Пейзаж с Иаковом, Рахилью и Лией у колодца - Лоррен Клод

Preloader

Ошибка в тексте ?

Выделите ее мышкой и нажмите

Ctrl + Enter
Пейзаж с Иаковом, Рахилью и Лией у колодца
Пейзаж с Иаковом, Рахилью и Лией у колодца
Автор: Лоррен Клод
Местонахождение: Эрмитаж, Санкт-Петербург
Произведение: Пейзаж с Иаковом, Рахилью и Лией у колодца
Жанр: Художественное
Эпоха/течение: Классицизм
Дата создания: 1666 г.
Эпизод в Библии:

Описание произведения

Главные персонажи картины Лоррена – Иаков, и дочери Лавана Лия и Рахиль, которые беседуют в тени огромного, окруженного порослью деревьев. Очевидно, в этой картине происходит совещание Иакова со своими женами, перед тем как покинуть дом Лавана: «И увидел Иаков лице Лавана, и вот, оно не таково к нему, как было вчера и третьего дня. И сказал Господь Иакову: возвратись в землю отцов твоих и на родину твою; и Я буду с тобою. И послал Иаков, и призвал Рахиль и Лию в поле, к стаду мелкого скота своего» (Быт.31:2-4).
Деревья и руины античного здания погружены в остатки сумрачных теней, прогоняемых утренним светом. Восход солнца знаменует собой начало новой жизни и пути на родину, в Ханаан. Создаётся ощущение, что не только природа, но и воздух меняет цвет – так тонко используя смену тонов, живописец даёт почувствовать прохладу утра и радость начинающегося дня. Через просторные дали и высокий купол неба, плавную волнистую линию горизонта картина наполняется безмятежностью, идиллическим спокойствием и радостным ожиданием, которые созвучны внутреннему настроению живописца.
Главные персонажи расположены ближе к переднему краю в глубине картины. Женские фигуры стоят близко друг другу, словно совещаясь о чем-то. Поодаль Иаков указывает рукой в направлении правого нижнего угла картины. Этот жест напоминает призыв в дальний путь. Вокруг главных действующих лиц мирно пасутся овечки, пьют воду, отдыхают в первых теплых лучах солнца. Вдали просматриваются нечеткие изображения людей, лошадей и коров.

История создания


Картина Клода Лоррена «Пейзаж с Иаковом, Рахилью и Лией у колодца» относится к лучшим произведениям периода позднего творчества мастера. На полотне раскрывается уникальное колористическое мастерство художника. Изначально картина находилась в собрании Генриха ван Хальмале в Антверпене. С 1783 года до начала XIX века произведение числилось в собрании курфюрстов Гессенских в Касселе. В 1807 году картина была собственностью Жозефины Богарне, первой жены Наполеона, у которой 1815 году приобретена императором Александром I. В настоящее время вместе с тремя другими полотнами, составляющими серию "Времена суток" экспонируется в Государственном Эрмитаже в Санкт-Петербурге.

Отношение автора к вере

Клод родился в крестьянской семье и рано осиротел, потом ему пришлось уехать в другую страну и много трудиться для своего наставника. Положение оторванности от родины, друзей и родных, слабое знание языка, заставило его искать утешения и умиротворения в созерцании природы. Как человек, воспитанный в христианских ценностях, художник знал, что «невидимое Его, вечная сила Его и Божество, от создания мира через рассматривание творений видимых» (Рим.1:20).
Внимательно наблюдая за изменением состояний природы и бесконечной, неповторяющейся игрой света, художник создавал выдающиеся, проникнутые лирическим настроением и одухотворенностью пейзажи. Картины художник предпочитал писать против солнца, когда все предметы, пронизанные его светом и энергией, становятся как бы прозрачными. Можно сказать, что солнце, его согревающее тепло, освещающие землю лучи являются главными героями картин Лоррена.

Только став уверенным в своём мастерстве, Лоррен начинает предпочитать библейские сюжеты. Дань его творчеству отдавали многие духовные лица, в том числе папа Урбан VIII. В биографии художника нет свидетельств о его особенной религиозности. Однако, по евангельскому критерию "по плодам их узнаете их", можно безошибочно установить, стремилась ли душа этого человека жить евангельским заповедям, не заглушая голос совести. Факты биографии представляют нам Клода Лоррена как человека трудолюбивого, доверяющего путям Божьего промысла; достаточно скромного, чтобы отказаться от должности ректора Академии святого Луки, предпочтя спокойный труд в своей мастерской. Щедрость мастера заставила его упомянуть в своем завещании даже слуг, оставив основное имущество незаконнорожденной дочери.
Еще одним критерием оценки творчества как выражения духовной жизни художника могут служить слова современника апостолов, члена синедриона фарисея Гамалиила: «если это предприятие и это дело - от человеков, то оно разрушится, а если от Бога, то вы не можете разрушить его» (Деян.5:38-39). В течение восемнадцатого и первой половины девятнадцатого веков картины Клода Лоррена были эталоном пейзажной живописи, а английские аристократы создавали парковые ландшафты по примерам красоты и гармонии, открытой художником.
Жизнь Клода Лоррена может служить примером сердечного, искреннего упования на Бога и мужественной верности своему призванию, которые не были посрамлены. Так деревенский сирота на столетия стал законодателем художественного вкуса в мире живописи и высшего света.


Биография

Французский живописец и гравер, один из величайших мастеров классического пейзажа Клод Лоррен появился на свет в 1600 году в городке Шамань. Клод был третьим из пятерых детей в зажиточной крестьянской семье. Биограф сообщает, что мальчик мечтал стать кондитером. В возрасте десяти лет Клод остался круглым сиротой. Его старший брат Жан оформил опеку над мальчиком и забрал его к себе, в Фрайбург-им-Брайсгау. В этом немецком городке у Жана, резчика по дереву, была собственная мастерская, здесь Клод получил первые уроки рисунка и ксилографии.
Когда Клоду исполнилось 13 лет, он в сопровождении одного из дальних родственников отправился в Италию. Путь в большую живопись мальчик начал с того, что стал слугой в доме римского художника-пейзажиста Агостино Тасси. Здесь он получил много необходимых познаний в технике живописи.
С 1617 по 1621 год Клод жил в Неаполе, будучи учеником Готфрида Вельса. Этот период наложил неизгладимый отпечаток на будущее творчество художника. Именно здесь молодой Лоррен увлекся изображением морских и прибрежных пейзажей, и этот жанр в будущем занял значительное место в его творческом наследии. Вернувшись в Рим, Клод стал одним из лучших учеников Агостино Тасси.
В 1625 году Лоррен вернулся в Лотарингию, где работал помощником придворного художника лотарингского герцога Клода Дерюэ, выполнив фрески в Нанси.

В 1627 году Лоррен навсегда переезжает в Рим. Художник арендует жилье на Виа Маргутта - в квартале, населенном преимущественно приезжими живописцами. К 1629 году относится первая датированная картина «Пейзаж со стадом и крестьянином» (Музей искусств, Филадельфия). В период 1629-1635 годов мастер пишет фрески в палаццо Крешенци и палаццо Мути. Но постепенно художник все больше сосредотачивался на станковой живописи, нередко проводя день за днем на пленэре, рисуя свои любимые пейзажи и архитектурные виды.

В конце 1630-х годов Лоррен становится одним из ведущих пейзажных мастеров в Риме. У него стали появляться очень видные заказчики: сначала французский посол при папском дворе, затем – испанский король Филипп IV, а чуть позже – сам папа Урбан VIII.

В 1633 году Лоррен был принят в Академию святого Луки, в 1643 — в «Конгрегационе деи виртуози». Мастер входит также в «Клуб перелетных птиц» (Бент) - содружество иностранных художников в Риме, где за пристрастие к изображению солнечного света получил цеховое прозвище «огнепоклонник».
Ранние работы Клода Лоррена весьма скромны по размеру, но в дальнейшем художник предпочитал писать большие полотна. До нас дошло 250 полотен Лоррена. Художник писал медленно и вдумчиво, используя самые лучшие материалы с содержанием пигмента синего ультрамарина.

В 1650 году живописцу предлагали стать ректором Академии святого Луки, от такой чести Лоррен отказался, предпочитая спокойную работу.

Чтобы избежать участившихся подделок своих работ, Лоррен гравировал все картины и собрал их в «Книгу истины» — «Liber Veritatis», включающую 195 гравюр (в настоящее время принадлежит Британскому музею).
В 1663 году у мастера случился первый и настолько серьёзный приступ подагры, что он составил завещание, в котором не обошёл своим вниманием даже слуг. Однако, Лоррен прожил ещё почти двадцать лет, в течение которых создал свои главные шедевры. Смерть настигнет великого художника в процессе работы: "Пейзаж с Асканием, убивающим оленя Сильвии" так и останется незаконченным. Клод Лоррен умер 23 ноября 1682 года в возрасте восьмидесяти двух лет.

Автор текста: Ольга Северинова.

Оставить комментарий