Послание к Колоссянам. Глава 1. - Сергей Львович Худиев

Preloader

Ошибка в тексте ?

Выделите ее мышкой и нажмите

Ctrl + Enter

Послание к Колоссянам. Глава 1.

Сергей Львович Худиев Послание к Колоссянам. Глава 1.
Эпизод в Библии:

Библейский портал Экзегет.ру представляет новый цикл лекций на послание к Колоссянам апостола Павла. Читает и комментирует публицист, ведущий радиопередачи "Христианство: трудные вопросы", ведущий раздела Вера в православном журнале для сомневающихся - "Фома", Сергей Львович Худиев.

«Послание к Колоссянам» — довольно короткий текст, всего четыре главы, но он представляет особую важность. В этом тексте в очень сжатой, богословски насыщенной форме говорится об основах христианского вероучения: о том, кто такой Иисус Христос, кто Он по своей природе, что Он совершил ради нас, и что это для нас означает, что это меняет в нашей жизни.

Послание начинается с приветствия.

«Павел, волею Божиею Апостол Иисуса Христа, и Тимофей брат, «(Кол. 1:1)

«Находящимся в Колоссах святым и верным братиям во Христе Иисусе» (Кол. 1:2)

«Благодать вам и мир от Бога Отца нашего и Господа Иисуса Христа» (Кол.1:3).

В античном мире существовало установленное традицией правило написания и оформления письма: в начале его отправитель должен был представиться и назвать адресата, такой-то такому-то. Павел представляется следующим образом: «Павел, волею Божиею Апостол Иисуса Христа». Это означает, что Св. Павел не делится с нами какими-то собственными соображениями или идеями, он выступает здесь в качестве апостола, то есть полномочного посланника, полномочного представителя Господа Иисуса Христа, который возвещает нам учение о спасении.

«Находящимся в Колоссах» — это наименование адресата. «Святым и верным братиям во Христе Иисусе». Кто такие эти святые и верные братья? Это члены Колосской Церкви. В позднейшие времена слово «святой» стало употребляться для обозначения христиан, которые были прославлены Церковью за богочестивую жизнь, которые могут служить нам примером, в отношении которых мы верим, что они молятся за нас на небесах. Однако в Священном Писании слово «святой» имеет немножко другой оттенок. В библейском смысле, «святой» означает «отделенный для Бога», точно так же, как священные сосуды — сосуды, которые можно использовать только для богослужения, из них нельзя пить на пиру. В этом отношении все христиане названы святыми; с этой точки зрения любой крещеный христианин, любой член Церкви является святым, т. е. отделенным для Бога, и «верным», то есть пребывающим в отношениях верности с Иисусом Христом.

Далее в тексте встречается очень интересный оборот: «во Христе Иисусе.» Что это означае? Это означает — находящийся в определенного рода союзе, соединении, или, выражаясь языком Библии, в завете со Христом. Слово «завет» — одно из ключевых понятий Священного Писания. Та часть Библии, которую мы сейчас читаем, называется Новым Заветом. Слово «завет» часто переводят как договор или союз, однако слово «договор» звучит несколько более формально. Мы обычно не подписываем договоров с близкими людьми. Завет — это союз в более тесном смысле. Аналогичным образом, брак может быть заветом. С одной стороны, брак — это договор, но, конечно же, он предполагает близкие доверительные отношения между теми, кто его заключает. И вот верные пребывают «во Христе Иисусе», в союзе со Христом. Как они пребывают во Христе? Другие места из Священного Писания дают нам ответ на этот вопрос: через веру, которая проявляется в крещении, евхаристии и хранении заповедей.

Далее апостол говорит: «Благодать вам и мир от Бога Отца нашего и Господа Иисуса Христа.» Что означает слово «благодать»? Слово «благодать» означает расположение, милость, причем милость не заслуженная, милость, которая не обусловлена человеческими деяниями или заслугами, которая исходит, в данном случае, от Бога. Чистая незаслуженная милость.

Далее апостол говорит: «Благодарим Бога и Отца Господа нашего Иисуса Христа, всегда молясь о вас,» (Кол. 1:3)

«Услышав о вере вашей во Христа Иисуса и о любви ко всем святым,» (Кол. 1:4)

«В надежде на уготованное вам на небесах.» (Кол 1:5)

Христиане — это святые, верные Богу люди, имеющие надежду. Им уготовано нечто на небесах.

«О чем вы прежде слышали в истинном слове благовествования,» (Кол. 1:5)

«Которое пребывает у вас, как и во всем мире, и приносит плод, и возрастает, как и между вами, с того дня, как вы услышали и познали благодать Божию в истине (Кол. 1:6)».

Святой апостол говорит об «истинном слове благовествования» как о некой живой действенной силе. Через «слово благовествования» в мире действует Бог. Библия отличается от всех прочих книг тем, что, если другие книги мы читаем в отсутствии автора, чтение Священного Писание всегда происходит в Его присутствии, в присутствии Бога, который действует через священный текст. Однако Бог действует не только через Писание, но также через проповедь Церкви в целом, через проповедь апостолов. «Благовествование» — проповедь благой вести, на которую отзываются люди. Это не просто распространение каких-то взглядов, какой-то идеологии, это сверхъестественное вторжение в наш мир, когда Бог входит в этот мир с силой и властью и влияет на человеческие судьбы.

Как пишет апостол: «С того дня как вы услышали и познали благодать Божию в истине,» (Кол. 1:6)

«Как и научились от Епафраса, возлюбленного сотрудника нашего, верного для вас служителя Христова,» (Кол. 1:7)

«Который и известил нас о вашей любви в духе (Кол. 1:8).»

Проповедь Евангелия, на которую колоссяне отозвались покаянием и верой, глубоко изменила их жизнь. Апостол Павел говорит, «что они проявляют любовь в духе». Колоссяне проявляли братскую любовь по отношению друг к другу и по отношению к Епафрасу. Мы видим, что Слово Божие в христианстве — это не просто набор утверждений, это могущественная Божественная сила, которая действует в жизни людей.

Далее апостол говорит о своей молитве: «Посему и мы с того дня, как о сем услышали, не перестаем молиться о вас и просить, чтобы вы исполнялись познанием воли Его, во всякой премудрости и разумении духовном,» (Кол. 1:9)

«Чтобы поступали достойно Бога, во всем угождая Ему, принося плод во всяком деле благом и возрастая в познании Бога,» (Кол. 1:10)

«Укрепляясь всякою силою по могуществу славы Его, во всяком терпении и великодушии с радостью,» (Кол. 1:11)

«Благодаря Бога и Отца, призвавшего нас к участию в наследии святых во свете,» (Кол. 1:12)

«Избавившего нас от власти тьмы и введшего в Царство возлюбленного Сына Своего,» (Кол. 1:13)

«В Котором мы имеем искупление Кровию Его и прощение грехов,» (Кол. 1:14)

«Который есть образ Бога невидимого, рожденный прежде всякой твари;» (Кол. 1:15)

«Ибо Им создано всё, что на небесах и что на земле, видимое и невидимое: престолы ли, господства ли, начальства ли, власти ли, — все Им и для Него создано;» (Кол. 1:16)

«И Он есть прежде всего, и все Им стоит.» (Кол. 1:17)

«И Он есть глава тела Церкви; Он - начаток, первенец из мертвых, дабы иметь Ему во всем первенство,» (Кол. 1:18)

«Ибо благоугодно было Отцу, чтобы в Нем обитала всякая полнота,» (Кол. 1:19)

Апостол молится о том, чтобы колоссяне исполнялись познанием воли Божией. Чего же он желает для них более всего? Возможно, он желает для них земного благополучия, однако это не проговаривается в тексте молитвы. Важнейшее прошение апостола — о том, чтобы колоссяне исполнялись познанием воли Божией. Ведь самое важное в этом мире — это знать волю Божию и следовать ей, поскольку Бог всегда желает нам блага. Мы часто себе блага не желаем, мы часто себе вредим. Бог стремится к тому, чтобы мы обрели благодать и спасение. Писание говорит: «Укрепляясь всякою силою по могуществу славы Его во всяком терпении и великодушии с радостью», т. е. результатом действия Бога в жизни людей является терпение и великодушие с радостью.

Далее апостол делает несколько очень важных богословских утверждений: «благодаря и Бога и Отца», — в частности, говорится о том, что Бог сделал для нас, — «призвавшего нас к участию в наследии святых во свете». Бог призвал нас, всех христиан, «к участию в наследии святых во свете», «избавившего нас от смерти тьмы и введшего в Царство возлюбленного Сына Своего (Кол. 1:13)». Бог избавил нас от власти тьмы, от греха, от власти заблуждения, от жизни, которая проживается впустую, от жизни, которая проживается бесцельно. Представьте себе человека, который заблудился в лесу. Он идет сам не зная куда, обдирается об колючки, его едят комары, ему трудно, он чрезвычайно устал, он огорчен и раздражен, боится, не зная, что с ним будет дальше. И вот этому человеку встретился кто-то, кто вывел его на дорогу, вследствие чего он избавился от этого бесцельного блуждания. Теперь он выведен на дорогу, которая ведет к населенному городу. Когда люди не знают Бога, их жизнь представляет собой блуждание, не имеющее конечной цели. Люди живут как им живется, но не знают зачем, куда направлен их путь. Мы куда-то двигаемся, или просто пытаемся создать себе более комфортные условия существования, не очень понятно зачем. Проживая жизнь, часто не знаем, что делаем в этом мире, кто мы такие, и что делать. Мы находимся во тьме. И поскольку не знаем Бога, грешим. Иногда грешим по неведению, иногда грешим по злой воле. Но мы пребываем во власти тьмы и греха.

«Бог избавил нас от власти тьмы и ввел нас в Царство возлюбленного Сына Своего.» (Кол. 1:13) «Царство» — одно из важнейших, ключевых понятий Священного Писания. Оно встречается в тексте Библии практически постоянно, и его легко понять неправильно, потому что для нас «царство» — это, прежде всего, политическое или географическое понятие. Еще в детстве мы рисовали в школе контурные карты, на которых обозначалось царство такое-то, царство еще какого-то царя, а также примерные границы этих государств. Однако слово «царство» имеет и иной смысл. Его можно передать как царствование, владычество. «Царство Божие», или «Царство Небесное» в библейском контексте означает владычество Бога. Мы сделались подданными Царства Божия. Мы приобрели небесное гражданство. В другом своем послании апостол Павел говорит: «наше жительство на небесах», или более подробный перевод: «мы небесное поселение, небесная колония» (Флп. 3:20). Он использует образ, знакомый его читателям. Дело в том, что воины, которые сражались за Рим, ветераны, служившие в римских легионах, получали право на проживание в Риме. Им предоставлялось римское гражданство и все связанные с ним привилегии. Однако римские власти не очень хотели, чтобы люди, имевшие опыт участия в боевых действиях, жили в Риме. Это создавало бы почву для беспорядков. Поэтому они устраивали «Рим за пределами Рима», объявляя некоторые города, находившиеся за пределами «вечного города», юридически, его частью. Жители такого города считались римскими гражданами со всеми соответствующими привилегиями. Похожим образом и мы, хотя и находимся вне Царства Божия, как непосредственного прямого владычества Бога, сейчас, будучи христианами, вводимся в это Царство так как являемся его подданными и у нас есть небесное гражданство. Мы — граждане Небесного Иерусалима. И в этом смысле мы введены в Царство Божие. У нас есть царь — Иисус Христос. У нас есть гражданство, подданство, родина. В этом отношении, мы уже находимся на небесах. Сейчас мы странники и пришельцы, как сказано в другом месте Священного Писания (1 Пет. 2:11), в том плане что мы не принадлежим этому миру, мы принадлежим Царству Господа нашего Иисуса Христа. Мы — его подданные. Я приведу такой пример. Когда я читаю в Интернете, например, английскую прессу, на электронной страничке периодически появляется реклама, на которой предлагаются товары и услуги для англичан, живущих в России. Они предполагают, что какой-то англичанин, проживающий в России, зашел на их сайт, они это определяют по IP. Очень часто люди, находящиеся в другой стране, например, россияне в США, или англичане в России, собираются, общаются между собой и, конечно, они помнят, что они не местные, они — граждане другой страны. Аналогичным образом и все мы в этом мире, будучи христианами, являемся гражданами Царства Иисуса Христа. Это означает, что у нас есть определенные права и обязательства.

У нас есть царь. Этот царь — Иисус Христос. Мы принадлежим его Царству, у нас есть гражданство Небесного Иерусалима, «в котором, — продолжает апостол, — мы имеем искупление Кровию его и прощение грехов» (Кол. 1:14). Мы искуплены от наших грехов. Это означает, что поскольку мы через веру, крещение, евхаристию, хранение заповедей пребываем во Христе, наши грехи полностью прощены, «мы имеем искупление Кровию его и прощение грехов». Если вы уверовали в Господа Иисуса Христа, Ваши грехи прощены и все, что было в вашей прошлой жизни без Бога, изглажено, уничтожено, этого нет, те записи просто убраны из регистра, их нет, не существует. Мы прощены, «имеем искупление Кровию его и прощение грехов». Благая весть есть благая весть о прощении грехов. Мы можем быть уверены, что наши грехи прощены, какими бы они не были, если мы от них отвернулись, и, если мы прибегли ко Христу за прощением.

«Который есть образ Бога невидимого, рожденный прежде всякой твари» (Кол. 1:15). Эти слова апостола перекликаются со словами Евангелия от Иоанна, где Христос говорит: «видевший Меня видел Отца» (Ин. 14.9). Для того, чтобы понять, кто есть Бог, кто есть Отец, мы должны взирать на Иисуса Христа. В этом смысле, Иисус есть образ Бога невидимого. Апостол говорит: «Рожденный прежде всякой твари», и здесь речь идет о Христе. Поразительно. По словам апостола Павла, Христос не просто выдающийся Божий посланник, не просто великий пророк Божий, не просто истинный праведник, который являет нам образ Бога; ведь отблески Божественного Света есть в любом святом, в любом добром и благочестивом человеке присутствует нечто от Бога. Апостол говорит об Иисусе Христе, как о рожденном прежде всякой твари. И им создано все, что на небесах и на земле. Иисус Христос является создателем мира, создателем всего существующего. Здесь апостол говорит, что Иисус Христос является не только человеком, но и Самим Богом. Спустя несколько столетий Церковь сформулирует, на основании этих и многих других слов Священного Писания, так называемый Халкидонский догмат, в соответствии с которым Иисус Христос есть совершенный Бог и совершенный человек. Иногда люди, невнимательные к библейскому тексту спрашивают: «А где написано, что Иисус Христос — Бог?». О божественности Иисуса Христа свидетельствуют многие места Священного Писания ,в частности в рассматриваемом отрывке Послания святого апостола Павла к Колоссянам, говорится о том, что Иисус Христос есть Творец. Речь об этом идет в определенном контексте. По всей видимости, колоссяне уже сталкивались прежде с какими-то учителями, которые побуждали их поклоняться неким ангелам, духам, то есть сотворенным существам.

Апостол говорит: «Вы должны поклоняться Иисусу Христу, который создал все», «престолы ли, господства ли, начальства ли, власти ли» (Кол. 1:16) Речь идет о духовных существах, о каких-то ангельских иерархиях, которым, возможно, колоссяне по неразумию, по ошибке были склонны поклоняться. «Все Им, и для Него создано» (Кол. 1:16), то есть Иисус Христос является, во-первых, источником всего сотворенного, «мы все сотворены Сыном Божиим», а также целью всего сотворенного, «все для Него создано». Зная это, мы перестаем быть потерянными, мы не бредем по этой жизни бесцельно, мы понимаем для чего мы и откуда, понимаем, что нас создал Бог. Бог, который пришел на эту землю в лице Иисуса Христа, чтобы искупить нас.

«И Он есть прежде всего, и все Им стоит» (Кол. 1:17). Он создал весь мир, и вся Вселенная существует благодаря тому, что Сын Божий поддерживает ее бытие. Если бы Иисус Христос больше не захотел давать жизнь творению, вся, окружающая нас реальность вернулась бы в небытие, все бы исчезло. Мы проживаем каждую минуту, делаем каждый следующий шаг, потому что Иисус Христос продолжает сохранять этот мир.

«И он есть глава тела Церкви» (Кол. 1:18). Иисус Христос есть Бог, который создал весь мир и поддерживает его существование, и человек. Как человек Он есть глава тела Церкви.

«Он — начаток, первенец из мертвых, дабы иметь Ему во всем первенство,» (Кол. 1:18)

«Ибо благоугодно было Отцу, чтобы в Нем обитала всякая полнота,» (Кол. 1:19)

«И чтобы посредством Его примирить с Собою все, умиротворив через Него, Кровию креста Его, и земное, и небесное.» (Кол. 1:20) Крестная жертва Христа приобретает для нас мир. Мир с ним и друг с другом.

«И вас, бывших некогда отчужденными и врагами, по расположению к злым делам,» (Кол. 1:21)

«Ныне примирил в теле Плоти Его, смертью Его, чтобы представить вас святыми и непорочными и неповинными пред Собою,» (Кол. 1:22)

«Если только пребываете тверды и непоколебимы в вере и не отпадаете от надежды благовествования, которое вы слышали, которое возвещено всей твари поднебесной, которого я, Павел, сделался служителем.» (Кол. 1:23)

«Вы были, — говорит апостол, — некогда отчужденными и врагами, по расположению к злым делам». Тот, кто живет без Бога, неизбежно Ему враждебен, также как всякий, не признающий власть законного государя, становится ему врагом. И дело не только в этом, дело в том, что наша природа повреждена грехом, и человек расположен к злым делам. Конечно, это нелегко признать в отношении себя самого. В случае, если другие люди расположены к злым делам, они изрядные злодеи, а я нет, я человек хороший, я не херувим, конечно, но я чту уголовный кодекс. Однако, мы знаем из Священного Писания, что, если проявить некоторое мужество и присмотреться к себе и своему личному опыту, нельзя не признать, что мы грешны, так как противимся Богу и склонны к этому. Когда Бог приступает к нам со своими заповедями, мы начинаем бунтовать, противиться и ворчать. По словам апостола, Христос примирил нас с Богом благодаря тому, что искупил грехи всего мира. У Бога есть замысел — приставить нас святыми, непорочными, неповинными пред Собой. То есть цель Бога — привести каждого человека к совершенной святости, которую мы окончательно достигнем только на небесах, но этот процесс начинается уже здесь и сейчас.

Далее мы читаем: «Если пребываете тверды и непоколебимы в вере» (Кол. 1:23). То есть если вы не оставляете Христа ради каких-то лжеучений, от которых апостол и предостерегает.

«Ныне радуюсь в страданиях моих за вас и восполняю недостаток в плоти моей скорбей Христовых за Тело Его, которое есть Церковь,» (Кол. 1:24)

«Которой сделался я служителем по домостроительству Божию, вверенному мне для вас, чтобы исполнить слово Божие,» (Кол. 1:25)

«Тайну, сокрытую от веков и родов» (Кол. 1:26).

Апостол говорит о том, что Церковь есть тело Христово. Этот образ часто возникает в посланиях Павла. По мысли апостола, мы составляем как бы единый организм. Христианство, благая весть — это не благая весть, возвещенная к неким гордым одиночкам, это благая весть, которая созидает Церковь, совершает домостроительство, исполняет Божий замысел о спасении человечества.

«Тайну, сокрытую от веков и родов, ныне же открытую святым Его,» (Кол. 1:26)

«Которым благоволил Бог показать, какое богатство славы в тайне сей для язычников, которая есть Христос в вас, упование славы,» (Кол. 1:27)

«Которого мы проповедуем, вразумляя всякого человека и научая всякой премудрости, чтобы представить всякого человека совершенным во Христе Иисусе;» (Кол. 1:28)

«Для чего я и тружусь, и подвизаюсь силою Его, действующею во мне могущественно.» (Кол. 1:29)

Апостол еще раз подчеркивает, что и его проповедь, и наше обращение ко Христу не есть результат некой агитации. Это сверхъестественное действие Бога, который ищет нашего спасения. Мы отзываемся на него, когда принимаем Слово Божие верой, прилагая его к сердцу. Важно отметить, что слова Писания говорят не просто про колоссян, римлян или коринфян. Они говорят о нас с вами. Каждый из нас, я лично, принадлежу к этому сообществу, к которому обращается святой апостол Павел, и все, сказанное в послании — о нас, о наших отношениях с Богом, имеет прямое отношение также и ко мне. И это должно определять как мое отношение к миру, так и мое поведение. Но об этом апостол говорит уже в следующей главе.

Preloader
Preloader

Оставить комментарий