Ошибка в тексте ?
Выделите ее мышкой и нажмите
Описание произведения
Лот был племянником патриарха Авраама, которого он сопровождал при переселении из Ура Халдейского в Ханаанскую землю. Со временем их имущество так умножилось, что пастухи Авраама спорили с пастухами Лота. Тогда Авраам сказал: «…отделись же от меня. Если ты налево, то я направо, а если ты направо, то я налево» (Быт.13:9). Лот ушёл на восток, и "раскинул шатры до Содома" (Быт.13:12), который был одним из пяти городов в цветущей долине Сиддим, при устье реки Иордан. Когда за нечестие своих жителей Содом должен был погибнуть, то Лот получил повеление от Бога бежать на гору, нигде не останавливаясь и не оборачиваясь, чтобы спасти душу. По дороге жена Лота ослушалась и, оглянувшись, превратилась в соляной столб. Сам Лот с дочерьми спасся в пещере на горе вблизи города Сигор. «И сказала старшая младшей: отец наш стар, и нет человека на земле, который вошел бы к нам по обычаю всей земли; итак напоим отца нашего вином, и переспим с ним, и восставим от отца нашего племя» (Быт. 19:31-32). "И сделались обе дочери Лотовы беременными от отца своего, и родила старшая сына, и нарекла ему имя: Моав [говоря: он от отца моего]. Он отец Моавитян доныне. И младшая также родила сына, и нарекла ему имя: Бен-Амми [говоря: он сын рода моего]. Он отец Аммонитян доныне" (Быт. 19:36-38). Больше в Священном Писании Лот нигде не упоминается.
Прямоугольное, вытянутое по горизонтали полотно почти полностью занято фигурами персонажей. Лот показан седовласым старцем. Одежда золотистых и оранжевых цветов распахнута на груди, показывая ту степень опьянения, когда человек уже не следит за опрятностью. Голова Лота откинулась к левому плечу, и невидящий взгляд устремлен в даль. Несмотря на состояние отца, одна из дочерей льет вино из чаши ему в уста. Дочерей, имена которых даже не упоминаются в Библии, Джордано изобразил похожими друг на друга. У девушек одинаковые черты лица и белокурые волосы, убранные в сложную прическу. Белые платья с глубоким декольте и обнаженные плечи говорят о плотском намерении сестер. Одна тянет отца за плечи, вторая помогает положить ногу на ложе.
В левой части картины, в отдалении, художник показал замершую фигуру жены Лота и зарево пожара на черном небе как напоминание, от чего бежал Лот со своими дочерьми.
История создания
Картина "Опьяненный Лот с дочерьми" написана Лукой Джордано в 1696 году. Зрелый возраст художника и богатый жизненный опыт позволили ему деликатно и правдиво изобразить на полотне одно из самых этически сложных мест в Библии. Картина также демонстрирует приобретенное к этому времени живописное мастерство Джордано, которое принесло ему славу, финансовую независимость и дворянское звание.
На официальном сайте музея Прадо говорится, что "работа входит в серию полотен пейзажного формата со сценами из Ветхого Завета, найденных в 1700 году в скиту Сан-Хуан-дель-Буэн-Ретиро".
Отношение к вере
Художник при рождении получил имя, какое носил первый христианский художник - апостол и евангелист Лука. Вполне возможно, что выбор родителями такого имени был не случаен. Его отец тоже был художником, хотя и незнаменитым, и с раннего детства он учил сына живописи. Когда Джордано состоялся как мастер, его приняли в неаполитанскую гильдию живописцев, носившую имя святого Луки. Не могло не оказать влияние на растущего Джордано и его окружение: историки говорят о ярко выраженной набожности неаполитанцев XVII века.
Лука работал быстро, из-за чего получил прозвище Фа-Престо, и его упрекали в небрежности, театральности и декоративности. Но упреки делались в сравнении с его предыдущими работами, где Джордано показал вершину своего мастерства живописца. И все же произведения художника поистине вдохновенны, продуманы и искусно исполнены. Ощущая величину отпущенного ему таланта и скоротечность жизни, Джордано торопился творить и в этой своей пламенности его можно сравнить с другими апостолами, братьями Иаковом и Иоанном, которых Христос называл сынами грома - Воанергес (Мк.3:17).
Художником написано множество произведений, и по меткому замечанию одного из биографов "едва ли найдется в Европе картинная галерея, в которой не было бы образцов его живописи". Работы, созданные на библейские темы Лукой Джордано, служат просвещению и духовному обогащению их зрителей. Поэтому кажется промыслительным, что живописец упокоился в храме, для которого писалась одна из его лучших работ «Святой Михаил, побеждающий сатану».
Биография
Лука Джордано родился 18 октября 1634 года в Неаполе. Первым учителем для него стал отец, живописец средней руки. После него Лука в течение девяти лет учился в мастерской Хусепе де Риберы в Неаполе, затем переехал в Рим, где занимался под руководством Пьетро да Кортоны. Стремясь постичь живописную манеру великих мастеров, Джордано делал многочисленные копии с произведений Рафаэля и Микеланджело. Имитация чужой манеры не только расширила горизонты его познания, но и вооружила виртуозным техническим опытом. Наряду с живым воображением, замечательным колоритом, виртуозным и точным рисунком в его живописи очевидно прослеживается влияние искусства Тициана, Веронезе, Тинторетто.
В 1655 году Джордано написал для церкви Святой Бригитты в Неаполе большую алтарную картину «Взятие на небо святого Николая Барийского», поразившую современников своими художественными и техническими достоинствами. Затем последовали не менее значительные полотна «Мадонна Розария», «Святая Анна и Дева Мария», «Архангел Михаил», «Святой Августин и святая Моника». Джордано был признан одним из лучших живописцев Неаполя, что обеспечило его многочисленными заказами.
В 1665 году художник стал членом неаполитанской гильдии живописцев. В следующем году Лука Джордано женился на Маргарите д'Арди.
Впоследствии живописец трудился в Болонье, Париже и Флоренции. Им выполнено множество фресок и картин, и едва ли найдется в Европе картинная галерея, в которой не было бы образцов его живописи. Уже в 1681 году Филиппо Бальдинуччи составил и издал «Жизнеописание знаменитого Луки Джордано», а Иоахим фон Зандрарт включил его в свою «Академию благородной живописи», изданную в 1683 году.
В 1692 году Джордано по приглашению короля Карла II приехал в Испанию и писал в Эскориале, Мадриде и Толедо. Он удостоился звания живописца короля и был возведен в дворянское звание. Щедрыми милостями были осыпаны и члены его семьи. В частности, сыну была пожалована должность смотрителя неаполитанских крепостей.
За небольшой срок пребывания в Испании Джордано, со свойственным ему темпераментом, создал внушительное число работ. Также он расписал лестницу и плафон собора Святого Лаврентия в Эскориале, большой зал дворца Буэн-Ретиро, ризницу собора в Толедо и своды Королевской капеллы в Мадриде.
В 1700 году скончался Карл II, но и при его преемнике, Филиппе V, Джордано сохранял привилегии придворного живописца. В 1702 году, сопровождая в составе свиты нового суверена, он покинул Мадрид и вернулся в Неаполь. Там он умер 12 января 1705 года и был погребен в церкви Святой Бригитты.
Автор текста: Северинова Ольга