Ошибка в тексте ?
Выделите ее мышкой и нажмите
«Notre Dame».
Где римский судия судил чужой народ,
Стоит базилика, — и, радостный и первый,
Как некогда Адам, распластывая нервы,
Играет мышцами крестовый легкий свод.
Но выдает себя снаружи тайный план:
Здесь позаботилась подпружных арок сила,
Чтоб масса грузная стены не сокрушила,
И свода дерзкого бездействует таран.
Стихийный лабиринт, непостижимый лес,
Души готической рассудочная пропасть,
Египетская мощь и христианства робость,
С тростинкой рядом — дуб, и всюду царь — отвес.
Но чем внимательней, твердыня Notre Dame,
Я изучал твои чудовищные рёбра,
Тем чаще думал я: из тяжести недоброй
И я когда-нибудь прекрасное создам.
Описание произведения.
Собору парижской Богоматери посвящено программное произведение Осипа Мандельштама «Notre Dame». Для создания ощущения величия описываемого собора поэт использует шестистопный ямб. Строка стихотворения Мандельштама выглядит длинной и тяжеловесной, однако читается плавно и воздушно. Точно так же образ Notre Dame, сочетает в себе тяжесть и лёгкость.
Собор проходит через восприятие поэта в трёх модусах времени: прошлом, настоящем и будущем. Обращаясь к прошлому, Мандельштам вспоминает, что «базилика» Святого Стефана являлась первой христианской церковью Парижа, и сравнивает её с Адамом — первым сотворённым человеком. Свод храма внутри здания в начальной строфе напоминает живой организм («играет мышцами») и наделён эпитетом «лёгкий» («крестовый лёгкий свод»). Однако «лёгкость» свода внутри собора является только кажущейся, потому что снаружи он выглядит как «масса грузная», которая способна сокрушить стены, подобно «тарану».
Во второй строфе Мандельштам описывает личные впечатления от собора в настоящем времени. Исследуя здание, поэт открывает его «тайный план»: сдерживает тяжесть камня «подпружных арок сила». Стрельчатые арки — одно из открытий готического стиля — позволяющие удерживать свод и минимизировать количество внутренних стен. В готике арка символизирует разрыв круговорота времён. К слову, эпитет «подпружный» (подпруга – пояс для удерживания седла) можно интерпретировать ещё и как намёк на опоясывающую рифмовку стихотворения.
Ощущение Notre Dame как вневременного здания, мифологическую атмосферу его пространства — поэт передаёт в третьей строфе с помощью метафор: «Стихийный лабиринт, непостижимый лес». В этом здании соединяется несоединимое: «тростинка» и «дуб»; сливаются даже контрастирующие культуры, существовавшие в разные времена: «египетская мощь и христианства робость». Это всеединство выводит на первый план в третьей строфе образ вечности («Души готической рассудочная пропасть»). Пропасть рассудка — олицетворение непостижимого. Своё ощущение вечности Мандельштам передаёт образом: «всюду царь — отвес». Отвес — вертикаль, достигающая самих небес и поражающая поэта.
Последняя строфа направлена в будущее. Мандельштам называет Notre Dame «твердыней», подразумевая под этим словом не только «крепость», но и «опору» для своего творчества. Чем больше поэт изучал собор, тем чаще думал: «Из тяжести недоброй / и я когда-нибудь прекрасное создам». Материальность (тяжесть, каменность) собора, сумевшая отразить в себе Божественную вечность, является для Мандельштама поэтическим высказыванием, способным структурировать хаос жизни и воплотившем в себе творческие интуиции поэта.
История создания.
Стихотворение входит в первый сборник поэта «Камень» (1916 г.) и является образцовым произведением акмеистического творческого движения.
В 1908 году Осип Мандельштам становится слушателем Сорбонны, изучая в престижном европейском университете французскую литературу. Попутно молодой поэт очень много путешествует и знакомится с достопримечательностями страны. Одно из самых глубоких и неизгладимых впечатлений на него производит Собор парижской Богоматери.
В статье «Утро акмеизма», написанной в том же году, что и «Notre Dame», Мандельштам утверждает: «Любовь к организму и организации акмеисты разделяют с физиологически гениальным Средневековьем». — И дальше поэт произносит панегирик готическому собору — как совершенному организму.
В Париже Осип Мандельштам познакомился с Николаем Гумилёвым, который высоко оценил его как поэта. Окончательное объединение двух творцов случилось в 1911 году — как протест против символизма и его идеолога Вячеслава Иванова. Акмеизм противопоставлял себя символизму. Акмеисты объявляли: поэзия должна писать о нашем земном мире, а не об иных мирах. В центре стихотворения «Notre Dame» — образ камня, символизирующий принятие реального бытия. Возможно, образ «тяжести недоброй», олицетворяющий камень, Мандельштам мог позаимствовать у Гумилёва из стихотворения «Камень» (1908 г.): «Взгляни, как злобно смотрит камень...».
Отношение автора к вере.
Мандельштам принимает крещение, чтобы избежать квоты на иудеев при поступлении в Петербургский университет. Однако духовная жизнь поэта побеждала практицизм. Мировоззрение Мандельштама испытало влияние разных культур: иудейской, эллинской, католической, православной, — и сформировало у поэта оригинальный взгляд на христианскую веру как на созидающую радость Богообщения.
По словам Мандельштама, противостоять пустоте небытия можно только встав на тернистый путь «свободного подражания Христу» — «вечного возвращения к единственному творческому акту, положившему начало нашей исторической эре». Именно стремление «подражать Христу» определило судьбу автора.
Искренний по натуре поэт не смог выдержать гнёта несправедливости. Он выбирает крестный путь Христа. В ноябре 1933 г. пишет антисталинское стихотворение «Мы живём, под собою не чуя страны», понимая, что ему не простят этого поступка.
Биография.
Осип Эмильевич Мандельштам родился 3 (15) января 1891 года в Варшаве в еврейской семье. Отец будущего поэта был купцом, мастером печатного дела. В 1897 году Осип Эмильевич вместе с семьей переехал в Петербург. В 1900 году Мандельштам поступил в Тенишевское училище.
В 1907 году несколько месяцев посещал лекции в Санкт-Петербургском университете.
В 1908 году Осип Эмильевич уезжает во Францию, поступает в Сорбонну и Гейдельбергский университет. В этот период Мандельштам посещает лекции Ж. Бедье, А. Бергсона, увлекается творчеством Ш. Бодлера, П. Верлена, Ф. Вийона.
В 1911 году из-за сложного финансового положения семьи Осипу пришлось вернуться в Петербург. Он поступает на историко-филологический факультет Петербургского университета, однако к учебе относится легко и не оканчивает курса. В 1910 году стихи Мандельштама впервые публикуют в журнале «Аполлон». Поэт знакомится с А. Блоком, дружит с акмеистами А. Ахматовой, Н. Гумилёвым. В 1913 году выпускает дебютный сборник стихов — «Камень», который дописывал и переиздавал в 1916 и 1921 годах. В это время Мандельштам интенсивно участвует в литературной жизни столицы, бывает в «Бродячей собаке». Знакомится с Б. Лившицем, Мариной и Анастасией Цветаевыми. После Октябрьского переворота ездит по стране, выступает со стихами, публикуется в газетах. Женится на Н.Я. Хазиной. В 1933 году пишет антисталинское стихотворение, за которое его отправляют в ссылку. С 1934 по 1937 год писатель находится в ссылке в Воронеже, живёт в нищете, но не прекращает литературной деятельности. Спустя малое время по возвращении в Москву, его арестуют вторично и ссылают на Дальний Восток. 27 декабря 1938 года Осип Эмильевич Мандельштам умирает от сыпного тифа в пересыльном лагере на Второй речке (сейчас окрестности Владивостока). Место захоронения поэта неизвестно.
Автор текста: Горюнов Валерий Валерьевич.