в котором человек не хочет обращаться ко Христу, является фальшивым, самовольным. Эти учителя не держатся Иисуса Христа.
«Итак, если вы со Христом умерли для стихий мира, то для чего вы, как живущие в мире, держитесь постановлений:» (Кол. 2:20)
"Не прикасайся", "не вкушай", "не дотрагивайся" (Кол. 2:21)
«[Что все истлевает от употребления], по заповедям и учению человеческому?» (Кол. 2:22)
«Это имеет только вид мудрости в самовольном служении, смиренномудрии и изнурении тела, в некотором небрежении о насыщении плоти» (Кол. 2:23).
О чем здесь идет речь? «Мы умерли со Христом для стихий мира», мы вышли из-под власти этого мира, и, в частности, из-под его религиозных установлений. Все «рукотворные», «человеческие» религии имеют многочисленные обрядовые предписания: к чему не следует прикасаться, какая пища запрещена к употреблению, какой рукой нельзя делать то или иное и т. д. Это нормальная инстинктивная человеческая религиозность. Так устроена человеческая религия. И колоссяне, по всей видимости, часто, как это бывает и в наши дни с православными верующими, особенно с не очень воцерковленными, были склонны к обрядоверию. Люди, которые недавно пришли в Церковь, часто задают вопросы, связанные лишь с правильным исполнением обрядов: какой рукой нужно держать свечку и тому подобные вещи. Апостол говорит, что все это неважно, важна ваша смерть для греха и возрождение к новой жизни в Иисусе Христе. И проблема была не в том, что колоссяне, вернее те люди, с которыми спорит Павел, придерживались определенных обрядов. Любая религиозная жизнь предполагает обряды, без которых она невозможна. Но колоссяне предавали им слишком большое значение, считая, что отношения человека с Богом определяются тем, к чему он не прикасается, чего не вкушает и т. д., С их точки зрения, именно обряды должны лежать в основе богообщения.
«Это имеет только вид мудрости в самовольном служении, смиренномудрии и изнурении тела, в некотором небрежении о насыщении плоти» (Кол. 2:23). Здесь апостол обращает наше внимание на такое явление, как ложный языческий аскетизм. В целом, аскетизм занимает почетное место в христианской традиции. В Первом послании Коринфянам апостол Павел говорит: «Я усмиряю и порабощаю тело мое, чтобы, проповедуя другим, самому не оказаться недостойным» (1 Кор. 9.27). Конечно, существует традиция держания постов, которая очень важна и совершенно необходима для нашего духовного возрастания. Однако у этой традиции есть и темный двойник – ложный аскетизм, когда лжеучителя требуют воздерживаться от тех или иных Божьих даров не для духовного возрастания, а по причине того, что с их точки зрения этот дар является злом, к нему нельзя в принципе прикасаться. Церковь полемизирует с этими лжеучителями на протяжении всей своей истории. Подобные, противоречащие христианству учения, утверждавшие, что различные материальные предметы или явления (мясо или вино, супружеская жизнь) являются скверными по самой своей природе, существовали уже во времена апостола Павла. Они возникали и позже. Церковь отвергла подобный взгляд на «плотскую жизнь», утверждая, что ничто не предосудительно, когда человек пользуется теми или иными дарами сообразно Божьим заповедям и в послушании к Богу…
Мы видим, как в этой главе апостол постоянно возвращается к своей центральной теме, к вопросу о том, кто такой Иисус Христос и к тому, что он сделал для нас. Иисус Христос есть совершенный Бог и совершенный человек. Он приобрел нас для Бога и даровал нам гражданство Небесного Царства, благодаря тому, что умер на кресте и воскрес из мертвых. В крещении мы входим в смерть и воскресение Иисуса Христа и обретаем новую жизнь. И вот о том, как жить этой новой жизнью, апостол говорит уже в следующих главах своего послания.