yandex

Послание к Филимону. - Сергей Львович Худиев

Ошибка в тексте ?

Выделите ее мышкой и нажмите

Ctrl + Enter

Послание к Филимону.

Сергей Львович Худиев Послание к Филимону.
Эпизод в Библии:

Примерное описание лекции:
Самая краткая книга Нового Завета - послание апостола Павла к Филимону, буквально небольшое письмо, которое при этом очень интересно и живо описывает отношения внутри ранней христианской общины.

Это послание требует определенного предисловия, чтобы было понятно, о чем идет речь.

Филимон – это благополучный, достаточно богатый христианин, в доме которого собирались его единоверцы. У Филимона есть раб, Онисим. Он убежал от своего господина, и, хуже того, его при этом обворовал. Онисим прибежал к апостолу Павлу, чтобы искать его помощи. И вот, св. апостол Павел оказывается в достаточно трудном пастырском положении, когда он должен как-то реагировать на эту ситуацию. Здесь существует определенный конфликт интересов: есть Филимон, который является другом Павла, есть Онисим, его беглый раб, который ищет у Павла помощи. Как апостол Павел реагирует на эту ситуацию?

«Павел, узник Иисуса Христа, и Тимофей брат, Филимону возлюбленному и сотруднику нашему, и Апфии, (сестре) возлюбленной, и Архиппу, сподвижнику нашему, и домашней твоей церкви: благодать вам и мир от Бога Отца нашего и Господа Иисуса Христа. Благодарю Бога моего, всегда вспоминая о тебе в молитвах моих, слыша о твоей любви и вере, которую имеешь к Господу Иисусу и ко всем святым, дабы общение веры твоей оказалось деятельным в познании всякого у вас добра во Христе Иисусе. Ибо мы имеем великую радость и утешение в любви твоей, потому что тобою, брат, успокоены сердца святых» (Флм. 1:1-7). С чего начинает апостол Павел, обращаясь к Филимону? Он высказывает ему целый ряд похвал. Он говорит: «Филимону возлюбленному и сотруднику нашему» (Флм. 1:1). То есть апостол Павел рассматривает Филимона как своего возлюбленного и сотрудника, как того, кто с ним вместе делает общее дело.

«Домашней твоей церкви, – т.е. всем христианам, которые собираются у него в доме, – благодать вам и мир от Бога Отца нашего и Господа Иисуса Христа. Благодарю Бога Моего, всегда вспоминая о тебе в молитвах моих, слыша о твоей любви и вере, которую имеешь к Господу Иисусу и ко всем святым» (Флм. 1:2-5). Апостол отмечает деятельную любовь Филимона к Господу, которая проявляется в любви ко всем святым, т. е. ко всем христианам. Слово «святые» у апостола Павла и в Библии в целом означает не канонизированных святых, как у нас сейчас, а просто всех христиан.

«Дабы общение веры твоей оказалось деятельным в познании всякого у вас добра во Христе Иисусе. Ибо мы имеем великую радость и утешение в любви твоей, потому что тобою, брат, успокоены сердца святых» (Флм. 1:6-7). Апостол очень хвалит Филимона. Он начинает с того, что высказывает похвалы и задает этим высокую планку. Часто мы боимся хвалить других людей, боимся, что их это как-то испортит, что это будет как-то неправильно понято. Но апостол хвалит Филимона, и, что важно, не за какие-то выдуманные достоинства; он находит в Филимоне то, что на самом деле в нем есть и старается его за это похвалить. «Мы имеем великую радость и утешение в любви твоей…» – Филимон не просто обладает какими-то похвальными качествами – более того, это очень радует апостола Павла, – им «успокоены сердца святых».

И далее апостол переходит к своей просьбе (как он собирается реагировать на бегство Онисима): «Посему, имея великое во Христе дерзновение приказывать тебе, что должно, по любви лучше прошу, не иной кто, как я, Павел старец, а теперь и узник Иисуса Христа; прошу тебя о сыне моем Онисиме, которого родил я в узах моих» (Флм. 1:8-10). Апостол Павел обладает всей властью, всем могуществом и высочайшим статусом – он апостол Иисуса Христа. Но, начиная свое письмо, он не подчеркивает этот момент, он говорит – я «узник Иисуса». Апостол сознательно ставит себя в уничиженную определенным образом позицию для того, чтобы обратится к Филимону не свысока: «я апостол, я тебе приказываю, делай, что я говорю, я тут апостол». Св. Павел говорит: «я узник, я обращаюсь к тебе из тюрьмы, обращаюсь к твоей собственной любви и добродетели, исхожу не из своей власти; взываю к тебе с такой смиренной просьбой: «по любви лучше прошу, не иной кто, как я, Павел старец, а теперь и узник Иисуса Христа; прошу тебя о сыне моем Онисиме, которого родил я в узах моих» (Флм. 1:9-10). Т.е. здесь речь идет о том, что Онисим пережил обращение в ходе общения с апостолом Павлом.

Апостол говорит: «он был некогда негоден для тебя, а теперь годен тебе и мне…» (Флм. 1:11). Т.е. он был негодным рабом в том плане, что оказался вором. Возможно, опасаясь, что его воровство откроется, он сбежал, или, может быть, замыслил побег и при этом совершил воровство, – мы точно не знаем. Но факт заключается в том, что Онисим не был верным рабом своему господину, и он был «негоден», был ненадежный, на него нельзя было полагаться; а теперь он изменился. Теперь он «годен тебе и мне. Я возвращаю его; ты же прими его, как мое сердце» (Флм. 1: 11-12). Апостол увещевает Филимона простить и принять этого беглого раба Онисима.

«Я хотел при себе удержать его, дабы он вместо тебя послужил мне в узах за благовествование; но без твоего согласия ничего не хотел сделать, чтобы доброе дело твое было не вынужденно, а добровольно». (Флм. 1:13-14). Мы видим, как осторожно апостол относится к своей апостольской власти. Да, он имеет власть просто приказать, и он мог бы удержать Онисима при себе, чтобы тот исполнял поручения Павла, служил апостолу. Но Павел не хочет совершить никакой несправедливости по отношению к Филимону, и Онисима не хочет удерживать без согласия его хозяина.

«Чтобы доброе дело твое было не вынужденно, а добровольно» (Флм. 1:14). Очень важно, что апостол здесь не прибегает к давлению. Он хочет, чтобы Филимон действовал добровольно. Павел не говорит: «хорошо: был твой слуга, а теперь будет мой. Я апостол, я занимаюсь таким важным делом, как благовествование народам, я спасаю человеческие души. Я имею полное право раба, который от тебя убежал, оставить у себя». Но апостол говорит: «без твоего согласия не буду этого делать» (Флм. 1:14). Мы видим, как он проявляет большую деликатность в отношении Филимона в этой ситуации.

Далее апостол Павел говорит: «Ибо, может быть, он для того на время отлучился, чтобы тебе принять его навсегда, не как уже раба, но выше раба, брата возлюбленного, особенно мне, а тем больше тебе, и по плоти и в Господе». (Флм. 1:15-16) Происходит удивительная, неожиданная вещь. Имеет место очевидный конфликт между господином и слугой. Слуга обворовал господина и убежал. Осознавая, что он находится в большой опасности – его могут поймать и наказать, Онисим ищет помощи у Павла. Что делает апостол? Он не принимает ту или другую сторону. Наверняка у Онисима есть объяснение, почему он убежал, есть претензии к хозяину, наверняка он был чем-то не доволен и, по всей видимости, какие-то упреки он высказывал своему господину. У Филимона тоже могут быть претензии – слуга убежал от него, обворовав. И каждый из них, вероятно, хочет, чтобы апостол встал на его сторону. Но Павел не становится на чью-то сторону, он занимается примирением людей, между которыми существует конфликт. Он показывает этим пример того, как христиане должны реагировать на подобную ситуацию, когда каждая из сторон ищет у нас поддержки.

Апостол говорит: прими его «не как уже раба, но выше раба, брата возлюбленного, особенно мне, а тем больше тебе, и по плоти и в Господе» (Флм. 1:16). Христианство не потребовало немедленной отмены рабства, но оно подорвало его изнутри – твой раб теперь тебе возлюбленный брат в Господе.

«Итак, если ты имеешь общение со мною, то прими его как меня» (Флм. 1:17). Апостол говорит, что нужно принять этого беглого раба «как меня». Вообще говоря, если беглый раб, который обворовал своего хозяина, попадался, или его приводили к господину, обычно в рабовладельческом хозяйстве его не ожидало ничего, кроме сурового наказания. Но апостол говорит: «прими его как меня. Если же он чем обидел тебя, или должен, считай это на мне. Я, Павел, написал моею рукою: я заплачу; не говорю тебе о том, что ты и самим собою мне должен» (Флм. 1:17-19). Средства, украденные Онисимом, Павел готов возместить даже за свой счет, хотя он и говорит, что «ты и самим собою мне должен» – т.е. я привел тебя ко Христу, благодаря мне ты являешься наследником вечного спасения.

«Так, брат, дай мне воспользоваться от тебя в Господе; успокой мое сердце в Господе. Надеясь на послушание твое, я написал к тебе, зная, что ты сделаешь и более, нежели говорю. А вместе приготовь для меня и помещение; ибо надеюсь, что по молитвам вашим я буду дарован вам» (Флм. 1:20-22). Апостол надеется, что он освободится от уз и посетит дом Филимона.

Далее он пишет приветствие от христиан, которые с ним находятся: «Приветствует тебя Епафрас, узник вместе со мною ради Христа Иисуса, Марк, Аристарх, Димас, Лука, сотрудники мои. Благодать Господа нашего Иисуса Христа со духом вашим. Аминь» (Флм. 1:23-25). Мы видим, как здесь апостол ссылается на группу людей, пребывающих рядом с ним. Действия Филимона, которые он совершил по отношению к беглому рабу, происходят на глазах у всех, у всей Церкви. Апостол призывает Филимона полностью простить Онисима и принять его даже в более высоком статусе, чем был у него раньше – он был просто слуга, а теперь Филимон должен принять его как брата. Это может быть, конечно, большим затруднением, по крайней мере, по двум причинам: между Филимоном и Онисимом пролегает классовая пропасть (один – рабовладелец, другой – раб), и существует обида. Апостол призывает их ради Господа восстановить отношения. Раз Христос примирился с вами, раз Бог вас принял в Иисусе Христе, и вы должны друг друга принять.

Апостол Павел завершает послание словами «благодать Господа нашего Иисуса Христа со духом вашим. Аминь» (Флм. 1:25).

Это не просто формальное завершение, это напоминание о благодати: Бог принял вас в общение с Собою и сделал это из чистой милости; Бог не стал взыскивать с вас за ваши грехи и преступления, и вы должны по отношению друг к другу поступать также.

Оставить комментарий