Ошибка в тексте ?
Выделите ее мышкой и нажмите
Послание апостола Иуды посвящено осуждению лжеучителей. Апостол напоминает о примерах отступничества в Ветхом Завете. Комментирует Сергей Худиев.
«Иуда, раб Иисуса Христа, брат Иакова, призванным, которые освящены Богом Отцом и сохранены Иисусом Христом: милость вам и мир, и любовь да умножатся.» (Иуд.1:1 - Иуд.1:2).
Обращает на себя внимание имя автора – Иуда, мы привыкли к тому, что Иуда - это предатель. Для нас Иуда - это нарицательное слово «предатель», даже люди абсолютно незнакомые со Священным Писанием знают, что Иуда - это предатель. И, конечно, помню, как я сам немножко удивился, обнаружив это послание Иуды, когда я только-только к нему обратился, и понятно, что здесь речь идёт совершенно о другом Иуде, об Иуде, который был верным апостолом. Дело в том, что само имя Иуда было достаточно распространённым и его могли носить самые разные люди. И вот этот Иуда не имеет никакого отношения к Иуде – предателю, он верный апостол.
«Иуда, раб Иисуса Христа, брат Иакова, призванным, которые освящены Богом Отцом и сохранены Иисусом Христом: милость вам и мир, и любовь да умножатся.» (Иуд.1:1 - Иуд.1:2).
Т.е. Иисус Христос как пастырь нас сохраняет, он хранит нас в своей руке. Мы являемся верными христианами не потому, что мы такие молодцы, но потому, что нас хранит наш пастырь Иисус Христос и именно на него мы должны в этом отношении уповать. И далее апостол пишет о лжеучителях, собственно, послание посвящено предостережению против лжеучителей. И вот что он пишет:
«Возлюбленные! Имея всё усердие писать вам об общем спасении, я почёл за нужное написать вам увещание – подвизаться за веру, однажды преданную святым. Ибо вкрались некоторые люди, издревле предназначенные к сему осуждению, нечестивые, обращающие благодать Бога нашего в повод к распутству и отвергающиеся единого Владыки Бога и Господа нашего Иисуса Христа». (Иуд.1:3 - Иуд.1:4).
«Подвязаться за веру, однажды преданную святым». Что значит «вера, однажды преданная святым»? Вот тут очень важное слово однажды - единократно. Вера один раз была передана Господом Нашим Иисусом Христом святым апостолам. Мы исповедуем ту же самую веру, которую исповедуют апостолы. И важный критерий истины - это преемство веры. Потому, что мы живём, конечно, в мире где есть очень много разных религиозных течений, очень много разных религиозных групп, некоторые из них ссылаются тоже на Священное Писание, как-то его тоже толкуют. И какой критерий можно выдвинуть, чтобы нам как-то сразу разобраться? Бывает, что человек в писании не очень начитан и ему трудно понять какое толкование является ошибочным, какое - натянутым. И критерий достаточно простой, это критерий преемства веры. Церковь исповедует в ХХI веке ту же веру, которую она исповедовала в ХVIII, ту же веру, которую она исповедовала в XV, ту же веру, которую она исповедовала в X, VIII, V, IV и в I веке. Потому что это вера, которая однажды (один раз) была передана святым, и с тех пор церковь её хранит. И эта вера неизменна. Могут уточняться и меняться формы, в которых она выражается и церковь формулирует догматы уже значительно позже апостольской эры, но это не значит, что церковь что-либо изменила в этой вере, ни в коем случае. Догматы принимаются в ответ на ереси, когда возникает необходимость дать чёткие формулировки и отсечь неправду, отсечь какие-то ереси. Но это не значит, что на Соборах, на которых принимают догматы, там, создаётся вера, это не так. Соборы так не работают, это не парламенты, где вносится на голосование предложение от Думского комитета признать Иисуса истинным богом и истинным человеком. Это на самом деле не так, церковь с самого начала верит, что Иисус Христос - истинный бог и истинный человек. И собравшись на собор, епископы не выдвигают какие-то свои предложения, а свидетельствуют, что их общины с самого начала верят, что Иисус Христос есть истинный бог и истинный человек. После этого принимается уже чёткая формулировка, которая должна оградить эту веру от попыток её исказить и переиначить. Т.е. догматы - это такие оборонительные сооружения. Хотя во времена апостолов догматы ещё не были сформулированы, вера была та же, она не была сформулирована в точно таких же формулировках, но она была точно такой же. И эта была вера, которая однажды (единакратно) передана святым.
Почему нужно этой веры тщательно держаться? Потому, что появились лжеучителя, «вкрались некоторые люди, издревле предназначенные к сему осуждению, нечестивые, обращающие благодать Бога нашего в повод к распутству». Как можно обращать благодать в повод к распутству? Ну, по-видимому, эти лжеучителя говорили, что поскольку милость Божия столь велика, поскольку и грехи прощены во Христе Иисусе, теперь мы можем уже не следить за нашей жизнью и проводить жизнь распущенно. Такие лжеучителя были, они появляются время от времени, они есть даже в наше время. И тут важно отметить, что грех - это даже не то, за что Бог наказывает смертью и адом, грех - это и есть смерть и ад, поэтому человек, который продолжает пребывать во грехе, не хочет его покидать, он, увы, погибает не потому, что у Бога на него милости не хватает, у Бога на всех хватает милости, а погибает он исключительно по собственной вине, по своему ожесточённому упорству во грехе. Грех является смертью и адом сам по себе. Я привёл бы пример, который уже приводил. Представьте себе юношу, который является наркоманом, и он рискует погибнуть от своих наркотиков, и родители его увещевают, чтобы он принял их помощь, пошёл лечиться, прекратил употребление. И хотя они его предостерегают сурово, что, если ты этого не сделаешь, то ты непременно погибнешь, это не значит, что они его хотят погубить, потому, что они на него злы, нет, они хотят его как раз спасти. Погибает он от своей наркомании, от своего порока. Так и грешник погибает от своего греха. Не потому, что Бог его хочет погубить, Бог его исключительно хочет спасти. Поэтому, когда иногда говорят, что Бог слишком добрый, чтобы допустить погибель грешников - это ошибка, заблуждение, потому, что погибель грешников происходит не от недостатка доброты Бога, у Бога нет недостатка доброты, Его же благость безмерна, а человеколюбие неизреченно. Гибель грешников происходит от их собственного упорства во грехе. Когда человек говорит: «А вот я всё равно буду грешить, Бог меня любит, всё равно как-нибудь спасёт», он, к сожалению, может отбиться от Божьей благодати. Человек может себя погубить, упорно пребывая во грехе. Не потому, что Бог его не любит, не потому, что Бог не хочет его спасать, но потому, что человек не даёт возможности себя спасти.
И далее апостол обращается с предостережениями:
«Я хочу напомнить вам, уже знающим это, что Господь, избавив народ из земли Египетской, потом неверовавших погубил, и ангелов, не сохранивших своего достоинства, но оставивших своё жилище, соблюдает в вечных узах, под мраком, на суд великого дня. Как Содом и Гоморра и окрестные города, подобно им блудодействовавшие и ходившие за иною плотью, подверглись казни огня вечного, поставлены в пример, – Так точно будет и с сими мечтателями, которые оскверняют плоть, отвергают начальства и злословят высокие власти.Михаил Архангел, когда спорил с диаволом, говоря о Моисеевом теле, не смел произнести укоризненного суда, но сказал: «да запретит тебе Господь». А сии злословят то, чего не знают; что же по природе, как бессловесные животные, знают, тем растлевают себя. Горе им, потому что идут путём Каиновым, предаются обольщению мзды, как Валаам, и в упорстве своём погибают, как Корей. Таковые бывают соблазном на ваших вечерях любви; пиршествуя с вами, без страха утучняют себя. Это безводные облака, носимые ветром; осенние деревья, бесплодные, дважды умершие, исторгнутые; свирепые морские волны, пенящиеся срамотами своими; звёзды блуждающие, которым блюдётся мрак тьмы навеки. О них пророчествовал и Енох, седьмый от Адама, говоря: «се, идёт Господь со тьмами святых Ангелов Своих – сотворить суд над всеми и обличить всех между ними нечестивых во всех делах, которые произвело их нечестие, и во всех жестоких словах, произносимых на Него нечестивыми грешниками. - Иуд.1:15).
Т.е. речь здесь идёт о неких лжеучителях, отличительной чертой которых является безнравственность. И апостол Иуда сравнивает их с ветхозаветными грешниками, эти люди безнравственны и считают это нормальным, они проповедуют безнравственность, они оскверняют плоть, отвергают начальство и злословят высокие власти. Не очень понятно, о каких властях идёт речь, о гражданских ли властях, или речь идёт о неких ангельских силах. Возможно, речь идёт о том, что это люди такого мятежного настроения, которые злословят именно гражданские власти. И, видимо, поэтому апостол вспоминает Михаила Архангела, который говорил с дьяволом, споря о Моисеевом теле, не смел произнести укоризненного суда. Сказал: «Да запретит тебе Господь». Даже Михаил Архангел не смел произнести укоризненного суда и нам тем более стоит от этого воздерживаться.
И дальше он перечисляет признаки их морального падения и продолжает приводить примеры ветхозаветных грешников, которые были осуждены Божьим судом. И что здесь интересно? В отрывке, который мы прочитали упоминается спор Михаила Архангела с дьяволом и упоминается Енох седьмый от Адама, то и другое не находится в канонических книгах Священного Писания, это принадлежит к преданию, т.е. мы видим, что здесь апостол Иуда цитирует священное предание. Это не единственный пример, где мы видим, как священописатели цитируют священное предание. Важно обратить на это внимание потому, что это позволяет нам ответить людям, которые иногда говорят, что нужно ограничиваться писанием, нужно придерживаться принципа «Sola Scriptura», который был впервые выдвинут в реформации в XVI веке: только писание, а предание - это что-то такое, что люди наворотили, такое, не надёжное что-то, что следует отвергнуть. Мы видим, что святой апостол Иуда, как и другие апостолы, не придерживался принципа «Sola Scriptura», совершенно очевидно, потому, что здесь апостол цитирует источники, которые частью писания не являются, они являются частью предания. И мы знаем, что придание также обладает для нас вероучительным авторитетом. И не всё, во что мы верим, ограничено рамками Священного Писания. Несомненно, Священное Писание – это важнейший и авторитетнейший источник веры, который мы не можем ставить на один уровень с чем-то другим. Но само писание, как здесь мы видим, оно не поддерживает того принципа, что мы должны придерживаться писания исключительно, сами апостолы цитируют также и материалы предания.
Далее апостол обличает тех людей и говорит:
«Это ропотники, ничем не довольные, поступающие по своим похотям (нечестиво и беззаконно); они произносят надутые слова и оказывают лицеприятие для корысти». (Иуд.1:16).
Он указывает как на большой грех этих людей то, что они ропотники, они ничем недовольны. Роптать – соответственно, мы чаще используем слово «ворчать». Современный человек мог бы сказать: «это ворчуны, постоянно всем недовольны, они постоянно всех ругают, всех порицают, всё им не так». И ропот - это не просто выражение плохого настроения, это в Священном Писании - грех. Когда я начинаю говорить, как всё плохо, какие все кругом плохие люди, я совершаю именно ропот, и я совершаю грех. Это грех абсолютно привычный, абсолютно обычный. Мы можем в любой социальной сети обнаружить, что она состоит в значительной степени из ропота, может быть, разбавленного котиками , что несколько снижает концентрацию яда, но ропота там всё равно очень много. Поэтому мы должны помнить о том, что с точки зрения Священного Писания роптать, ворчать, быть недовольным - это грех, это неправильно. Мы можем указывать на какие-то недостатки, желать их исправить, но это несколько другое. Ропотник не желает ничего исправлять, он просто желает выразить своё раздражение, своё негодование, своё презрение, своё неудовольствие и к ни каким конструктивным переменам это привести не может. Это определённое отношение к миру человека, который неблагодарен, человека, который считает, что ему недодали чего-то и это крайне душевредное состояние. Роптать нам не нужно, писание нам на это указывает.
«Но вы, возлюбленные, помните предсказанное Апостолами Господа нашего Иисуса Христа. Они говорили вам, что в последнее время явятся ругатели, поступающие по своим нечестивым похотям». (Иуд.1:17).
При этом надо отметить, что слово «похоть» необязательно означает именно желания, связанные с полом. В какой-то старинной книге было выражение "похотел быть царём", т.е. какой-то заговорщик в какой-то стране хотел захватить власть. Понятно, что здесь мы имеем дело не с какими-то похотями телесными, а именно с похотью к власти. В данном случае, человек хотел захватить власть, хотел быть царём.
И вот похоти их, они могут носить характер, скажем, больше именно связанный с гордыней.
Это люди, отделяющие себя от единства веры душевной, не имеющие духа. (Иуд.1:19).
Первый признак того, что с этими людьми что-то сильно не в порядке - они отделяют себя от единства веры. Но когда человек отделяет себя от церкви, противопоставляет себя церкви или находясь внутри церкви хулит, бранит церковь - это признак его тяжёлого духовного неблагополучия. «Душевные, не имеющие духа», в современном языке «душевный» - это хорошее слово, это человек добрый, открытый, сердечный. Для апостола Иуды речь идёт просто о человеке, который не имеет святого духа, все его религиозные порывы носят психологический, а не духовный характер.
И апостол говорит христианам:
Вы, возлюбленные, назидая себя на святейшей вере вашей, молясь Духом Святым, сохраняйте себя в любви Божией, ожидая милости от Господа нашего Иисуса Христа, для жизни вечной. (Иуд.1:20 - Иуд.1:21).
Т.е. мы должны прибывать в вере и сохранять себя в любви Божьей, ожидая милостей от Бога.
И далее он говорит:
«И к одним будьте милостивы, с рассмотрением, а других страхом спасайте, исторгая из огня, обличайте же со страхом, гнушаясь даже одеждою, которая осквернена плотью». (Иуд.1:22 - Иуд.1:23).
Т.е. речь здесь идёт уже не о лжеучителях, а о людях, которые попали под влияние этих лжеучителей, которые проповедовали какие-то безнравственные вещи. Апостол здесь говорит, что должно проявлять определённый уровень нетерпимости, что есть вещи, которые нельзя терпеть, с которыми нельзя смиряться, с которыми нельзя поддерживать общение. «И страхом спасайте» т.е. не смущайтесь указывать людям на последствия их заблуждений, что действительно можно лишиться вечного спасения, действительно можно погибнуть. Речь идёт об очень серьёзных и пугающих вещах, и апостол нам говорит, что мы не должны бояться их озвучивать, что, да, путь лжеучений (путь безнравственности) ведёт к гибели. Если человек этого испугается, то и очень хорошо, потому как это побудит его избрать путь спасения.
«Могущему же соблюсти вас от падения и поставить пред славою Своею непорочными в радости, Единому Премудрому Богу, Спасителю нашему чрез Иисуса Христа Господа нашего, слава и величие, сила и власть прежде всех веков, ныне и во всё веки. Аминь». (Иуд.1:24 - Иуд.1:25).
Апостол завершает славословием Богу, который может соблюсти вас от падения. Т.е. мы должны полагаться в том, что мы будем сохранены от падения Богом, мы должны об этом молиться, мы должны просить Бога, чтобы Он нас сохранил, потому что мы ходим, как говорится, в одной молитве посреди сети многих, мы сталкиваемся с искушениями, лжеучителями. Это было проблемой тогда и это является проблемой сейчас. Мы должны усиленно молиться Господу, чтобы он нас сохранил в истине, и мы должны ни в коем случае не отделять себя о единства веры, но постоянно приывать в общении с церковью. Библейский портал «ЭКЗЕГЕТЪ.РУ» представляет беседу о соборном послании Святого апостола Иуды.
«Иуда, раб Иисуса Христа, брат Иакова, призванным, которые освящены Богом Отцом и сохранены Иисусом Христом: милость вам и мир, и любовь да умножатся.» (Иуд.1:1 - Иуд.1:2).
Обращает на себя внимание имя автора – Иуда, мы привыкли к тому, что Иуда - это предатель. Для нас Иуда - это нарицательное слово «предатель», даже люди абсолютно незнакомые со Священным Писанием знают, что Иуда - это предатель. И, конечно, помню, как я сам немножко удивился, обнаружив это послание Иуды, когда я только-только к нему обратился, и понятно, что здесь речь идёт совершенно о другом Иуде, об Иуде, который был верным апостолом. Дело в том, что само имя Иуда было достаточно распространённым и его могли носить самые разные люди. И вот этот Иуда не имеет никакого отношения к Иуде – предателю, он верный апостол.
«Иуда, раб Иисуса Христа, брат Иакова, призванным, которые освящены Богом Отцом и сохранены Иисусом Христом: милость вам и мир, и любовь да умножатся.» (Иуд.1:1 - Иуд.1:2).
Т.е. Иисус Христос как пастырь нас сохраняет, он хранит нас в своей руке. Мы являемся верными христианами не потому, что мы такие молодцы, но потому, что нас хранит наш пастырь Иисус Христос и именно на него мы должны в этом отношении уповать. И далее апостол пишет о лжеучителях, собственно, послание посвящено предостережению против лжеучителей. И вот что он пишет:
«Возлюбленные! Имея всё усердие писать вам об общем спасении, я почёл за нужное написать вам увещание – подвизаться за веру, однажды преданную святым. Ибо вкрались некоторые люди, издревле предназначенные к сему осуждению, нечестивые, обращающие благодать Бога нашего в повод к распутству и отвергающиеся единого Владыки Бога и Господа нашего Иисуса Христа». (Иуд.1:3 - Иуд.1:4).
«Подвязаться за веру, однажды преданную святым». Что значит «вера, однажды преданная святым»? Вот тут очень важное слово однажды - единократно. Вера один раз была передана Господом Нашим Иисусом Христом святым апостолам. Мы исповедуем ту же самую веру, которую исповедуют апостолы. И важный критерий истины - это преемство веры. Потому, что мы живём, конечно, в мире где есть очень много разных религиозных течений, очень много разных религиозных групп, некоторые из них ссылаются тоже на Священное Писание, как-то его тоже толкуют. И какой критерий можно выдвинуть, чтобы нам как-то сразу разобраться? Бывает, что человек в писании не очень начитан и ему трудно понять какое толкование является ошибочным, какое - натянутым. И критерий достаточно простой, это критерий преемства веры. Церковь исповедует в ХХI веке ту же веру, которую она исповедовала в ХVIII, ту же веру, которую она исповедовала в XV, ту же веру, которую она исповедовала в X, VIII, V, IV и в I веке. Потому что это вера, которая однажды (один раз) была передана святым, и с тех пор церковь её хранит. И эта вера неизменна. Могут уточняться и меняться формы, в которых она выражается и церковь формулирует догматы уже значительно позже апостольской эры, но это не значит, что церковь что-либо изменила в этой вере, ни в коем случае. Догматы принимаются в ответ на ереси, когда возникает необходимость дать чёткие формулировки и отсечь неправду, отсечь какие-то ереси. Но это не значит, что на Соборах, на которых принимают догматы, там, создаётся вера, это не так. Соборы так не работают, это не парламенты, где вносится на голосование предложение от Думского комитета признать Иисуса истинным богом и истинным человеком. Это на самом деле не так, церковь с самого начала верит, что Иисус Христос - истинный бог и истинный человек. И собравшись на собор, епископы не выдвигают какие-то свои предложения, а свидетельствуют, что их общины с самого начала верят, что Иисус Христос есть истинный бог и истинный человек. После этого принимается уже чёткая формулировка, которая должна оградить эту веру от попыток её исказить и переиначить. Т.е. догматы - это такие оборонительные сооружения. Хотя во времена апостолов догматы ещё не были сформулированы, вера была та же, она не была сформулирована в точно таких же формулировках, но она была точно такой же. И эта была вера, которая однажды (единакратно) передана святым.
Почему нужно этой веры тщательно держаться? Потому, что появились лжеучителя, «вкрались некоторые люди, издревле предназначенные к сему осуждению, нечестивые, обращающие благодать Бога нашего в повод к распутству». Как можно обращать благодать в повод к распутству? Ну, по-видимому, эти лжеучителя говорили, что поскольку милость Божия столь велика, поскольку и грехи прощены во Христе Иисусе, теперь мы можем уже не следить за нашей жизнью и проводить жизнь распущенно. Такие лжеучителя были, они появляются время от времени, они есть даже в наше время. И тут важно отметить, что грех - это даже не то, за что Бог наказывает смертью и адом, грех - это и есть смерть и ад, поэтому человек, который продолжает пребывать во грехе, не хочет его покидать, он, увы, погибает не потому, что у Бога на него милости не хватает, у Бога на всех хватает милости, а погибает он исключительно по собственной вине, по своему ожесточённому упорству во грехе. Грех является смертью и адом сам по себе. Я привёл бы пример, который уже приводил. Представьте себе юношу, который является наркоманом, и он рискует погибнуть от своих наркотиков, и родители его увещевают, чтобы он принял их помощь, пошёл лечиться, прекратил употребление. И хотя они его предостерегают сурово, что, если ты этого не сделаешь, то ты непременно погибнешь, это не значит, что они его хотят погубить, потому, что они на него злы, нет, они хотят его как раз спасти. Погибает он от своей наркомании, от своего порока. Так и грешник погибает от своего греха. Не потому, что Бог его хочет погубить, Бог его исключительно хочет спасти. Поэтому, когда иногда говорят, что Бог слишком добрый, чтобы допустить погибель грешников - это ошибка, заблуждение, потому, что погибель грешников происходит не от недостатка доброты Бога, у Бога нет недостатка доброты, Его же благость безмерна, а человеколюбие неизреченно. Гибель грешников происходит от их собственного упорства во грехе. Когда человек говорит: «А вот я всё равно буду грешить, Бог меня любит, всё равно как-нибудь спасёт», он, к сожалению, может отбиться от Божьей благодати. Человек может себя погубить, упорно пребывая во грехе. Не потому, что Бог его не любит, не потому, что Бог не хочет его спасать, но потому, что человек не даёт возможности себя спасти.
И далее апостол обращается с предостережениями:
«Я хочу напомнить вам, уже знающим это, что Господь, избавив народ из земли Египетской, потом неверовавших погубил, и ангелов, не сохранивших своего достоинства, но оставивших своё жилище, соблюдает в вечных узах, под мраком, на суд великого дня. Как Содом и Гоморра и окрестные города, подобно им блудодействовавшие и ходившие за иною плотью, подверглись казни огня вечного, поставлены в пример, – Так точно будет и с сими мечтателями, которые оскверняют плоть, отвергают начальства и злословят высокие власти.Михаил Архангел, когда спорил с диаволом, говоря о Моисеевом теле, не смел произнести укоризненного суда, но сказал: «да запретит тебе Господь». А сии злословят то, чего не знают; что же по природе, как бессловесные животные, знают, тем растлевают себя. Горе им, потому что идут путём Каиновым, предаются обольщению мзды, как Валаам, и в упорстве своём погибают, как Корей. Таковые бывают соблазном на ваших вечерях любви; пиршествуя с вами, без страха утучняют себя. Это безводные облака, носимые ветром; осенние деревья, бесплодные, дважды умершие, исторгнутые; свирепые морские волны, пенящиеся срамотами своими; звёзды блуждающие, которым блюдётся мрак тьмы навеки. О них пророчествовал и Енох, седьмый от Адама, говоря: «се, идёт Господь со тьмами святых Ангелов Своих – сотворить суд над всеми и обличить всех между ними нечестивых во всех делах, которые произвело их нечестие, и во всех жестоких словах, произносимых на Него нечестивыми грешниками. - Иуд.1:15).
Т.е. речь здесь идёт о неких лжеучителях, отличительной чертой которых является безнравственность. И апостол Иуда сравнивает их с ветхозаветными грешниками, эти люди безнравственны и считают это нормальным, они проповедуют безнравственность, они оскверняют плоть, отвергают начальство и злословят высокие власти. Не очень понятно, о каких властях идёт речь, о гражданских ли властях, или речь идёт о неких ангельских силах. Возможно, речь идёт о том, что это люди такого мятежного настроения, которые злословят именно гражданские власти. И, видимо, поэтому апостол вспоминает Михаила Архангела, который говорил с дьяволом, споря о Моисеевом теле, не смел произнести укоризненного суда. Сказал: «Да запретит тебе Господь». Даже Михаил Архангел не смел произнести укоризненного суда и нам тем более стоит от этого воздерживаться.
И дальше он перечисляет признаки их морального падения и продолжает приводить примеры ветхозаветных грешников, которые были осуждены Божьим судом. И что здесь интересно? В отрывке, который мы прочитали упоминается спор Михаила Архангела с дьяволом и упоминается Енох седьмый от Адама, то и другое не находится в канонических книгах Священного Писания, это принадлежит к преданию, т.е. мы видим, что здесь апостол Иуда цитирует священное предание. Это не единственный пример, где мы видим, как священописатели цитируют священное предание. Важно обратить на это внимание потому, что это позволяет нам ответить людям, которые иногда говорят, что нужно ограничиваться писанием, нужно придерживаться принципа «Sola Scriptura», который был впервые выдвинут в реформации в XVI веке: только писание, а предание - это что-то такое, что люди наворотили, такое, не не надёжное что-то, что следует отвергнуть. Мы видим, что святой апостол Иуда, как и другие апостолы, не придерживался принципа «Sola Scriptura», совершенно очевидно, потому, что здесь апостол цитирует источники, которые частью писания не являются, они являются частью предания. И мы знаем, что придание также обладает для нас вероучительным авторитетом. И не всё, во что мы верим, ограничено рамками Священного Писания. Несомненно, Священное Писание – это важнейший и авторитетнейший источник веры, который мы не можем ставить на один уровень с чем-то другим. Но само писание, как здесь мы видим, оно не поддерживает того принципа, что мы должны придерживаться писания исключительно, сами апостолы цитируют также и материалы предания.
Далее апостол обличает тех людей и говорит:
«Это ропотники, ничем не довольные, поступающие по своим похотям (нечестиво и беззаконно); они произносят надутые слова и оказывают лицеприятие для корысти». (Иуд.1:16).
Он указывает как на большой грех этих людей то, что они ропотники, они ничем недовольны. Роптать – соответственно, мы чаще используем слово «ворчать». Современный человек мог бы сказать: «это ворчуны, постоянно всем недовольны, они постоянно всех ругают, всех порицают, всё им не так». И ропот - это не просто выражение плохого настроения, это в Священном Писании - грех. Когда я начинаю говорить, как всё плохо, какие все кругом плохие люди, я совершаю именно ропот, и я совершаю грех. Это грех абсолютно привычный, абсолютно обычный. Мы можем в любой социальной сети обнаружить, что она состоит в значительной степени из ропота, может быть, разбавленного котиками , что несколько снижает концентрацию яда, но ропота там всё равно очень много. Поэтому мы должны помнить о том, что с точки зрения Священного Писания роптать, ворчать, быть недовольным - это грех, это неправильно. Мы можем указывать на какие-то недостатки, желать их исправить, но это несколько другое. Ропотник не желает ничего исправлять, он просто желает выразить своё раздражение, своё негодование, своё презрение, своё неудовольствие и к ни каким конструктивным переменам это привести не может. Это определённое отношение к миру человека, который неблагодарен, человека, который считает, что ему недодали чего-то и это крайне душевредное состояние. Роптать нам не нужно, писание нам на это указывает.
«Но вы, возлюбленные, помните предсказанное Апостолами Господа нашего Иисуса Христа. Они говорили вам, что в последнее время явятся ругатели, поступающие по своим нечестивым похотям». (Иуд.1:17).
При этом надо отметить, что слово «похоть» необязательно означает именно желания, связанные с полом. В какой-то старинной книге было выражение "похотел быть царём", т.е. какой-то заговорщик в какой-то стране хотел захватить власть. Понятно, что здесь мы имеем дело не с какими-то похотями телесными, а именно с похотью к власти. В данном случае, человек хотел захватить власть, хотел быть царём.
И вот похоти их, они могут носить характер, скажем, больше именно связанный с гордыней.
Это люди, отделяющие себя от единства веры душевной, не имеющие духа. (Иуд.1:19).
Первый признак того, что с этими людьми что-то сильно не в порядке - они отделяют себя от единства веры. Но когда человек отделяет себя от церкви, противопоставляет себя церкви или находясь внутри церкви хулит, бранит церковь - это признак его тяжёлого духовного неблагополучия. «Душевные, не имеющие духа», в современном языке «душевный» - это хорошее слово, это человек добрый, открытый, сердечный. Для апостола Иуды речь идёт просто о человеке, который не имеет святого духа, все его религиозные порывы носят психологический, а не духовный характер.
И апостол говорит христианам:
Вы, возлюбленные, назидая себя на святейшей вере вашей, молясь Духом Святым, сохраняйте себя в любви Божией, ожидая милости от Господа нашего Иисуса Христа, для жизни вечной. (Иуд.1:20 - Иуд.1:21).
Т.е. мы должны прибывать в вере и сохранять себя в любви Божьей, ожидая милостей от Бога.
И далее он говорит:
«И к одним будьте милостивы, с рассмотрением, а других страхом спасайте, исторгая из огня, обличайте же со страхом, гнушаясь даже одеждою, которая осквернена плотью». (Иуд.1:22 - Иуд.1:23).
Т.е. речь здесь идёт уже не о лжеучителях, а о людях, которые попали под влияние этих лжеучителей, которые проповедовали какие-то безнравственные вещи. Апостол здесь говорит, что должно проявлять определённый уровень нетерпимости, что есть вещи, которые нельзя терпеть, с которыми нельзя смиряться, с которыми нельзя поддерживать общение. «И страхом спасайте» т.е. не смущайтесь указывать людям на последствия их заблуждений, что действительно можно лишиться вечного спасения, действительно можно погибнуть. Речь идёт об очень серьёзных и пугающих вещах, и апостол нам говорит, что мы не должны бояться их озвучивать, что, да, путь лжеучений (путь безнравственности) ведёт к гибели. Если человек этого испугается, то и очень хорошо, потому как это побудит его избрать путь спасения.
«Могущему же соблюсти вас от падения и поставить пред славою Своею непорочными в радости, Единому Премудрому Богу, Спасителю нашему чрез Иисуса Христа Господа нашего, слава и величие, сила и власть прежде всех веков, ныне и во всё веки. Аминь». (Иуд.1:24 - Иуд.1:25).
Апостол завершает славословием Богу, который может соблюсти вас от падения. Т.е. мы должны полагаться в том, что мы будем сохранены от падения Богом, мы должны об этом молиться, мы должны просить Бога, чтобы Он нас сохранил, потому что мы ходим, как говорится, в одной молитве посреди сети многих, мы сталкиваемся с искушениями, лжеучителями. Это было проблемой тогда и это является проблемой сейчас. Мы должны усиленно молиться Господу, чтобы он нас сохранил в истине, и мы должны ни в коем случае не отделять себя о единства веры, но постоянно пребывать в общении с церковью