«Портрет Алисы Гессенской» - Винтерхальтер Франц Ксавер
Ошибка в тексте ?
Выделите ее мышкой и нажмите

Описание произведения
На портрете запечатлена юная шестнадцатилетняя Али́са, вторая дочь британской королевы Виктории и её супруга Альберта Саксен-Кобург-Готского, в замужестве великая герцогиня Гессенская.
Девушка облачена в белое платье, символ чистоты и непорочности. В опущенной руке букет прекрасных цветов. О её августейшем происхождении говорят лишь страусиное перо, ниспадающее от цветочного венка к левой щеке, и массивное колье на изящной шее. Картина лишена сложных декораций, её фон словно окутан в серую дымку - принцесса стоит на пороге взросления и столь тревожного неизвестного будущего.
Портрет получил высокую оценку критиков, которые отмечали, что при безупречном сходстве, картина совершенна, прежде всего, в живописном отношении и продумана в деталях. В ней отсутствует помпезность, присущая портретам членов королевской семьи, художнику удалось передать непосредственность и нежность возраста модели.
История создания
Портрет написан в 1859 году и является своего рода «портфолио» принцессы на выданье. События дальнейшей истории и трагическая судьба её детей и внуков заставляет с особым интересом всматриваться в портрет юной принцессы.
Отношение автора к вере
Винтерхальтер навсегда останется великим мастером парадного портрета. Некоторые критики XIX века пытались отрицать талант живописца, но спустя век, мастерство Франца Ксавера Винтерхальтера ни у кого не вызывает сомнений. Его умение передать портретное сходство, расставить акценты на достоинствах внешности и запечатлеть величие Божественного замысла о человеке восхищает и завораживает зрителя. В современной мировой живописи Винтерхальтер является одним из известнейших портретистов XIX века.
Многочисленность картин, совершенная манера их исполнения свидетельствует об ответственном и трепетном отношении художника к таланту, дарованному ему Творцом. Реализовав свой творческий потенциал, мастер выполнил волю Бога о себе самом, тем самым по слову псалмопевца, прославив Создателя: «Благословите Господа, все Ангелы Его, крепкие силою, исполняющие слово Его, повинуясь гласу слова Его; благословите Господа, все воинства Его, служители Его, исполняющие волю Его; благословите Господа, все дела Его, во всех местах владычества Его. Благослови, душа моя, Господа!» (Пс.102:20-22).
Биография
Франц Ксавер Винтерхальтер родился 20 апреля 1805 года, в маленькой деревне Менценшванда в Бадене. Мальчик был шестым ребёнком в семье Фиделя Винтерхальтера, фермера и производителя смолы. На протяжении всей жизни Франц оставался очень близок со своей семьёй, в особенности, со своим братом Германом, который также был художником.
После окончания школы при бенедиктинском монастыре в Блазине в 1818 году, тринадцатилетний Винтерхальтер продолжил обучение литографии и рисованию во Фрайбурге, в студии Карла Людвига Шулера. В восемнадцать лет художник уезжает в Мюнхен и начинает курс обучения в Мюнхенской академии художеств под руководством Петера Корнелиуса, в дальнейшем заменив его на другого, более подходящего, руководителя в светской портретной живописи — Йозефа Штилера.
Винтерхальтер впервые попал в придворные круги в 1828 году, поступив на службу учителем рисования Софии, графини Баденской. Для профессионального роста, художник совершает путешествие в Италию в 1833-1834 годах. По возвращении в Винтерхальтер, назначается придворным художником герцога Леопольда Баденского.
Тем не менее, он покинул Баден и уехал во Францию, где на выставке 1836 года своими работами привлёк внимание публики. Это были академические живописные произведения в стилистике Рафаэля. На Салоне 1838 года, им был представлен портрет принца Ваграмского с юной дочерью. Затем он пишет портрет королевы Бельгии Луизы Марии Орлеанской с сыном. Эти работы приносят ему репутацию модного портретиста. Луи-Филипп, король Франции, назначает его придворным художником, поручая создание индивидуальных портретов своей многочисленной семьи. Винтерхальтер выполнил для него более тридцати заказов. Этими работами мастер закрепил за собой репутацию знатока династической и аристократической портретной живописи.
Сам мастер рассматривал свои первые монаршии заказы как временный этап, но оказался жертвой собственного успеха, обеспечившего ему финансовую независимость. Одновременно Винтерхальтер получил международную славу и покровительство царствующих особ.
Среди его заказчиков была и королева Виктория. Впервые Винтерхальтер посетил Англию в 1842 году, а затем несколько раз возвращался туда, чтобы написать портреты Виктории, принца Альберта и их растущей семьи, создав для них в общей сложности не менее 120 работ. Большинство из этих полотен теперь находятся в Королевском собрании, они открыты для демонстрации публике в Букингемском дворце. Также Винтерхальтер написал несколько портретов представителей английской аристократии, входивших в придворный круг.
В 1850 году он переселяется в Париж и делает попытку вернуться к тематической живописи. Он пишет картину «Флоринда» (1852, музей «Метрополитен», Нью-Йорк), являющую собой радостный праздник женской красоты. В этом же году он решил создать собственную семью, но его предложение руки и сердца было отвергнуто, и Винтерхальтер остался холостяком, преданным своей работе.
После вступления на престол Наполеона III, популярность художника увеличилась, он сделался главным портретистом императорской фамилии и французского двора. Красавица императрица Евгения стала его любимой моделью, и сама она великодушно относилась к нему.
Как «королевский художник», Винтерхальтер пользовался постоянным спросом при дворах Британии, Испании, Бельгии, России, Мексики, Германии и Франции. В 1860-е годы художник много пишет по заказам русских аристократок. На смену прежней академической манере, напоминающей миниатюры на эмали, приходит свободный мазок в стиле романтизма.
В 1864 году Винтерхальтер в последний раз съездил в Англию. Осенью того же года он едет в Вену, чтобы выполнить портреты императора Франца-Иосифа и императрицы Елизаветы. Во время франко-прусской войны, которая закончилась крушением Второй французской империи, в сентябре 1870 года, он проходил курс лечения в Швейцарии. После войны художник не вернулся во Францию, отправившись вместо этого в Баден. Официально он всё ещё был приписан ко двору Бадена, и обосновался в Карлсруэ. В последние два года жизни Винтерхальтер писал очень мало. Во время поездки во Франкфурт-на-Майне, летом 1873 года, он заразился тифом и умер 8 июля 1873 года. Ему было шестьдесят восемь лет.
Автор текста: Северинова Ольга