"Не отвержи мене во время старости" - Березовский Максим Созонтович

Preloader

Ошибка в тексте ?

Выделите ее мышкой и нажмите

Ctrl + Enter
"Не отвержи мене во время старости"
"Не отвержи мене во время старости"
Автор: Березовский Максим Созонтович
Произведение: "Не отвержи мене во время старости"
Жанр: Музыкальное произведение
Год создания: ок. 1762 г.
Стиль:Духовное произведение

Описание произведения.

Хоровой концерт «Не отвержи мене во время старости» – одна из немногих сохранившихся работ русского композитора Максима Березовского. Удивительно, но это проникновенное произведение о надвигающейся старости написано совсем юношей. Березовский прожил краткую жизнь, и старости так и не узнал. Впрочем, одиночество и слабость человек может испытывать в любом возрасте, а основной темой концерта является мольба к Богу о поддержке и защите в это скорбное время. Произведение построено на контрасте медленных, молитвенных частей концерта, и фугированных быстрых, изображающих ополчившихся на душу врагов. Эмоциональность переживания сочетается здесь со строгой, возвышенной простотой. Несмотря на общее настроение лирической скорби, в завершающей части произведения звучит торжество упования на Бога, надежда на то, что Он прославится, сокрушит гордых и призрит на смиренных. В отличие от многих композиторов-современников, Березовский уделяет огромное внимание тщательной проработке библейского текста. Яркое полифоническое мастерство композитора и свойственная ему свобода движения голосов не мешают восприятию текста, не стирают его воздействия на слушателя. «Сила художественного творчества в целом и замечательная техника в разработке деталей», – так характеризовал творчество Березовского исследователь русского церковного пения В. Металлов.

История создания.

Дата написания неизвестна (между 1760 до 1766). Существует предположение, что концерт был создан для императрицы Елизаветы Петровны, тяжело переживавшей наступление старости. Из всех произведений Березовского этот концерт ожидала самая счастливая исполнительская судьба – он был дважды напечатан (в 1818 и 1841 гг.) и продолжал исполняться даже в советское время, несмотря на настороженное отношение к духовной музыке в целом. В настоящее время известны многочисленные исполнения «Не отвержи мене во время старости», в том числе и в инструментальных переложениях.

Отношение автора к вере.

Из биографии Максима Березовского сохранилось совсем немного сведений, поэтому о его личной духовной жизни нам ничего не известно. Но, без сомнения, он был воспитан в православии (по некоторым данным, его отец был священником), кроме того, Березовский некоторое время учился в знаменитой тогда Киевской духовной академии. С раннего детства Максим был певчим в храме, и все последующие его произведения обнаруживают глубокое погружение композитора в православную музыкальную культуру.

Биография.

Максим Созонтович Березовский родился в 1745 году в городе Глухове (бывшем центре Малороссии). Сведения о его происхождении неточны, по разным данным, его называют сыном небогатого дворянина, священника или казака. Учился в глуховской музыкально-хоровой школе придворных певчих, позже в Киевской духовной академии, но курса не окончил.

С раннего детства Березовский занимался сочинением музыки. В 1758 году тринадцатилетним юношей Максим был послан в Петербург за исключительные вокальные данные. В столице Березовский стал солистом певческой капеллы при дворе наследника престола Петра Федоровича (будущего Петра III). В это время он получал уроки по композиции у Ф. Цопписа и по вокалу у итальянского педагога Нунциани и участвовал в придворных постановках итальянских опер. В 1763 году М. Березовский женился на дочери валторниста придворного оркестра Францине Юбершер, танцовщице придворного театра.

В 1769 году Березовский был отправлен для продолжения музыкального образования в Италию, где он обучался в Болонской музыкальной академии у известного теоретика и педагога Джованни Батиста Мартини. В 1771 молодой русский композитор блестяще выдержал экзамен на звание академика. Впоследствии он был избран почетным членом многих итальянских музыкальных академий, в болонской академии имя его было вырезано золотыми буквами на мраморной доске, а болонское музыкальное общество удостоило его звания капельмейстера.

В 1773 году была написана единственная опера Березовского – «Демофонт» (на либретто П. А, Метастазио). Премьера состоялась в г. Ливорно, и опера была хорошо принята итальянской публикой.

В октябре 1773 года Березовский вернулся в Петербург и был назначен в штат императорских театров, а через восемь месяцев — капельмейстером придворной капеллы. Впрочем, он ожидал на родине большего признания и чувствовал себя невостребованным. В это время сильно ухудшается его здоровье и финансовое положение. Умер М. С. Березовский в 1777 году (по разным сведениям, от горячки или покончил с собой). Многие его произведения утеряны, часть обнаруживают до сих пор в европейских архивах и библиотеках. С именем композитора связано множество легенд, его судьба послужила источником вдохновения для нескольких художественных произведений (рассказ Н. Кукольника «Максим Созонтович Березовский, фильм А. Тарковского «Ностальгия»).

Творчество Березовского было признано и воспринято церковными людьми и исполнялась во время богослужения. Вот один из диалогов, который состоялся между А.С. Пушкиным и А.О. Смирновой-Россет. «Да… — говорила Смирнова-Россет, — Березовский и Бортнянский учились в Болонье… Березовский был даже членом музыкальной академии… Его музыку поют в России великим постом…».

М. С. Березовский является одним из первых отечественных профессиональных композиторов. Его выдающейся заслугой можно считать органичное соединение достижений европейской музыкальной школы и традиций русского хорового пения.

Автор текста: Рау Евгения Робертовна.


Оставить комментарий