Осада Пскова - Брюллов Карл Павлович

Preloader

Ошибка в тексте ?

Выделите ее мышкой и нажмите

Ctrl + Enter
Осада Пскова
Осада Пскова
Автор: Брюллов Карл Павлович
Местонахождение: Государственная Третьяковская галерея
Произведение: Осада Пскова
Жанр: Художественное
Эпоха/течение: Жанровая живопись
Дата создания: 1836-1837 гг.

Описание произведения.

Основой сюжета картины Брюллова «Осада Пскова» стал эпизод последнего года Ливонской войны сентября 1581 года, когда в утренний час неприятель пробил главную стену укрепления Пскова и захватили Свиную и Покровскую башни. Положение осажденных было критическим, но псковские защитники во главе с Печерским игуменом Тихоном и боярином Шуйским, двинулись с иконами и хоругвями на врага и остановили отступление в город. Сражение было кровопролитным с множеством потерь с обеих сторон. В книге «Воинские повести Древней Руси» это событие описывается так: «В шестом часу, словно великий поток зашумел и сильный гром загремел — то все бесчисленное войско, закричав, устремилось скоро и спешно к проломам в городской стене, щитами же и оружием своим, и ручницами, и бесчисленными копьями, как кровлею, закрываясь... Пролом, пробитый литовскими снарядами, был велик и удобен для прохода, даже на конях можно было въезжать на городскую стену. После литовского обстрела не осталось в местах пролома, у Покровских и Свиных ворот, никакой защиты и укрытия, за которыми можно было бы стоять. В то время у проломов внутри города деревянная стена со множеством бойниц для защиты от литовцев во время приступа к городу еще не была закончена из-за бесчисленной и беспрестанной пальбы литовских орудий, только основание ее было заложено. Поэтому многие литовские воины вскочили на стену града Пскова, а многие ротмистры и гайдуки со своими знаменами заняли Покровскую и Свиную башни и из-за щитков своих и из бойниц в город по христианскому войску беспрестанно стреляли... С Похвальского раската из огромной пищали «Барс» ударили по Свиной башне, и не промахнулись, и множество воинов литовских в башне побили. Кроме того, государевы бояре и воеводы повелели заложить под Свиную башню много пороха и взорвать ее... Крепко билась Литва с русским воинством на стенах города у Покровской башни и на всем проломе, государевы же бояре и воеводы со всем христианским псковским воинством так же крепко против них стояли и не давали сойти в град Псков... И так Божьей милостью (Пс.17:4), молитвою и заступничеством Пречистой Богородицы (Ис.7:14) и великих святых чудотворцев (1 Цар.2:9 1 Кор.12:28) сбили литовскую силу с проломного места, и по благодати Христовой там, где на псковской стене стояла литовская нога, в тех местах вновь христианские воины утвердились и со стены били Литву уже за городом и добивали оставшихся еще в Покровской башне».

История создания.

Полное название картины «Осада Пскова польским королем Стефаном Баторием в 1581 году». Она была начата Брюлловым по заказу Академии Художеств в 1839 году, но осталась неоконченной – художник оставил работу над ней в 1843 году и считал её своей творческой неудачей.Перед написанием картины, он внимательно изучал исторический сюжет, читал Карамзина и совместно с академиком, художником-археологом Федором Григорьевичем Солнцевым совершил путешествие в Псков, гденаписал этюды для картины. Существует несколько вариантов и эскизов, где центром сюжета является крестный ход, остановивший отступление защитников Пскова. (Пс.17:14; Пс.17:15; Пс.17:16; Пс.17:17; Пс.17:18; 1Цар.17:47).

Один, наиболее завершенный вариант, очень напоминает «Последний день Помпеи». Как вспоминают современники, работа над «Последним днем Помпеи» так захватила Брюллова, что он стремился и в этой картине повторить свой прежний успех. Но если в изображении извержения Везувия все изображенные на картине участники происходящих событий равно беспомощны перед стихией, то в «Осаде Пскова» есть две борющиеся стороны и укрепляющая одну из сторон сверхъестественная сила Божией помощи, чудесное вмешательство, которое олицетворяет Крестный ход. И здесь, по мнению исследователей, Брюллову не хватило «строжайшего обдумывания», ведь он переходил к изображению не просто жанрового сюжета, а батальной сцены исторического полотна. Именно поэтому даже неудача «Осады Пскова» стала значительным событием, возможноравным по значимости удаче «Последнего дня Помпеи». В плане исторической баталистики картина стала первым живописным примером, до появления которого изображение такого противостояния можно увидеть на иконе конца XV в. «Битва Суздальцев с Новгородцами».

В 1852 году, после смерти Брюллова, картина «Осада Пскова» поступила в музей Академии Художеств. В 1860 году полотно было представлено на Академической выставке, после чего передано в музей Александра Третьего, нынешний Русский музей, где хранилось в запаснике, а в 1931 году картина поступила в Третьяковскую галерею, где и находится до сего дня.

Отношение автора к вере.

Карл Брюллов происходил из рода французских гугенотов, его предки были протестантами в католической стране, которые во избежание гибели бежали в Россию. Прадед Карла Брюллова – Георг Брюлло, поступил в 1773 году литейщиком на фарфоровую мануфактуру в Петербурге, а его внук (отец Карла Павловича) Павел Иванович Брюлло – уже был мастером резьбы по дереву и преподавал в Академии Художеств. Сам Карл Павлович по вероисповеданию был протестантом, но это не мешало и ему и его братьям выполнять церковные заказы, писать иконы. В Сергиевской пустыни под Санкт-Петербургом он знакомится с настоятелем – святителем Игнатием Брянчаниновым, который дает весьма нелицеприятную оценку деятельности выпускников Академии Художеств по написанию православных икон, говоря, что «воспитанники русской Академии художеств получили образование по образцам западным и наполнили храмы иконами, вполне недостойными имени икон. Если б эти иконы, пред которыми опускаются долу взоры целомудренные, не стояли в храме, то никто и не подумал бы, что им приписывается достоинство икон». Что касается личной переписки, то святитель в письме к Брюллову говорит о нем, как о «жаждущей душе», что в душе его «всегда было высокое стремление», призывает обратиться к вечной красоте, из которой «не дышит смерть, но отзывается вечная жизнь».

Биография.

Родился 23 декабря 1799 г. в Петербурге. В девять лет Брюллов стал учеником Академии художеств, где уже занимались его старшие братья

Окончив в 1821 г. академический курс и получив за библейскую композицию «Явление Аврааму трёх ангелов у дуба Мамврийского» золотую медаль, Брюллов отправился в Италию. По пути в Рим посетил Берлин, Дрезден, Венецию, Падую и Болонью. В 20-х гг. XIX в. живописец создал ряд известных бытовых картин: «Итальянское утро» (1823 г.), «Итальянский полдень» (1827 г.), «Девушка, собирающая виноград в окрестностях Неаполя» (1828 г.). В 1833 г. картина «Последний день Помпеи» совершила путешествие по Европе, где экспонировалась с большим успехом. Затем полотно привезли в Россию, где её ждал триумф. Художника избрали почётным членом академий Милана, Болоньи, Флоренции и Пармы. В Париже его ожидало награждение золотой медалью.

На рубеже 30-х и 40-х гг. Брюллов создал ряд камерных портретов. В число наиболее удачных входят портреты писателя Н. В. Кукольника (1836 г.), поэта В. А. Жуковского (1838 г.), баснописца И. А. Крылова (1839 г.), поэта и переводчика А. Н. Струговщикова (1840 г.), археолога М. Ланчи (1851 г.) и, конечно же, автопортрет (1848 г.). Весной 1849 г. Брюллов уехал за границу на лечение. Ему не суждено было вернуться на родину. Умер 23 июня 1852 г. в местечке Марчано близ Рима.

Автор текста: Григорьева Наталья Ивановна.

Оставить комментарий