Переход через Красное море - Айвазовский Иван Константинович

Preloader

Ошибка в тексте ?

Выделите ее мышкой и нажмите

Ctrl + Enter
Переход через Красное море
Переход через Красное море
Автор: Айвазовский Иван Константинович
Местонахождение: Музей Фаберже, Санкт-Петербург
Произведение: Переход через Красное море
Жанр: Художественное
Эпоха/течение: Романтизм
Дата создания: 1891 г.

Описание произведения.

Полотно Айвазовского «Переход через красное море» относится к позднему этапу творчества художника. Известный сюжет обращает нас к тексту Ветхого завета, повествующего о спасении евреев из египетского рабства: «И Господь сказал Моисею: «Протяни руку над морем — воды вернутся и потопят египтян, и колесницы, и всадников!» Простер Моисей руку над морем — и к утру море вернулось. Прямо навстречу его водам бежали египтяне — и вверг Господь египтян в бездну морскую! Вернулась вода и поглотила их всех — и колесницы, и всадников, и все войско фараоново, что погналось по дну моря за сынами Израилевыми. Ни один египтянин не уцелел! А сыны Израилевы прошли по дну моря, как по суше; по правую руку от них стояла стена воды, и по левую — стена воды. Так спас Господь в тот день сынов Израилевых от египтян». (Исх.14:26;30).

Данная сцена изображена на полотне детально и достоверно. На переднем плане, слева - египетские солдаты, одетые и вооружённые, тонут в водах Красного моря, сомкнувшихся после прохода евреев. Над морской пучиной возвышается могучая фигура Моисея. Его правая рука повелевающее поднята вверх над волнами - в этом жесте великая вера и упование на божественное слово. В центре наверху изображена буря, насланная Богом в наказание египтянам. Пробивающиеся лучи солнца справа, служат символами грядущего освобождения евреев из египетского рабства.

История создания.

Картина «Переход через Красное море» была создана всего за год до смерти великого мариниста. Во многом это объясняет выбор библейского сюжета, ведь в конце жизни художник особенно углубился в изучение вопросов веры. Эта сложная работа выполнялась в целых шесть этапов. Зрительно само полотно можно также разделить на шесть зон: центр картины - море, затем идут левая и правая части переднего плана и два фрагмента неба над ними. Шестая часть – это задний план моря.

Первые два этапа рисовались в течение целого года. Вся работа выполнена маслом, художник нередко использовал разогретый шпатель, который позволял снять издержки застывшего слоя.Шестая и третья часть рисовались вместе, но разной техникой. Для первого плана воды использовалась толстая кисть. Для прорисовки второй части воды - мягкая. Требовалось показать плавный переход течения, оттенками передавая блики молнии. В итоге, художнику удалось изобразить обращенное вспять море, живое, светящееся изнутри, как будто зажженное огненным столпом Всевышнего.

Отношение автора к вере.

Известно, что Иван Айвазовский был глубоко верующим человеком. В свое время под влиянием Ивана Константиновича, его брат Габриэл отказался от католической веры и вернулся в лоно Армянской Апостольской Церкви, а позже принял монашество и стал архиепископом Гавриилом.

Религия была важной частью жизни глубоко верующего живописца, но даже при создании шедевров на библейские темы, он не изменял своему основному призванию — мастерскому изображению водной стихии. Практически на каждом своем полотне он старался изобразить водную гладь или бушующие волны, если это было оправдано сюжетом.

Биография.

Иван Константинович Айвазовский родился 17 июля 1817 года, в семье армянского предпринимателя, в Феодосии. Еще в детстве у Ивана проявились творческие способности. Он любил музыку и умел играть на скрипке. Архитектор Кох посоветовал местному губернатору Каначаеву обратить внимание на юное дарование, и Ивана Константиновича зачислили в Симферопольскую гимназию, а после её окончания в Академию художеств в Петербурге. В 1835 году, на выставке в Академии художеств, Айвазовский представил картину «Этюд воздуха над морем», которая получила множество положительных отзывов от самых разных критиков.

В 1839 году Айвазовский принял участие, как художник, в военно-морском походе к берегам Кавказа, там он знакомится с известными адмиралами Нахимовым и Лазаревым. Крымские работы художника так же произвели на публику исключительно положительные впечатления.

За границу Айвазовский поехал в 1840 году, сложившимся мастером-маринистом. Успех Айвазовскому в Италии и европейскую славу принесли романтические морские пейзажи «Буря», «Хаос», «Неаполитанская ночь» и другие. Этот успех был воспринят на родине как заслуженная дань таланту и мастерству художника.

В 1844 году, на два года раньше намеченного срока, Айвазовский вернулся в Россию. За выдающиеся успехи в живописи ему было присуждено звание академика и поручен заказ написать все русские военные порты на Балтийском море. Военно-морское ведомство присудило ему почетное звание художника Главного морского штаба с правом ношения адмиралтейского мундира.

В течение своей долгой жизни, Айвазовский совершил ряд путешествий: несколько раз побывал в Италии, Париже и других европейских городах, работал на Кавказе, плавал к берегам Малой Азии, был в Египте, а в конце жизни, в 1898 году, совершил далекое путешествие в Америку. Во время морских плаваний он обогащал свои наблюдения, а в его папках накапливались рисунки. Но, где бы ни был Айвазовский, его всегда влекло к родным берегам Черного моря. Несмотря на, казалось бы, замкнутый, уединенный образ жизни в Феодосии, Айвазовский сохранял близость со многими выдающимися деятелями русской культуры, встречаясь с ними в Петербурге и принимая их в своем Феодосийском доме. Так, еще во второй половине 1830-х годов в Петербурге, Айвазовский сближается с замечательными деятелями русской культуры – К.П.Брюлловым, М.И.Глинкой, В.А.Жуковским, И.А.Крыловым, а во время своего путешествия в Италию в 1840 году, он знакомится с Н.В.Гоголем и художником А.А.Ивановым.

Живопись Айвазовского отмечена сильным воздействием романтических традиций К.П.Брюллова, сказавшихся не только на живописном мастерстве, но и на самом понимании искусства и на мировосприятии Айвазовского. Его лучшими романтическими произведениями второй половины 40-50-х годов являются: «Буря на Черном море» (1845), «Георгиевский монастырь» (1846), «Вход в Севастопольскую бухту» (1851), «Девятый вал» (1850).

В 60-е и 70-е годы художник создал ряд замечательных полотен: «Буря ночью» (1864), «Буря на Северном море» (1865). В 1881 году Айвазовский создал одно из наиболее значительных произведений – картину «Черное море».

До последнего мгновения живописец сохранил не только зоркость глаза, но и глубокую веру в свое искусство. Он прошел свой путь без малейших колебаний и сомнений, сохранив до глубокой старости ясность чувств и мышления. Умер Айвазовский 19 апреля 1900 года, в возрасте восьмидесяти двух лет.

Автор текста: Миненко Евгения Владимировна.









Оставить комментарий