«Обет» - Филипп де Шампень (де Шампань)
Ошибка в тексте ?
Выделите ее мышкой и нажмите

Описание произведения
Действие картины происходит в аскетичной монашеской келье, единственным украшением стен которой является больших размеров деревянный крест за спиной болящей девушки. Мать-настоятельница и молодая монахиня одеты в одинаковые широкие одежды белого цвета с красным крестом на груди, головы инокинь покрыты черным покрывалом. Рядом на стуле лежит Библия в чёрном переплете. На коленях Катрин держит реликварий, предположительно с шипом из тернового венца Спасителя. Широкий луч неземного, но спокойного света справа и сверху нисходит на настоятельницу. Луч символизирует благодать и милость Божию, а также проблеск надежды, который, как сообщают документы, настоятельница ощутила в душе при последних словах молитвы.
Надпись на холсте слева обращена к Христу, как врачевателю души и тела. В ней говорится, что сестра Катрин в течение четырнадцати месяцев страдавшая от изнурительной лихорадки была наполовину парализована. Врачи не смогли её излечить, но здоровье вернулось после молитвы страждущей и матери-настоятельницы. Надпись также сообщает, что в честь чудесного исцеления и в знак своей радости отец монахини Катрин, художник Филипп де Шампень написал эту картину.
История создания
Филипп де Шампень написал картину "Обет" в 1662 году. К этому времени он был уже известным и уважаемым художником, состоятельным горожанином. Но его жизнь полна тяжёлых потерь: жена умерла в 1638 году, через 10 лет после свадьбы, затем несчастный случай унёс горячо любимого сына. В страданиях укрепилась глубокая вера художника. В этот период его привлекает учение янсенистов, строгость их обрядов и аскетическая религиозность. В 1648 году художник отдаёт своих дочерей на воспитание янсенистам, в монастырь Пор-Рояль. Младшая дочь умирает 20 сентября 1655 года, а старшая, Катрин, даёт монашеский обет 14 ноября 1657 года.
В 1660 году де Шампень переживает потрясение и испытание веры: его единственная оставшаяся в живых дочь, Катрин, тяжело заболевает и утрачивает способность ходить. Однако, благодаря молитвенному обету монахинь монастыря во главе с матерью-настоятельницей Агнес Арно, девушка излечилась и встала на ноги.
Картина призвана проповедовать, что святая благодать, дававшая янсенистам силу исцелять, была наградой за их стойкость. Мать Агнес неустанно призывала в своих проповедях только к одному — просить Бога о силе выносить любые страдания, какими бы мучительными они не были.
Отношение автора к вере
Жизнь Филиппа де Шампань является примером твёрдой и ясной веры, подкрепленной делами. Мальчик родился в семье глубоко верующих родителей, сумевших привить ему любовь к Богу, воспитавших его в католических традициях. Глубокое религиозное чувство художник пронесет через всю жизнь. Об этом будут свидетельствовать названия книг из библиотеки художника: кроме произведений по истории, искусству, иконографии и философии, в ней содержалось множество книг, комментирующих Ветхий и Новый Заветы, рассказы о жизни святых и об истории христианства.
Из сохранившихся воспоминаний современников следует, что Филипп был человеком исключительно деликатным, добрым и благородным, с широкой и благодарной натурой, крайне требовательным к себе в вопросах работы. В своей мастерской, где царила идеальная дисциплина, де Шампень будет всегда держать портрет Можи - человека, которому был обязан карьерой. Вступив в брак, молодой художник стал законным опекуном осиротевших братьев и сестёр своей жены, трудясь, чтобы достойно содержать большую семью.
Середина XVII века была богата на новые религиозные учения, некоторые из которых сочетаясь с социально-культурными течениями, приобретали большое общественное влияние. Среди этих учений янсенизм был едва ли не самым значительным. Янсенизм выделял испорченную природу человека, как последствие первородного греха, следовательно, проповедовал предопределение, отрицая роль свободной воли человека в своём спасении. В 1643 году де Шампень заводит дружбу с янсенистами из Пор-Рояля, которой останется верен до конца жизни. Глубоко верующему художнику импонировала строгость обрядов янсенистов, их пылкая и требовательная религиозность, полное посвящение себя Богу и аскетизм, отвергающий роскошь и комфорт мира.
В 1648 году художник, потерявший жену, отдаёт своих дочерей на воспитание монахиням монастыря Пор-Рояль. Младшая дочь умирает, едва достигнув семнадцатилетняя, а старшая, Катрин, принесет монашеский обет по достижении двадцатилетия. Именно с дочерью художника в 1660 году в монастыре происходит чудо исцеления, которое де Шампень отобразит в своей картине "Клятва". Этому полотну суждено было пережить века и экспонироваться в одном из знаменитейших и самых посещаемых музеев мира Лувре, став непреклонным свидетелем твердости веры и несомненности чуда.
Биография
Филипп де Шампень родился 26 мая 1602 в Брюсселе в религиозной и небогатой семье портного Анри де Шампеня и Элизабет де Трош. С самых ранних лет вера занимала важное место в жизни будущего живописца. Несмотря на скромное происхождение, Филипп много времени уделял учебе, и в дальнейшем славился всесторонним образованием.
Обучаться живописи Филипп начал в Брюсселе в мастерской Жана Буйона, когда ему было 12 лет. Через два года, в 1616 году, его учителем станет миниатюрист Мишель де Бордо. Филипп задержится в его мастерской до 1619 года. Потом молодой художник перемещается в Мон, где попадает в мастерскую известного пейзажиста Жака Фурьера. Здесь Шампень знакомится с находящимися в местных церквях произведениями великого Рубенса. Однако, по возвращении в Брюссель, Филипп де Шампень не стал поступать к нему в обучение, опасаясь подавления собственной индивидуальности.
Собираясь, в традициях своего времени, посетить Италию и увидеть работы выдающихся мастеров живописи, де Шампень выбирает путь через столицу Франции, прибыв в которую он решает остаться.
В Париже Филипп де Шампень сотрудничают с Николя Дюшеном при украшении апартаментов королевы в Люксембургском дворце. После смерти Николя Дюшена в 1628 году Филипп занимает его место придворного художника. Его зарплата составляет 1200 ливров, и он имеет право жить в Люксембургском дворце.
30 ноября 1628 года Шампень женится на Шарлотте Дюшен. Они живут в выделенных им апартаментах, и там же рождаются трое их детей. В феврале 1629 года художник получил французское гражданство. Королева Мария Медичи высоко ценила талант молодого художника и часто заказывала ему работы. В 1629 году появляется первое большое произведение Шампеня - монументальная роспись в церкви Кармелитов при Фобур Сен-Жак.
В 1631-1636 годах по заказу кардинала Ришелье Шампень вместе с Симоном Вуэ декорировал галерею Искусств и галерею Славных Мужей во дворце Пале-Кардиналь. Кардинал Ришелье - всемогущий министр короля Людовика XIII очень ценил Филиппа де Шампеня и доверял ему много заказов, в основном на портреты и декоративные росписи.
В 1643 году художник налаживает тесные контакты с янсенистами и монастырём Пор-Рояль. Филиппу де Шампеню 41 год. Он - состоявшийся профессионал, богатый и уважаемый человек, однако счастливым себя не ощущает, поскольку тяжело переживает утрату близких людей. Жена умерла в 1638 году, через 10 лет после свадьбы. Затем несчастный случай унёс горячо любимого сына. Страдания укрепили глубокую веру художника. Монахини из Пор-Рояля поддерживают его духовно. В 1648 году художник отдаёт своих дочерей на воспитание янсенистам. Позднее, когда король начнёт борьбу с янсенистами, художник не колеблясь станет на сторону Пор-Рояля и останется верен им до конца жизни. Филипп де Шампень - один из основателей Королевской Академии живописи и скульптуры. 6 марта 1653 года он становится её профессором, а позже - ректором. В силу этих должностных обязанностей он составляет множество лекций, в том числе, посвящённых анализу картин Пуссена и Тициана. К концу жизни художник активно занимался педагогической деятельностью. Пока позволяло здоровье, де Шампень продолжал службу в Академии. В 1672 году, "судя по недомоганиям, которые ощущал каждый день, он предчувствовал, что приближается конец его жизни", - пишет свидетель тех событий Фелибьен. Составив завещание, Филипп де Шампень ушёл из жизни 12 августа 1674 года.
Автор текста: Ольга Северинова