Органный концерт и «Аллилуйя» - Гендель Георг Фридрих

Preloader

Ошибка в тексте ?

Выделите ее мышкой и нажмите

Ctrl + Enter
Органный концерт и «Аллилуйя»
Органный концерт и «Аллилуйя»
Автор: Гендель Георг Фридрих
Произведение: «Hallelujah, for the Lord God Omnipotent reigneth» (Аллилуйя, ибо Господь Бог Всемогущий царствует)
Жанр: Духовная музыка
Год создания: 1735 г.
Стиль:Органный концерт

Текст.

Hallelujah, for the Lord God Omnipotent reigneth. The Kingdom of this World is become the Kingdom of our Lord and of his Christ; and he shall reign for ever and ever,

King of Kings, and Lord of Lords. Hallelujah.

Аллилуйя, ибо Господь Бог Всемогущий царствует. Царство этого мира стало Царством нашего Господа и Его Христа, и он будет царствовать во веки веков,

Царь Царей и Господь господствующих. Аллилуйя.

Описание произведения.

«Hallelujah, for the Lord God Omnipotent reigneth» (Аллилуйя, ибо Господь Бог Всемогущий царствует) и органный концерт фа мажор для оратории - духовные произведения Г.Ф.Генделя для концертов в лондонском театре Ковент - Гарден. Композитор написал этот органный концерт, как свидетельство виртуозного владения этим инструментом - по свидетельствам современников он выиграл конкурс органистов, состязаясь со знаменитым Скарлатти. А будучи штатным органистом в родном городе Галле, он превосходно исполнял свои обязанности по сочинению церковной музыки на каждую неделю.Обобщив этот опыт, композитор создал ряд органных концертов для исполнения в своих ораториях, а к концерту фа мажор присовокупил знаменитый хор «Аллилуйя» так полюбившийся публике, что он стал самостоятельным произведением, прославляющим милости Божии.

Текст знаменитого хора написан на английском языке, а органный концерт композитор писал таким образом, что он стал подобием ритма в куплетах знаменитого английского поэта Дж. Драйдена.

История создания.

Великолепные органные концерты Генделя не увидели бы свет, если б не печальные обстоятельства упадка его труппы и произведений в 1734 году. В это время конкурентная итальянская труппа, в которую входил знаменитый Фаринелли, сделали представления композитора малопосещаемыми, а из ранее занимаемого помещения его труппу выставили. Благодаря покровительству Короля и Королевы, Гендель получил новое место для своих премьер – театр Ковент-Гарден, но публики все не было. Тогда находчивый композитор вспомнил о своем невероятном таланте органиста, признанном повсеместно и включил органные концерты в репертуар. «Концерт фа мажор с Аллилуйя» был впервые исполнен 1 апреля 1735 года и имел большой успех. Затем к композитору вернулась публика и первое место в лондонском музыкальном мире.

Отношение автора к вере.

Георг Фридрих Гендель родился в набожной семье протестантов. Его дед по материнской линии был священником. Дед и бабушка композитора по отцу выбрали для постоянного места жительства г. Галле (протестантский регион Саксония), что позволило им избежать потрясений «тридцатилетней» войны, когда масса народа была вовлечена в братоубийственную вражду на почве религиозных разногласий между католиками и протестантами. Мать композитора была очень милостива и склонна к самопожертвованию ради ближних, и такое христианское отношение прививала сыну. Отец был практичным человеком и хотел дать сыну «надежное», по его мнению, образование – юридическое. Маленький Георг с юности любил церковную музыку и с удовольствием посещал богослужения, но кроме этого он рано стал проявлять тягу к музыкальным инструментам. Отец воспротивился таким порывам сына настолько, что не только запретил ему иметь дома инструменты, но даже посещать с визитами дома, где таковые были. Мальчик, однако же, находил случай по ночам тайком играть на спинете в мансарде. Промысл Божий управляет миром – однажды Гендель в возрасте около восьми лет сопровождал отца в поездке и, пробравшись в часовню святой Троицы, в герцогском дворце сыграл на придворном органе. Герцог Иоганн Адольф I, которого потом Гендель всю жизнь считал своим благодетелем, отметил прекрасную игру мальчика и посоветовал отцу не препятствовать его музыкальному образованию. Отец не мог ослушаться и уже в 1694 году отдал мальчика в учение композитору и органисту в г. Галле Ф.В. Цахау. Это был первый и последний учитель Генделя, но эта школа дала ему все – он получил все навыки грамотной композиции, для него Цахау открыл свою обширную библиотеку светской и духовной музыки разных эпох и стилей, он много копировал, чтобы усвоить сложную науку гармонии и выработать собственный стиль. Это были очень напряженные, но интересные месяцы обучения. И, наконец, с девяти лет в течение трех лет Гендель писал музыку для еженедельных церковных служб по поручению своего учителя.

С 1702 года композитор проходил обучение в университете г. Галле, изучая богословие и право, как того хотел его отец, но право его не увлекло. В эти годы он также служил органистом в соборе и снова писал много церковной музыки. Впоследствии эта его увлеченность проявила себя в прекрасных библейских ораториях – жанре, который прославил Генделя на весь мир. Он унаследовал от матери, а также от преподавателя богословия в университете Августа Германа Франке христианское милосердное отношение к слабым и немощным и это стало импульсом к благотворительной деятельности композитора. Будучи известным и влиятельным человеком он никогда не забывал о нуждающихся, а его творчество более всего является подтверждением его веры и прекрасного знания Священного Писания.

Биография.

Будущий великий композитор Георг Фридрих Гендель родился в 1685 году в г. Галле (Бранденбург – Пруссия) в обеспеченной семье выдающегося хирурга- парикмахера и дочери священника. Отец готовился дать сыну солидное образование, способное обеспечить безбедную жизнь. Сын исполнил его волю и окончил университет, но выбрал свой путь – композитора церковной и светской музыки. Он был дружен с известным немецким композитором того времени Г. Ф. Телеманом, и вместе они увлеченно занимались любимым делом.

В 1703 году Гендель переехал в Гамбург, чтобы ближе познакомиться с оперой – жанром, особенно привлекавшим его в то время. Здесь увидели свет его первые оперы. И, конечно, когда поступило приглашение в 1706 году ехать в Италию для совершенствования в этом жанре, композитор, не раздумывая, согласился. В Италии его талант оперного композитора проявил себя в полную силу – публика аплодировала стоя на представлениях, а Гендель усвоил все важные аспекты итальянского стиля.

В 1710 году композитора пригласили в Лондон в качестве капельмейстера принца Георга и будущего короля Великобритании. В Лондоне композитор основал впоследствии три оперные компании в разных театрах и добился успеха за счет привлечения англичан вместо итальянской труппы. Так появились его знаменитые хоры, получил широкое распространение жанр оратории. Изначально это было сделано, чтобы сократить расходы на представление – не требовались дорогие костюмы и декорации, и можно было привлечь местных жителей, вместо иностранцев. Но потом жанр стал полностью самостоятельным – хор у Генделя – это отражение народа, а не просто безликая масса.

Композитор получил английское гражданство, и Великобритания по праву стала его второй родиной – расцвет творчества пришелся на годы работы в Королевской опере, он смог реализовать все свои смелые замыслы в композиции, ему заказывали музыку для придворных торжеств и его гимны становились коронационными. Величию Генделя не было соперников…Он достиг всего о чем мечтал, но, к сожалению, в 1753 году после неудачной операции композитор полностью ослеп и до 1759 года работал в полной темноте. Он дирижировал своей последней ораторией «Мессия» 6 апреля 1759 года и силы покинули его. Перед смертью в канун Пасхи 14 апреля 1759 года великий композитор шептал слова из оратории «Мессия»: «Я знаю, мой Спаситель жив» и с этими словами перешел в мир иной. Он был, с большими почестями, похоронен в Вестминстерском аббатстве и на надгробии были написаны его последние слова и изображены ноты…

Автор текста: Веткина Анастасия Александровна.

Оставить комментарий