Нерукотворный образ - Суриков Василий Иванович

Preloader

Ошибка в тексте ?

Выделите ее мышкой и нажмите

Ctrl + Enter
Нерукотворный образ
Нерукотворный образ
Автор: Суриков Василий Иванович
Местонахождение: Государственный Русский музей
Произведение: Нерукотворный образ
Жанр: Художественное
Эпоха/течение: Событие известно из апокрифов
Дата создания: 1872 г.

Описание произведения.

Картина «Нерукотворный Спас» Сурикова иллюстрирует сцену из истории происхождения Нерукотворного образа Спаса, дошедшей до нас благодаря Священному Преданию. Согласно Преданию, изложенному в Четьи Минее, Авгарь V Ухама, больной проказой, послал ко Христу своего архивария Ханнана (Ананию) с письмом, в котором просил Христа прийти в Едессу и исцелить его. Анания был художником, и Авгарь поручил ему, если Спаситель не сможет прийти, написать Его образ и принести ему.

Анания застал Христа окруженным густой толпой; он встал на камень, с которого ему было виднее, и попытался изобразить Спасителя. Видя, что Анания хочет сделать Его портрет, Христос попросил воды, умылся, вытер Свой лик платом, и на этом плате отпечатался Его образ. Спаситель передал этот плат Анание с повелением отнести с ответным письмом пославшему его. В этом письме Христос отказывался идти в Едессу сам, говоря, что ему надлежит исполнить то, на что Он послан. По исполнении Своего дела он обещал послать к Авгарю одного из Своих учеников.

Получив портрет, Авгарь исцелился от главного своего недуга, но лицо его оставалось еще поврежденным. После Пятидесятницы в Едессу пошел святой апостол Фаддей, один из 70-ти, закончил исцеление Авгаря и обратил его в христианство. Авгарь прикрепил образ к доске и поместил в нише над городскими воротами, убрав оттуда находившегося там идола.

На картине Суриков изображает тот момент, когда Господь Иисус Христос передает Анании плат с изобразившимся на нём чудесным образом Своим Ликом, чтобы тот передал его своему господину царю Авгарю. Господь изображен в окружении людей, которые, придя послушать Христа, стали невольными свидетелями свершившегося чуда: в изумлении, указывая на плат, они дивятся произошедшему.Анания со свитком в руке, на котором он предполагал запечатлеть Иисуса Христа (или же это ответное письмо Спасителя), принимает из рук Господа плат. Его поза неустойчива, находится в движении и передает настроение – как и другие, Анания поражен произошедшим.Одногорбые верблюды, на которых восседают пришедшие с Ананией спутники, дома палестинского города, расположившегося вдоль берега озера, устремленные ввысь кипарисы, небо в темных облаках, сквозь которые пробиваются лучи света, освещая фигуры людей на небольшой площади – всё это создает ощущение реальности происходящего.

История создания.

Время написания Суриковым картины «Нерукотворный образ» - это время его обучения Сурикова в Петербургской Академии Художеств у знаменитого педагога Чистякова (с 1869 по 1875 гг.). Для Академии Художеств этот период характеризуется тем, что патриотические темы мало-помалу вытесняются из искусства, исторические сюжеты уходят на второй план, уступая первое место Евангельским и библейским сказаниям. Именно поэтому, как программные работы, Василий Суриков пишет в это время картины на Евангельские сюжеты: «Искушение Христа» (1872), «Саломея приносит голову Иоанна Крестителя своей матери Иродиаде» (1872), «Изгнание Христом торгующих из храма» (1873), «Богач и Лазарь» (1873), «Милосердный самаритянин» (1874), «Апостол Павел объясняет догматы веры царю Агриппе, его сестре Веронике и проконсулу Фесту» (1875).

Картина «Нерукотворный Спас», которая изначально называлась «Посол Авгаря, князя Эдесского, к Иисусу Христу», была написана одной из первых: 28 октября 1872 года Суриков получил премию в 25 рублей за эскиз, а позже по этому эскизу им была написана картина того же названия.

Отношение автора к вере.

Воспитанный в семье, принадлежавшей к казачеству, Василий Суриков был хорошо знаком с Православием, традиции которого, обычаи и уклад жизни были основой жизни его семьи. Поступив в приходское училище Красноярска, он поселился у своей крестной матери Ольги Матвеевны Дурандиной, оказавшей на Сурикова большое влияние. Но время и место жизни (Красноярск был местом ссылки бунтарей, декабристов) накладывали свой отпечаток: с ранних лет Суриков знал суровость жизни и, как и родители, проникался сочувствием к гонимым. Ранняя потеря отца, бедность и нужда – всё это воспитало в Сурикове мужество, стойкость, но упование на Бога наряду с этим всё же теплилось в его душе. Именно вера Богу, Евангельской истине помогли ему пережить большое горе – потерю любимой супруги, после чего он уже не в рамках программы, а по велению души пишет ещё одну картину на Евангельский сюжет. Так в 1888 году появляется картина «Исцеление слепорожденного», после написания которой Церковь, православное богослужение и вера в жизнь вечную приобретают для него новый, более глубокий смысл.

Биография.

Родился Василий Иванович Суриков 24 января 1848 г. в Красноярске в семье казачьего офицера.

С 1869 по 1875 г. учился в Академии художеств в Петербурге. В 1877 г. переехал в Москву. В 1881 г. вступил в Товарищество передвижных художественных выставок,позжестал членом Союза русских художников. Совершал путешествия за границу: в период с 1883 по 1910 годы посетил Германию, Францию, Австрию, Италию, Швейцарию, Испанию.

Тема большинства работ Сурикова — прошлое России. На своих полотнахизображал как реальных исторических лиц, так ипростых людей самых разных сословий. В основе композиции картин художника находится, как правило, конфликт между изображаемыми персонажами.

Первое значительное произведение Сурикова — «Утро стрелецкой казни» (1881 г.). Следующие по значимости картины «Меншиков в Берёзове» (1883 г.), передающая душевную борьбу и одиночество знаменитого соратника Петра I в глухой сибирской ссылке,«Боярыня Морозова» (1887 г.), основой замысла которой стали героизм и рвение защитников старообрядчества при столкновении с никонианством.

90-е гг. - новый этап в творчестве Сурикова. Его работы этого времени отличаются многоплановостью изображения,яркостью красок, пример тому -«Взятие снежного городка» (1891 г.) — эпизод народной игры на Масленой неделе. В картинах «Покорение Сибири Ермаком» (1895 г.), «Переход Суворова через Альпы» (1899 г.) художник восхищается мужеством и выносливостью русских воинов.

Последнее крупное произведение Сурикова — «Степан Разин» (1907 г.), где нашли отражение народные представления о вожде Крестьянской войны XVII в. Кисти художника принадлежит также ряд портретов и акварелей. Умер художник 19 марта 1916 г. в Москве.

Автор текста: Наталья Григорьева.

Оставить комментарий