Ошибка в тексте ?
Выделите ее мышкой и нажмите
Описание произведения.
Даже при первом взгляде на произведение Архипа Ивановича Куинджи «Ночное» мгновенно возникает чувство покоя и безмятежности, которое художник мастерски передает через полотно. Большую часть произведения занимает глубокое, почти бездонное утреннее небо. С помощью мягких оттенков и полутонов живописцу удается воплотить на холсте прохладу рассветного часа, которая переносит созерцающего на берег широкой реки.
Первые, едва занимающиеся лучи солнца гармонично перекликаются с четким полумесяцем, покоящемся в высоком небе. В столь раннее время, кажется, ничто не может потревожить покой природы, созданной вечным Творцом. Даже пастухи, призванные неусыпно следить за лошадьми, продолжают сладко спать на траве, а животные тем временем мирно пасутся вокруг. Передняя часть полотна еще остается во власти темного времени суток. Художник накладывает здесь более густые тона, все фигуры не прорисованы детально, немного размыты, Куинджи не ставил своей целью выделить персонажей картины, все сливается в унисон с общим фоном пейзажа.
Зеркальная речная гладь постепенно светлеет на горизонте – там, где начинает вставать солнце, вытесняя собою ночь. Кажется, нет даже малейшего дуновения ветра – поверхность реки словно застыла, перекликаясь с безмолвием сюжета. Совсем скоро природа начнет свое пробуждение, утро заиграет светлыми красками, небо окрасится бирюзой, а вода заискрится миллионами радужных переливов! Но это чуть позже, а пока мастер оставляет зрителю возможность в полной мере насладиться волшебными рассветными часами, раствориться в величественной тишине и, подняв взор к бескрайнему небу, возблагодарить Создателя за красоту и упорядоченность мироздания. (Быт.1).
История создания.
«Ночное» создавалось А. И. Куинджи уже на закате его творческой деятельности. Некоторые современники критиковали мастера за упрощенность техники исполнения, полагая, что живописец стал неспособен писать картины в полную силу, как это было раньше. Однако многие поздние работы художника отличает минималистическая манера передачи сюжета, что отчасти является предвестником модерна. Ко времени создания произведения Куинджи уже отказался от светской и выставочной жизни, работая в одиночку в своей мастерской. Для этого периода жизни живописца характерны эксперименты с красками, поиск новых грунтовых основ и различные стилистические приемы изображения.
Картина «Ночное» является одной из самых замечательных и притягательных работ А. И. Куинджи начала XX столетия. Это один из последних шедевров мастера русского поэтического пейзажа. В ней автор выразил ожидание и надежду на рассвет, на то, что тьма непременно будет побеждена. Некая элегичная грусть, лиричность и слегка минорные оттенки бледных красок горизонта звучат с полотна как прощальная песнь художника, оставляющего свое завещание будущему поколению.
Отношение автора к вере.
Великий русский писатель Ф. М. Достоевский называл произведения А. И. Куинджи «застывшей молитвой». И с этим трудно не согласиться – созерцание удивительных полотен художника повергает взирающего в молитвенное состояние, настолько глубоко сумел живописец передать через холст свое духовное видение и прославление Всемогущего Творца. Все пейзажи, написанные Куинджи, пронизаны величием бытия и благоговением перед его Создателем. Известно, что художник, несмотря на свое немалое состояние, жил очень скромно, при этом тратил довольно большие суммы на благотворительность: он старался поддерживать начинающих живописцев и никогда не отказывал тем, кто нуждается. Тем самым Куинджи на протяжении всей своей жизни исполнял наказ Господа: «Не отказывай в благодеянии нуждающемуся, когда рука твоя в силе сделать его». (Притчи 3:27). А. И. Куинджи вместе с женой неоднократно посещал о. Валаам – сосредоточение русского православия.
Апогеем художественного воплощения духовной стороны творчества Архипа Ивановича становится его работа «Христос в Гефсиманском саду». Фигура Христа на ней является единственным светлым бликом на полотне, в свете луны Спаситель предстает перед нами в полном одиночестве, ученики его сокрыты во мраке. Его лицо полно печали и в то же время решимости пойти на крест и принять на Себя грехи всего мира. Созерцая эту картину, понимаешь, что находишься будто бы перед иконой, хочется преклонить колени и вознести хвалу Господу, отдавшему Свою жизнь за каждого человека. Вероятно, отчасти, сквозь изображение Иисуса Куинджи передает и свое собственное состояние в завершающий этап творческой деятельности – некая отделенность от мира и вместе с тем желание нести людям свет.
Биография.
Архип Иванович Куинджи родился 27 января (15 января по старому стилю) 1841 года в Мариуполе Российской империи (ныне город на Украине). Его дата рождения является предположительной — в архивах хранятся три паспорта художника: в одном из них указано, что он родился в 1841 году, во втором — в 1842 году, а в третьем — в 1843 году. Рано оставшись сиротой, мальчик не смог получить образования. Предположительно до десяти лет он посещал начальную греческую школу, а через год поступил к подрядчику по строительству церкви, затем прислуживал богатому зерноторговцу. Именно в этом возрасте у него проявилась страсть к рисованию. Один из феодосийских хлеботорговцев посоветовал Архипу ехать учиться в Феодосию к знаменитому маринисту Ивану Айвазовскому. Первые уроки живописи Куинджи получал от родственника Айвазовского — Адольфа Фесслера.
В начале 1860-х годов он приехал в Петербург, рассчитывая поступить в Академию художеств, но учеником академии так и не стал. В 1868 году, выставив на конкурс картину "Татарская деревня при лунном освещении на южном берегу Крыма", он получил звание свободного художника и стал вольнослушателем академии. В 1875 году Куинджи приняли в Товарищество передвижников. На ежегодной выставке он представил картину «Степи», а через год — полотно «Украинская ночь». В 1880 году Куинджи устроил в своей мастерской выставку одной картины — «Лунная ночь на Днепре». Чтобы эффектно преподнести полотно, художник плотно задрапировал окна в выставочном зале и осветил картину лучом электрического света. Художник выставлял свои работы еще на нескольких выставках, а на пике славы стал затворником. Он продолжал работать, но двадцать лет никому не показывал свои полотна. За эти годы он создал примерно 500 эскизов и полноценных живописных полотен и около 300 графических работ.
Архип Куинджи ушел из жизни в июле 1910 года. Весь свой капитал он завещал Обществу имени Куинджи, которое основал в 1908 году вместе с пейзажистом Константином Крыжицким для поддержки художников. На его могиле на Смоленском православном кладбище установили бронзовый бюст и надгробие по проекту архитектора Алексея Щусева. В 1952 году прах художника и надгробие перенесли на Тихвинское кладбище Александро-Невской лавры.