Ноев Ковчег - Якопо делла Кверча

Preloader

Ошибка в тексте ?

Выделите ее мышкой и нажмите

Ctrl + Enter
Ноев Ковчег
Ноев Ковчег
Автор: Якопо делла Кверча
Местонахождение: Церковь Сан Петронио, Болонья, Италия
Произведение: Рельеф «Ноев Ковчег»
Жанр: Скульптура
Год создания: 1425 – 1434 гг.
Эпоха: Раннее Возрождение, Кватроченто
Эпизод в Библии:

Описание произведения

Рельеф «Ноев Ковчег», исполненный Якопо делла Кверча по ветхозаветному сюжету для церкви Сан Петронио в Болонье, находится на правой внешней пилястре главного портала. По расположению он третий сверху.

Скульптурная композиция изображает ветхозаветную сцену наполнения Ноева Ковчега «тварями чистыми и нечистыми», для их спасения во время Великого Потопа. «Введи также в ковчег из всякого скота, и из всех гадов, и из всех животных, и от всякой плоти по паре, чтоб они остались с тобою в живых; мужеского пола и женского пусть они будут. Из всех птиц по роду их, и из всех скотов по роду их, и из всех пресмыкающихся по земле по роду их, из всех по паре войдут к тебе, чтобы остались в живых с тобою, мужеского пола и женского» (Быт.6:19–20).

В левой части рельефа, внутри Ковчега изображены птицы и животные, которых собрал праведный Ной по повелению Божьему. И хищники, и травоядные спокойно стоят рядом. Весьма характерна композиция на первом плане – лев мирно положил лапу на спину ягнёнка. На контрасте представлена скульптором левая часть рельефа – людская толпа, в надежде спасти свои жизни, пытается прорваться в Ковчег, но ей преграждает путь Ной. Господь повелел ему спасти лишь его семью: «Но с тобою Я поставлю завет Мой, и войдешь в ковчег ты, и сыновья твои, и жена твоя, и жены сынов твоих с тобою» (Быт.6:18).

Мощная фигура Ноя, представленная на переднем плане в левой части рельефа, исполнена силы и веры – он претворяет в жизнь волю Господа.Взгляд его направлен ввысь, к Создателю. Многочисленные драпировки вокруг фигуры праведника подчёркивают напряжённость и динамизм сцены. Когда Творец увидел, что «велико развращение человеков на земле, и что все мысли и помышления сердца их были зло во всякое время» (Быт.6:5), и решил очистить Землю от скверны: «Ной же обрел благодать пред очами Господа. Вот житие Ноя: Ной был человек праведный и непорочный в роде своем; Ной ходил пред Богом» (Быт.6:8– 9).

Ковчег стал символом спасения и прообразом Крещения, позже план Ковчега-корабля лёг в основу архитектуры многих христианских храмов.

Этот рельеф лишён лаконичности, характерной для творчества Якопо делла Кверча, на нём представлено множество фигур – и людей, и животных, даны даже некоторые бытовые подробности, чего требует сам библейский сюжет и, очевидно, отношение мастера к этой непростой теме.

История создания

В 1425 году, будучи уже признанным мастером, Якопо делла Кверча получил заказ на одну из самых важных работ своей жизни – оформление главного портала церкви Сан Петронио в Болонье. Портал был задуман им как целостная картина, символизирующая постепенное восхождение от мира земного к миру небесному. Самой значительной его частью являются рельефы с ветхозаветными сценами – «Сотворение Адама», «Создание Евы», «Грехопадение», «Изгнание из Рая», «Адам и Ева в трудах», «Жертвоприношение Каина и Авеля», «Убийство Авеля», «Ноев ковчег», «Опьянение Ноя», «Жертвоприношение Авраама», размещёнными на пилястрах по обеим сторонам от входа.

Готическую идею оформления скульптурами храмового портала Кверча реализовал совершенно по-новому – прямоугольными рельефами на пилястрах, поддерживающих арку. Рельефы вырезаны из темно-серого мрамора, называемого истрийским камнем – по месту его добычи на полуострове Истрия (территория нынешней Хорватии). Фактура этого камня напоминает металл, что подчёркивает строгость и мощь библейских образов в исполнении Якопо делла Кверча.

В своем творчестве мастер следовал традициям античной скульптуры, которую изучал на примере артефактов Римской империи, сохранившихся в городах Тосканы и проторенессансной пластики своих великих предшественников. Искусство Якопо делла Кверча стоит особняком по отношению к флорентийской, основной линии развития итальянской скульптуры XV века. У мастера не было учеников и прямых последователей, но именно его творчество оказало влияние на Микеланджело.

Отношение автора к вере

О личной жизни Якопо делла Кверча известно немного – в то время ещё не было традиции написания прижизненных биографий выдающихся мастеров Возрождения. Однако об отношении художника к вере и церкви всегда можно судить по его работам. На протяжении всей своей жизни Кверча выполнил несколько значимых скульптурных композиций, и почти все они были созданы на религиозную тематику. Это оформление соборов, мемориалов и публичных сооружений во многих городах Италии. Его работы на библейские сюжеты предельно эмоциональны и правдивы, и отражают истинные чувства мастера.

Венцом выражения религиозных чувств скульптора стало оформление собора Сан Петронио в Болонье и сиенского баптистерия, над которыми он трудился последние полтора десятилетия своей жизни. В них скульптор, с помощью выразительных средств искусства эпохи Возрождения, основываясь на принципах гуманизма, сумел передать любовь – божественную и человеческую.

В конце своей жизни Якопо делла Кверча был удостоен должности попечителя главного собора Сиены и отошёл ко Господу в возрасте 64-х лет, провожаемый в последний путь всем населением города.

Биография

Якопо делла Кверча родился около 1371 года в местечке Кверча Гросса, недалеко от Сиены. Первоначальное обучение профессии прошёл у своего отца, Пьетро де Филиппо – ювелира и резчика по дереву. Первую скульптурную работу Якопо выполнил в возрасте девятнадцати лет. Юноша сделал статую сиенского полководца для его торжественных похорон – деревянный каркас из досок он обмотал сеном и паклей и обмазал глиной, смешанной с полотняными лоскутами и клеем, затем покрыл конструкцию белой краской. Получилась лёгкая статуя, внешне похожая на мраморную. После этого духовенство Сиенского собора поручило ему изготовить уже настоящие мраморные статуи ветхозаветных пророков.

В Лукке, куда Якопо уехал от чумы, разыгравшейся в Сиене, он получил заказ на изготовление мемориального памятника Илларии, безвременно ушедшей жены синьора Паоло Гуиниджи. В соборе святого Мартина в 1406 году скульптор выполнил мраморное надгробие в виде саркофага, на боковых стенках которого изображены ангелочки, несущие гирлянду, сверху возлежит красавица Илария, а в её ногах собачка – символ верности. Во время восстания горожан, ненавидевших Гуиниджи, они разгромили капеллу, но Надгробие оставили в целости, впечатлённые его красотой. В 1401 году Якопо уезжал из Лукки во Флоренцию, чтобы участвовать в конкурсе на лучшее оформление Северных дверей баптистерия Святого Иоанна Крестителя. Он выполнил модель, которая была признана великолепной, но проиграл, как и Брунеллески, Лоренцо Гиберти. Несколько лет Якопо работал в Лукке и Флоренции, а потом вернулся на родину.

В 1408 году синьория Сиены заказала ему оформление Фонтана Радости (Фонте Гайя) на главной площади города. В центре композиции скульптор поставил статую Мадонны, небесной покровительницы города, а вокруг – фигуры семи Добродетелей, младенцев, львов и волков. Украшением фонтана также служили рельефы со сценами из Ветхого завета. Над Фонте Гайя Якопо работал с 1412 по 1419 годы.

Начиная с 1425 года, скульптор в течение двенадцати лет работал в Болонье, над Главным порталом собора Сан Петронио. На широких портальных пилястрах он вырезал десять ветхозаветных сцен, а в арке выполнил мраморные фигуры Мадонны с Младенцем и двух Святых.

После работы над сиенским баптистерием, которую он сделал вместе с другими именитыми скульпторами – Донателло и Гиберти, за свои заслуги перед городом, Якопо делла Кверча в 1435 году был возведен в рыцари и назначен попечителем Сиенского собора. На этой должности он оставался до самой смерти, до 20 октября 1438 года.

Автор текста: Марина Румянцева

Оставить комментарий