Ошибка в тексте ?
Выделите ее мышкой и нажмите
Описание произведения.
Николай Бердяев считал, что по своему значению в мировой литературе «Пер Гюнт» равен «Фаусту», так как у Ибсена, как и у Гете, «в форму народной сказочности облечена мировая тема». Тема эта — «мировая трагедия индивидуальности и личной судьбы». И это правда.
Но нам придётся оставить эту главную линию в стороне — с тем, чтобы сосредоточиться на побочной, хотя тоже важной, линии блудного сына. Уже с самого начала подчёркнута в герое некая продуваемая пустота: собственно, своего у него не то, чтобы нет, это своё у него создаётся на чужой основе — вранья, которым тешит он себя и других.
Есть, правда, в бездельнике Пере и большая доля обаяния — недаром он с такой лёгкостью покоряет сердца окрестных красоток. И не только пустых: Сольвейг с неизменным молитвенником в руке — и она влюбляется в него и любит всю жизнь. Она видит в нём данную ему красоту Божьего образа, который так и не воплотился, и который, как окажется в финале, прозревает лишь она одна. Не случайно, их первая встреча происходит в День Сошествия Святого Духа. Пер сразу же чувствует в Сольвейг недостижимый идеал. Тогда он пускается во все тяжкие, крадёт со свадьбы невесту Ингрид, затем прогоняет её и сходится с дочерью Доврского деда, короля троллей.
Спустившись вслед за нею в пещеру троллей, Гюнт одновременно опускается в глубины греховного сознания. Его экзаменуют на беспринципность, и готовность его к компромиссам, кажется, не знает пределов. Комично и страшно то, что изменяя себе Гюнт оправдывается ссылкой на Священное писание: «Да, по Писанию нужно превозмогать нам природу свою». — Здесь происходит встреча с сакраментальным действием, вывернутым наизнанку — тёмной евхаристией, когда, принимая внутрь кал и мочу, Пер приобщается к демоническому миру. Он, чтобы стать наследником короля, соглашается привязать себе сзади парадный хвост своего будущего тестя. Правда, он всё же отказывается отдать своё зрение, чтобы «вкось и вкривь» видеть, и бежит из царства троллей, но, ища выход, попадает в кромешный мрак. В этом мраке Пер натыкается на странное, вездесущее и неосязаемое существо, носящее имя Сама или Великая Кривая. После долгих и тщетных попыток её поразить, Гюнт понимает, что она — не что иное, как замкнутая в пустоте его самость, не имеющая ни формы, ни образа. И здесь, в момент редкого отчаянья своего героя, Ибсен впервые вводит линию, которая определит спасение Пера — это линия молящейся за него Сольвейг: «Издали доносится колокольный звон и церковное пение». Кривая исчезает, а Пер просыпается на горном пастбище, рядом с Сольвейг, которую он просит не забывать его и о нём молиться. Этим заканчивается второе действие.
В третьем действии к Перу, изгнанному из деревни в лес и лишённому имущества, приходит Сольвейг, оставившая отца, мать и сестру, чтобы жить с ним. Её приход мог бы изменить и преобразить его жизнь. Но внезапное явление дочери Доврского короля с уродом-сыном, в облике которого запечатлелся грех измены Пера своему божественному призванию, толкает его на искривление прямого пути. И он, зная свою скверну и недостоинство, отказывается от Сольвейг и от спасения, оставляет её в лесу и пускается в странствования по свету. Блуждая по миру, он стремительно меняет личины: преуспевающего торговца, космополита-нувориша, мусульманского пророка, претендует даже на звание царя мира (читаем – антихриста); и всё это причудливо сочетается с детской мечтательностью, подпорченной, учением троллей: «самим собой будь доволен».
В пятом, последнем действии Пер возвращается на родину и оказывается недалеко от лесной избушки, некогда им срубленной, где ждёт его ослепшая Сольвейг. Но не о ней вспоминает Гюнт, ползающий по земле и собирающий дикий лук (отдаленный аналог рожков, которыми вместе со свиньями питался блудный сын): «…цезарем начав,/ Я Навуходоносором кончаю. / Да, довелось-таки пройти мне всю / Библейскую историю. Пришлось / На старости прильнуть к груди родимой…». — Похоже он признаёт себя несостоявшемся рабом Божьим. В настоящий ужас его повергает песня Сольвейг, поющей в ожидании его, Пера. «Пер Гюнт при звуках песни медленно встает, безмолвный и бледный как смерть и говорит: …О, если бы можно начать всё сначала…/ Ведь здесь моё царство меня ожидало». — Это кажется ему невозможным, и он, сломя голову, бежит без направления и цели. Бегство сопровождается мистериальным действом с участием преследующих его по пятам невоплощённых мыслей, слов, песен, слёз, дел и пр. Затем он встречается с выходцами из потустороннего мира: сатаной, стремящимся заполучить его душу, и пуговичником, посланным его душу переплавить. Душа его не заслужила ни ада, ни рая, посему её обладателю назначена участь в общей массе таких же, как он — путём переплавки их всех в одной ложке — чтобы «материал не пропадал». Перу удаётся добиться временной отсрочки: ему нужно найти свидетелей тому, что он хоть раз в жизни был самим собой или совершил злодейства, достойные ада. Но все свидетельствует о том, что Гюнт всю жизнь был пустым местом. И тогда он снова оказывается у избушки Сольвейг. — Пер надеется, что Сольвейг будет обвинять его: «На этот раз пойду я напролом, / Пойду прямым путем, как он не тесен! <…>
Пер Гюнт (распростёршись на пороге)
О, если б грешника ты осудила,
Ему свой приговор произнеся!
Сольвейг
Вернулся! Он вернулся! Слава Богу!
(Ищет его ощупью)
Пер Гюнт
Ну, жалуйся и обвиняй меня,
Вины мои скорее перечисли!
Сольвейг
Ни в чём ты не виновен, мой бесценный!
(Ищет его ощупью и находит).
………………………………….
Пер Гюнт
Так я погиб.
Сольвейг
Господь всем миром правит.
……………………………………..
Пер Гюнт
Так говори же!
Где был «самим собою» я – таким,
Каким я создан был, - единым, цельным,
С печатью Божьей на челе своем?
Сольвейг
В надежде, вере и в любви моей!
Пер Гюнт (пораженный, откидываясь назад)
О, что ты говоришь! Молчи! Загадка
В самом ответе! Иль.. сама ты мать
Тому, о ком ты говоришь!
Сольвейг
Я мать,
А кто Отец? Не тот ли, Кто прощает
По просьбе матери?
Пер Гюнт (словно озаренный лучом света, вскрикивает).
О мать моя!
Жена моя! Чистейшая из женщин!
Так дай же мне приют, укрой меня!
(Крепко прижимается к ней и прячет лицо в её коленях)».
Так заканчивается земной путь Пера Гюнта.
История создания.
Драматическая поэма «Пер Гюнт» была написана летом 1866 года в Италии, где в это время жил Ибсен с семьёй. В ней Ибсену удалось создать образ нового общеевропейца, «человека без свойств». Похоже, сам Ибсен не рассчитывал на блестящий результат, его драма казалась ему сугубо норвежским произведением, которое в полноте понять могут лишь норвежцы: «Из моих произведений я считаю, что “Пер Гюнт” всего менее может быть понят за пределами скандинавских стран», — писал он. Вначале Пер представлялся Ибсену сказочным героем, совершающим подвиги. Но, в конечном счете, от фольклорного героя не осталось ничего: Пер Гюнт предстал перед публикой типичным субъектом девятнадцатого, отразившим в себе все свойственные этому веку противоречия.
И читатели, и зрители, видевшие творение Ибсена на сцене, эту типичность почувствовали и оценили. Первое издание было раскуплено по подписке ещё до выхода в свет, второе вышло через две недели после первого, а затем успех перекинулся в другие страны: уже к концу девятнадцатого века драма была переведена на основные европейские языки, а в двадцатом веке – на все остальные и поставлена на сцене многих театров.
Успех закрепила сюита Э. Грига, написанная по мотивам драмы. Текст Ибсена вдохновлял также и других творческих людей разных времен и стран, адаптировавших ее едва ли не ко всем видам искусства.
Отношение автора к вере.
Ибсен, если судить по его произведениям, знал и понимал, что такое борение между плотью и духом, но вряд ли знал путь избавления от плотских соблазнов. Его Бог, подобно Богу Бранда схож с Богом Ветхого Завета, говорившего устами пророков. Их черты видит в себе и герой Ибсена Бранд.
«Ибсен не знал христианского соединения восхождения к Богу с нисхождением к людям, тайны богочеловеческой любви, — писал Н. Бердяев в очерке «Три юбилея». — В нём оставался непобеждённый соблазн титанизма и сверхчеловечества, и в этом он разделяет ту же судьбу, что и Ницше. <…> Гуманистическая мораль и для него, как и для Ницше, была размягчением, утерей горнего духа, отрицанием высоты и бесконечности. Творческий путь Ибсена и есть искание божественной высоты человеком, утерявшим живого Бога. Поэтому любовь к “дальнему” ведёт к отрицанию любви к “ближнему”. Отсюда героическая, мораль, которая есть максимализм, не вмещающий любви нисхождения к людям. И отсюда срыв этой героической морали, невозможность её реализации в жизни».
Биография.
Генрик Ибсен родился 20 марта 1828 года в зажиточной семье в норвежском городе Шиене . В 1836 году семья Ибсенов обанкротилась, пришлось заложить всё имущество, чтобы расплатиться с кредиторами. Тем не менее Генрику удалось поучиться в гимназии. Ещё во время учебы он начал пробовать себя в литературе. Затем вместо учёбы пришлось зарабатывать на жизнь и в пятнадцатилетнем возрасте Генрик становится учеником аптекаря в соседнем городе Гримстад.
Работа в аптеке не мешала творчеству. Благодаря стихам, эпиграммам и карикатурам на горожан, к 1847-му Генрик обрёл популярность у радикально настроенной молодежи Гримстада. После революционных событий в Европе 1848 года, Ибсен написал первую пьесу «Катилина», которая не пользовалась популярностью.
В 1850 году Ибсен отправился в Христианию, чтобы поступить в университет, но вместо учёбы его ждало там преподавание в воскресной рабочей школе, затем — сотрудничество с рабочей газетой и студенческим журналом. За три года им были написаны три пьесы.
В 1852 году Ибсена пригласили в Берген, в первый Норвежский национальный театр, где он прослужил художественным руководителем до 1857 года. Работа содействовала возрастанию драматургического мастерства, кроме того – новые его пьесы сразу же после написания находили сценическое воплощение.
С 1857 по 1862 годы Ибсен руководил Норвежским театром в Христиании и боролся с Христианийским театром, в котором спектакли ставились на датском, а актёры были сплошь датчане. И, конечно, не прекращал писать пьесы, беря за их основу норвежские саги. В 1863 году, когда Генрик Ибсен уже оставил пост руководителя, два театра слились в один, и спектакли шли только на норвежском.
Параллельно Ибсен полтора года добивался писательской стипендии от Норвежского парламента, а когда её получил, вместе с женой и сыном обосновался в Италии. Там за два года он создал две лучшие свои пьесы в стихах — «Бранд» и «Пер Гюнт», вложив в них весь накопленный опыт, как жизненный, так и литературный. Но, в первую очередь, религиозный.
Дальнейшие пьесы Ибсена, написанные прозой: «Кукольный дом», «Привидения», «Дикая утка», более социальны, но не менее глубоки.
В 1891 году, став знаменитым в Европе, Ибсен вернулся из добровольной ссылки, продлившейся 27 лет. В Христиании Генрик Ибсен прожил 15 лет, успев написать четыре последние пьесы, отмеченные влиянием символизма. 23 мая 1906 года после продолжительной тяжелой болезни он скончался.
Автор текста: Виталий Яровой.
Осе, вдова-крестьянка.
Пер Гюнт, ее сын.
Две старухи с мешками зерна.
Аслак, кузнец.
Гости на свадьбе.
Распорядитель пира.
Музыкант и др.
Переселенцы, муж с женой.
Сольвейг и маленькая Хельга, их дочери.
Крестьянин, хозяин усадьбы Хэгстад.
Ингрид, его дочь.
Жених и его родители.
Три пастушки.
Женщина в зеленом.
Доврский дед.
Старший придворный тролль, тролли обоего пола, взрослые и дети, ведьмы, домовые, лесовики, гномы и проч.
Уродец.
Голос во мраке.
Птичий крик.
Кари, бобылка
Master Каттон, monsieur Баллон, фон Эберкопф и Трумпетерстроле – путешественники.
Вор и укрыватель.
Анитра, дочь вождя бедуинов.
Арабы, рабыни, танцовщицы и проч.
Колосс Мемнона (поющий), Сфинкс в Гизе (лицо без речей).
Бегриффенфелд, профессор, доктор философии, директор дома для умалишенных в Каире.
Гугу, борец за очищение малабарского языка.
Гуссейн, восточный министр.
Феллах с мумией фараона.
Умалишенные и их сторожа.
Капитан корабля и его команда.
Неизвестный пассажир.
Пастор.
Участники похорон.
Ленсман.
Пуговичник.
Худощавая личность.
Действие, охватывающее время от начала XIX столетия до шестидесятых годов, происходит частью в Гудбраннской долине и в окрестных горах, частью на берегу Марокко, в пустыне Сахаре, в доме для умалишенных в Каире, на море и проч.
Осе, вдова-крестьянка.
Пер Гюнт, ее сын.
Две старухи с мешками зерна.
Аслак, кузнец.
Гости на свадьбе.
Распорядитель пира.
Музыкант и др.
Переселенцы, муж с женой.
Сольвейг и маленькая Хельга, их дочери.
Крестьянин, хозяин усадьбы Хэгстад.
Ингрид, его дочь.
Жених и его родители.
Три пастушки.
Женщина в зеленом.
Доврский дед.
Старший придворный тролль, тролли обоего пола, взрослые и дети, ведьмы, домовые, лесовики, гномы и проч.
Уродец.
Голос во мраке.
Птичий крик.
Кари, бобылка
Master Каттон, monsieur Баллон, фон Эберкопф и Трумпетерстроле – путешественники.
Вор и укрыватель.
Анитра, дочь вождя бедуинов.
Арабы, рабыни, танцовщицы и проч.
Колосс Мемнона (поющий), Сфинкс в Гизе (лицо без речей).
Бегриффенфелд, профессор, доктор философии, директор дома для умалишенных в Каире.
Гугу, борец за очищение малабарского языка.
Гуссейн, восточный министр.
Феллах с мумией фараона.
Умалишенные и их сторожа.
Капитан корабля и его команда.
Неизвестный пассажир.
Пастор.
Участники похорон.
Ленсман.
Пуговичник.
Худощавая личность.
Действие, охватывающее время от начала XIX столетия до шестидесятых годов, происходит частью в Гудбраннской долине и в окрестных горах, частью на берегу Марокко, в пустыне Сахаре, в доме для умалишенных в Каире, на море и проч.
Осе, вдова-крестьянка.
Пер Гюнт, ее сын.
Две старухи с мешками зерна.
Аслак, кузнец.
Гости на свадьбе.
Распорядитель пира.
Музыкант и др.
Переселенцы, муж с женой.
Сольвейг и маленькая Хельга, их дочери.
Крестьянин, хозяин усадьбы Хэгстад.
Ингрид, его дочь.
Жених и его родители.
Три пастушки.
Женщина в зеленом.
Доврский дед.
Старший придворный тролль, тролли обоего пола, взрослые и дети, ведьмы, домовые, лесовики, гномы и проч.
Уродец.
Голос во мраке.
Птичий крик.
Кари, бобылка
Master Каттон, monsieur Баллон, фон Эберкопф и Трумпетерстроле – путешественники.
Вор и укрыватель.
Анитра, дочь вождя бедуинов.
Арабы, рабыни, танцовщицы и проч.
Колосс Мемнона (поющий), Сфинкс в Гизе (лицо без речей).
Бегриффенфелд, профессор, доктор философии, директор дома для умалишенных в Каире.
Гугу, борец за очищение малабарского языка.
Гуссейн, восточный министр.
Феллах с мумией фараона.
Умалишенные и их сторожа.
Капитан корабля и его команда.
Неизвестный пассажир.
Пастор.
Участники похорон.
Ленсман.
Пуговичник.
Худощавая личность.
Действие, охватывающее время от начала XIX столетия до шестидесятых годов, происходит частью в Гудбраннской долине и в окрестных горах, частью на берегу Марокко, в пустыне Сахаре, в доме для умалишенных в Каире, на море и проч.
Осе, вдова-крестьянка.
Пер Гюнт, ее сын.
Две старухи с мешками зерна.
Аслак, кузнец.
Гости на свадьбе.
Распорядитель пира.
Музыкант и др.
Переселенцы, муж с женой.
Сольвейг и маленькая Хельга, их дочери.
Крестьянин, хозяин усадьбы Хэгстад.
Ингрид, его дочь.
Жених и его родители.
Три пастушки.
Женщина в зеленом.
Доврский дед.
Старший придворный тролль, тролли обоего пола, взрослые и дети, ведьмы, домовые, лесовики, гномы и проч.
Уродец.
Голос во мраке.
Птичий крик.
Кари, бобылка
Master Каттон, monsieur Баллон, фон Эберкопф и Трумпетерстроле – путешественники.
Вор и укрыватель.
Анитра, дочь вождя бедуинов.
Арабы, рабыни, танцовщицы и проч.
Колосс Мемнона (поющий), Сфинкс в Гизе (лицо без речей).
Бегриффенфелд, профессор, доктор философии, директор дома для умалишенных в Каире.
Гугу, борец за очищение малабарского языка.
Гуссейн, восточный министр.
Феллах с мумией фараона.
Умалишенные и их сторожа.
Капитан корабля и его команда.
Неизвестный пассажир.
Пастор.
Участники похорон.
Ленсман.
Пуговичник.
Худощавая личность.
Действие, охватывающее время от начала XIX столетия до шестидесятых годов, происходит частью в Гудбраннской долине и в окрестных горах, частью на берегу Марокко, в пустыне Сахаре, в доме для умалишенных в Каире, на море и проч.
Осе, вдова-крестьянка.
Пер Гюнт, ее сын.
Две старухи с мешками зерна.
Аслак, кузнец.
Гости на свадьбе.
Распорядитель пира.
Музыкант и др.
Переселенцы, муж с женой.
Сольвейг и маленькая Хельга, их дочери.
Крестьянин, хозяин усадьбы Хэгстад.
Ингрид, его дочь.
Жених и его родители.
Три пастушки.
Женщина в зеленом.
Доврский дед.
Старший придворный тролль, тролли обоего пола, взрослые и дети, ведьмы, домовые, лесовики, гномы и проч.
Уродец.
Голос во мраке.
Птичий крик.
Кари, бобылка
Master Каттон, monsieur Баллон, фон Эберкопф и Трумпетерстроле – путешественники.
Вор и укрыватель.
Анитра, дочь вождя бедуинов.
Арабы, рабыни, танцовщицы и проч.
Колосс Мемнона (поющий), Сфинкс в Гизе (лицо без речей).
Бегриффенфелд, профессор, доктор философии, директор дома для умалишенных в Каире.
Гугу, борец за очищение малабарского языка.
Гуссейн, восточный министр.
Феллах с мумией фараона.
Умалишенные и их сторожа.
Капитан корабля и его команда.
Неизвестный пассажир.
Пастор.
Участники похорон.
Ленсман.
Пуговичник.
Худощавая личность.
Действие, охватывающее время от начала XIX столетия до шестидесятых годов, происходит частью в Гудбраннской долине и в окрестных горах, частью на берегу Марокко, в пустыне Сахаре, в доме для умалишенных в Каире, на море и проч.
Осе, вдова-крестьянка.
Пер Гюнт, ее сын.
Две старухи с мешками зерна.
Аслак, кузнец.
Гости на свадьбе.
Распорядитель пира.
Музыкант и др.
Переселенцы, муж с женой.
Сольвейг и маленькая Хельга, их дочери.
Крестьянин, хозяин усадьбы Хэгстад.
Ингрид, его дочь.
Жених и его родители.
Три пастушки.
Женщина в зеленом.
Доврский дед.
Старший придворный тролль, тролли обоего пола, взрослые и дети, ведьмы, домовые, лесовики, гномы и проч.
Уродец.
Голос во мраке.
Птичий крик.
Кари, бобылка
Master Каттон, monsieur Баллон, фон Эберкопф и Трумпетерстроле – путешественники.
Вор и укрыватель.
Анитра, дочь вождя бедуинов.
Арабы, рабыни, танцовщицы и проч.
Колосс Мемнона (поющий), Сфинкс в Гизе (лицо без речей).
Бегриффенфелд, профессор, доктор философии, директор дома для умалишенных в Каире.
Гугу, борец за очищение малабарского языка.
Гуссейн, восточный министр.
Феллах с мумией фараона.
Умалишенные и их сторожа.
Капитан корабля и его команда.
Неизвестный пассажир.
Пастор.
Участники похорон.
Ленсман.
Пуговичник.
Худощавая личность.
Действие, охватывающее время от начала XIX столетия до шестидесятых годов, происходит частью в Гудбраннской долине и в окрестных горах, частью на берегу Марокко, в пустыне Сахаре, в доме для умалишенных в Каире, на море и проч.