yandex

Обрезание, предписанное Богом Аврааму - Шагал Марк Захарович

Ошибка в тексте ?

Выделите ее мышкой и нажмите

Ctrl + Enter
Обрезание, предписанное Богом Аврааму
Обрезание, предписанное Богом Аврааму
Автор: Шагал Марк Захарович
Местонахождение: Национальный музей Библейского послания Марка Шагала, Ницца
Произведение: Обрезание, предписанное Богом Аврааму
Жанр: Художественное
Эпоха/течение: Примитивизм (наив)
Дата создания: 1931 г.

Описание произведения.

В 17 главе книги Бытия говорится о том, что Господь дал Аврааму и всем его потомкам обрядовое установление, которое состояло в отторжении крайней плоти детородного органа у всех младенцев мужского пола. Данное действие необходимо было совершать в 8-й день по рождении.: «Сей есть завет Мой, который вы должны соблюдать между Мною и между вами и между потомками твоими после тебя: да будет у вас обрезан весь мужеский пол; обрезывайте крайнюю плоть вашу: и сие будет знамением завета между Мною и вами» (Быт. 17: 10-11).

На картине Шагала изображена сцена обрезания младенца Исаака. Слева на кровати изображена Сарра - супруга ветхозаветного пророка Авраама. Ее обнаженная фигура может свидетельствовать о том, что Сарра не так давно разрешилась от родов. Очевидно, что она кормит своего младенца грудью – столь откровенный образ прародительницы израильского народа подчеркивает силу ее материнского начала. Смиренно склонив голову, Сарра смотрит на долгожданного первенца. Младенец лежит на коленях своего отца Авраама, в руках которого приготовлен ритуальный нож: «Сарра зачала и родила Аврааму сына в старости его во время, о котором говорил ему Бог; и нарек Авраам имя сыну своему, родившемуся у него, которого родила ему Сарра, Исаак; и обрезал Авраам Исаака, сына своего, в восьмой день, как заповедал ему Бог». (Быт 21: 2-4). В этих действиях Авраам явил свое полное послушание Богу и готовность исполнить Его святую волю. Основываясь на этом, можно также думать, что с этого времени установилась практика нарекать новорожденному младенцу мужского пола имя в восьмой день – в день его обрезания, служившего символом его включения в общество избранного народа.

История создания.

Библия всегда служила для Марка Шагала не просто источником вдохновения, но Книгой книг, вмещающий весь мир, все сюжеты и истории, всю красоту и правду жизни. «Библейское послание» — это серия гравюр и рисунков на библейские темы, к созданию которых Шагал приступил еще в 1930-х гг., когда известный парижский издатель Амбруаз Воллар заказал художнику иллюстрации к Священному Писанию. К этой работе Шагал отнесся очень серьезно и даже посетил Израиль, Сирию и Египет, чтобы самому пройти по местам, описанным в Священном писании. Впечатления от этого путешествия, которые он назвал «сильнейшими в своей жизни», послужили импульсом к созданию 39 гуашей. К сожалению книги, которые планировал выпустить его заказчик остались неизданными - Воллар умер, а начавшаяся Вторая мировая война как будто поставила крест на этом проекте. Но, захваченный этой грандиозной темой, художник вернулся к ней в 1950-е гг. Он значительно расширил библейскую серию. На протяжении 30-х и 40-х годов Шагал создает 105 черно-белых офортов и ряд живописных работ к Ветхому Завету, иудейскому Пятикнижию, текстам Исайи.

В 1956 году Шагал открывает для себя цветную литографию, и эта техника становится наиболее близкой художнику. Эстампный метод изображения с добавлением цвета представляется художнику наиболее подходящим для того, чтобы расширить свою аудиторию, стать ближе к людям. Затем художник стал изображать библейских персонажей в стенописи, на витражах, в керамике. Наконец в 1955 г. издание Библии, иллюстрированной Шагалом, увидело свет. А в 1956 и 1960 годах работы художника на библейские темы были выставлены в Париже. Они произвели огромное впечатление на публику. В 1973 году в Ницце торжественно был открыт музей работ Марка Шагала, который получил название «Библейское послание».

«Библейские сюжеты» Шагала до наивного просты в исполнении. Художник ведет зрителей через свое мировосприятие от Книги Бытия, цикла об Аврааме до Книг Пророков, ограничиваясь лаконичными, порой символическими названиями работ. Как современный художник, Шагал воплотил в библейских иллюстрациях в равной мере земное и небесное начала, и осуществил прорыв от реального к сверхреальному, как бы объединив принципы искусства Нового времени и Средних веков.

Шагал сумел передать присущее Ветхому Завету парадоксальное сочетание тесной связи человека с Творцом и его бесконечной удаленности от трансцендентного Бога. Библейские образы Шагала выходят за пределы книжных иллюстраций и превращаются в «Библейское Послание», которое художник передавал во всех жанрах своего творчества. Сам Шагал никогда не комментировал свои работы из данного цикла. Он считал, что «произведения искусства должны говорить сами за себя». Но при этом добавлял, что стремился выразить своими формами и красками идеал братства и любви.

Отношение автора к вере.

Без сомнения в творчестве Марка Шагала явно прослеживается живое библейское послание миру. Великую миссию художника Марк Захарович видел в том, чтобы рассказать людям о величии Творца и красоте созданного Им мира. Эту мысль как нельзя лучше подтверждают слова самого живописца: «С ранней юности я был очарован Библией. Мне всегда казалось и кажется сейчас, что эта книга является самым большим источником поэзии всех времен. С давних пор я ищу ее отражение в жизни и искусстве. Библия подобна природе, и эту тайну я пытаюсь передать». Потому его произведения можно смело назвать глубокими философскими рассуждениями о земном и небесном, о боли и радости, о любви и смерти.

Марк Шагал был удивительным художником, который очень рано нашел свой неповторимый, ни на кого не похожий стиль. Художественный язык Шагала до сих пор является предметом изучения и споров. То его относят к дерзким модернистам, то, напротив, отмечают глубокую связь его творчества с традицией, в особенности народной живописи. И это не случайно, ведь Марк Шагал имел глубокое уважение и любовь к своим истокам и еврейской культуре в целом. Как человека его отличала житейская мудрость, которая парадоксальным образом сочеталась с детским восторгом перед жизнью.

В воспоминаниях «Моя жизнь» художник особенно не распространяется о своем духовном опыте, однако признается в том, что ни в церковь, ни в синагогу он не ходит, постов не соблюдает, молитв не читает… «работа - вот моя молитва» - нередко отвечал Марк Захарович. Но отстраненность от обрядовой стороны религии не исключала глубокий интерес мастера к духовным основам Священного писания: «Мне кажется, что совершенство в искусстве и жизни достижимо, если приникнуть к этому библейскому источнику. Если же руководствоваться логикой и заниматься голым конструированием, то ни в искусстве, ни в жизни не дождаться плодов». В итоге через всю жизнь, все свои скитания, Марк Шагал сохранил трепетное наивно-личное общение с Богом: «Господи, Ты, что прячешься в облаках или за домом сапожника, сделай так, чтобы проявилась моя душа, бедная душа заикающегося мальчишки. Яви мне мой путь. Я не хочу быть похожим на других, я хочу видеть мир по-своему». Этой близостью к Творцу пропитаны его библейские образы, картины из истории его народа, в которую чудесным образом вплетена судьба его семьи. Шагал приглашает зрителя в святая святых своей души и делает Священную историю по-настоящему близкой каждому.

Биография.

Марк Захарович шагал родился 7 июля 1887 г. в местечке Песковатики близ Витебска (Белоруссия) в семье грузчика рыбной лавки, где, кроме Марка, было ещё восемь детей. Получил традиционное религиозное образование на дому. В конце 1906 г. приехал в Петербург, где его наставниками стали Л. С. Бакст, М. В. Добужинский, Н. К. Рерих.

В 1910— 1914 гг. жил в Париже; в колонии художников «Улей» сблизился с авангардистами, в частности с поэтом Г. Аполлинером и художником Р. Делоне. В ранних картинах Шагала доминируют темы детства, семьи, смерти, глубоко личностные и в то же время вечные мотивы («Суббота», 1910 г.).

Со временем на первый план выходит тема страстной любви («Над городом», 1914—1918 гг.; «Ворота еврейского кладбища», 1917 г.). Резкие деформации и ирреально-сказочные цветовые контрасты полотен, созданных Шагалом («Я и деревня», 1911 г.; «Автопортрет с семью пальцами», 1911—1912 гг.), оказали большое влияние на развитие сюрреализма.

В Москве художник сделал ряд больших настенных панно для Еврейского камерного театра (1920—1922 гг.).

С 1923 г. Шагал обосновался в Париже; в том же году в Берлине вышла книга его мемуаров «Моя жизнь».

В 1933 г. пришедшие в Германии к власти нацисты публично сжигали картины художника.

В 1937 г. художник принял французское гражданство. По мере достижения пика славы манера Шагала становится всё легче и раскованнее. Сквозь повторяющиеся темы витебского детства, любви наплывают мрачные отзвуки бывших и грядущих мировых катастроф («У времени нет берегов», 1930— 1939 гг.).

С 1955 г. началась работа над «Библией Шагала». В русле этого цикла мастер создал и большое число монументальных эскизов, композиции по которым украсили здания разных религиозных конфессий. Эти произведения вкупе со светскими декоративными композициями (росписи плафона Парижской оперы, 1964 г., Метрополитен-опера в Нью-Йорке, 1965 г., и др.) обновили язык монументального искусства.

Художник ушел из жизни 28 марта 1985 г. в городке Сен-Поль-де-Ванс в Приморских Альпах (Франция).

Составитель текста: Миненко Евгения Владимировна.





.
















Оставить комментарий