«Не нам Господи, но Имени Твоему» - Мендельсон Феликс

Preloader

Ошибка в тексте ?

Выделите ее мышкой и нажмите

Ctrl + Enter
«Не нам Господи, но Имени Твоему»
«Не нам Господи, но Имени Твоему»
Автор: Мендельсон Феликс
Произведение: «Non nobis Domine»
Жанр: Гимн
Год создания: 1830 г.
Стиль:Духовное произведение

Описание произведения.

«Не нам Господи, но Имени Твоему» (Non nobis Domine) – духовное произведение Ф.Мендельсона Бартольди на немецком языке для солистов, хора и оркестра. Композитор второй раз обратился к 113 псалму библейской книги Псалтирь при создании гимна, но для этого сочинения он взял стихи второй части псалма. Развернутое произведение торжественного характера состоит из четырех частей, различных по составу исполнителей и объединенных темой хвалы и благодарения Богу за Его многочисленные милости. Хор в произведении олицетворяет народ, композитор проецирует молитвенное воздыхание псалмопевца на своих современников, которым также есть за что поблагодарить Господа. Как правило, подобные сочинения исполнялись в дни больших церковных и государственных праздников.

История создания.

В 1830 году впервые прозвучало произведение Ф.Мендельсона Бартольди на слова 113 псалма библейской книги Псалтирь. Это, без преувеличения, великолепное сочинение было высоко оценено современниками композитора. Впоследствии вклад Мендельсона в мировую музыкальную культуру не оценивался по достоинству из-за приписываемого ему консерватизма. Но время все расставило на свои места – сегодня шедевры композитора широко известны, исполняются и записываются лучшими музыкальными коллективами мира. Индивидуальный стиль композитора, основу которого составляет классическая школа, живость и яркость изложения, особенно проявился в гимне «Не нам Господи, но Имени Твоему».

Отношение автора к вере.

Феликс Мендельсон Бартольди имел еврейские корни, но его родители решили не делать обрезания, а крестить мальчика. В возрасте семи лет Феликс принял Крещение и дальше воспитывался, как христианин. Впоследствии, композитор женился на дочери священника. Множество его духовных произведений, здоровый консерватизм в музыкальных вкусах, за который композитор нередко подвергался осуждению, свидетельствуют о желании послужить Богу, открыв миру красоту гармонии. Он возродил для Европы величайшие шедевры христианской музыки И.С.Баха и Г.Ф.Генделя, не стыдился всю жизнь учиться у великого автора кантат и хоралов. Отвергнув многие выгодные предложения из-за требований «свободного искусства», Феликс Мендельсон был счастлив получить пост музыкального директора Лейпцига. Композитор руководил оркестром, театром и школой певчих, стены которой слышали еще великого Баха. В этом он нашел свое призвание и счастье.

Биография.

Родился будущий великий композитор 3 февраля 1809 года в Гамбурге. Отец Феликса был банкиром, дед – знаменитым философом, труды которого впоследствии издаст композитор. Родители стремились дать детям, проявлявшим незаурядные музыкальные способности, самое лучшее образование. Но, в то же время, отец не спешил возлагать надежды на исключительный талант сына, пока не удостоверился в успехе. Когда учитель музыки двенадцатилетнего Феликса Зельтер продемонстрировал мастерство импровизации ученика великому Гете, тот сравнил его с юным Моцартом такими словами: «Музыкальные вундеркинды ... они, вероятно, уже не так редки; но то, что этот маленький человек может делать в импровизации и игре на виду, граничит с чудом, и я не мог поверить, что это возможно в столь раннем возрасте.- И все же вы слышали Моцарта на седьмом курсе во Франкфурте?- сказал Зельтер. - Да, - отвечал Гете, - это так... но то, что ваш ученик уже делает, имеет такое же отношение к Моцарту того времени, какое воспитанный разговор взрослого человека имеет к лепету ребенка.» Впоследствии Феликс Мендельсон положит несколько стихотворений Гете на музыку.

Преподаватели Ф.Мендельсона обучали его строгому классическому стилю, и он сам стремился как можно глубже изучить произведения И.С.Баха. Его характеру и вкусам были чужды новаторские современные приемы композиции, поэтому среди музыкантов у него были, как поклонники, так и противники. Самым активным противником считался Рихард Вагнер, рукопись которого Мендельсон имел неосторожность потерять, будучи музыкальным директором Лейпцигского оркестра. К сторонникам и даже защитникам композитора относился П.И.Чайковский, который письменно выступал на стороне консервативного музыканта.

Несомненно, творчество Мендельсона особенно ярко проявилось в Лейпциге, Берлине и Лондоне – после возрождения постановки в 1829 году «Страстей по Матфею» И.С.Баха о молодом композиторе заговорила вся музыкальная общественность. В этом же году состоялся его первый визит в Великобританию, способствовавший признанию его величайшего таланта, затем в течение жизни до 1847 года эти визиты- гастроли помогали композитору творить.

На посту музыкального директора Лейпцига Феликс Мендельсон занимался возрождением музыки композиторов XVIII века, а также исполнял произведения современников. В 1843 году композитор открыл консерваторию в этом городе и пригласил туда преподавать музыкантов-единомышленников Р.Шумана,Й.Йоахима и других. Это консервативное учебное заведение после его смерти возглавил друг и соратник Игнац Мошелес.

Деятельный композитор из-за сильного переутомления чувствовал себя плохо в последние годы, поездка в Англию забрала много сил и оставила его больным и измученным, а известие о смерти сестры в 1847 году еще усугубило это состояние. Феликс Мендельсон умер 4 ноября 1847 года в Лейпциге после серии инсультов, от таких же симптомов скончались его сестра, родители и дед. Композитор был похоронен в Троицкой церкви Берлина, а отпевание проходило в Лейпциге. Траурная процессия состояла из выдающихся музыкантов-соратников композитора, в числе которых был Роберт Шуман. Ф.Мендельсон описывал будущую вечную жизнь в письме к неизвестному лицу, как место «где, как можно надеяться, есть еще музыка, но больше нет печали и расставаний».

Автор текста: Веткина Анастасия Александровна.

Текст.

Nicht uns, HERR, nicht uns – nein, deinen Namen bringe zu Ehren!

Wir wissen doch, dass du gütig und treu bist!

115:2Warum sollen die anderen Völker sagen:

Wo ist er denn, ihr Gott?

115:3Unser Gott? Im Himmel ist er!

Und alles, was er will, das tut er auch!

115:4Doch ihre Götzen aus Silber und Gold

sind Machwerke von Menschenhänden.

115:5Sie haben Münder, die nicht sprechen,

Augen, die nichts sehen,

115:6Ohren, die nichts hören,

Nasen, die nichts riechen,

115:7Hände, die nichts fühlen,

Füße, die sich nicht bewegen,

und aus ihren Kehlen kommt kein Laut.

115:8Genauso sollen alle werden,

die diese Götzen geschaffen haben,

und alle, die sich auf Götzen verlassen!

115:9Volk Israel, vertrau dem HERRN!

Er ist deine Hilfe und dein Schutz.

115:10Ihr Priester, vertraut dem HERRN!

Er ist eure Hilfe und euer Schutz.

115:11Ihr alle, die ihr ihn verehrt,

vertraut dem HERRN!

Er ist eure Hilfe und euer Schutz.

115:12Der HERR denkt an uns und will uns segnen.

Er segne ganz Israel!

Er segne die Priester!

115:13Er segne alle, die ihn verehren,

Niedrige und Hohe miteinander!

115:14Der HERR schenke euch große Familien,

euch und all euren Kindern!

115:15Glück und Gelingen gebe euch der HERR,

der Himmel und Erde geschaffen hat!

115:16Der Himmel gehört dem HERRN allein,

doch die Erde hat er den Menschen gegeben.

115:17Die Toten können ihn nicht mehr preisen;

sie sind dort, wo man für immer schweigt.

115:18Wir aber wollen ihm danken,

jetzt und in aller Zukunft!

Preist den HERRN – Halleluja!

Не нам, Господи, не нам, но имени Твоему дай славу, ради милости Твоей, ради истины Твоей.

Для чего язычникам говорить: «где же Бог их»?

Бог наш на небесах [и на земле]; творит все, что хочет.

А их идолы – серебро и золото, дело рук человеческих.

Есть у них уста, но не говорят; есть у них глаза, но не видят;

есть у них уши, но не слышат; есть у них ноздри, но не обоняют;

есть у них руки, но не осязают; есть у них ноги, но не ходят; и они не издают голоса гортанью своею.

Подобны им да будут делающие их и все, надеющиеся на них.

[Дом] Израилев! уповай на Господа: Он наша помощь и щит.

Дом Ааронов! уповай на Господа: Он наша помощь и щит.

Боящиеся Господа! уповайте на Господа: Он наша помощь и щит.

Господь помнит нас, благословляет [нас], благословляет дом Израилев, благословляет дом Ааронов;

благословляет боящихся Господа, малых с великими.

Да приложит вам Господь более и более, вам и детям вашим.

Благословенны вы Господом, сотворившим небо и землю.

Небо – небо Господу, а землю Он дал сынам человеческим.

Ни мертвые восхвалят Господа, ни все нисходящие в могилу;

но мы [живые] будем благословлять Господа отныне и вовек. Аллилуия.

Оставить комментарий