Мотет «Далекие, плохие тени тревоги» - Вивальди Антонио

Preloader

Ошибка в тексте ?

Выделите ее мышкой и нажмите

Ctrl + Enter
Мотет «Далекие, плохие тени тревоги»
Мотет «Далекие, плохие тени тревоги»
Автор: Вивальди Антонио
Произведение: «Longe mala umbrae terrores»
Жанр: Духовное произведение
Год создания: 1720-1730 гг.
Стиль:Мотет
Эпизод в Библии:

Описание произведения.

«Long emala umbrae terrores» (Далекие, плохие тени тревоги) – духовный мотет А.Вивальди для солистки-сопрано, ансамбля струнных и бассо континуо. Либретто произведения неизвестного автора на латинском языке основано на свидетельствах о грядущих бедствиях из Евангелия от Матфея. Композитор написал сочинение в четырех частях, заключительная из которых «Аллилуйя».

Характер этого мотета тревожный, местами скорбный, но энергичный темп говорит о желании автора не испугать слушателей, а заставить задуматься и исправиться.

История создания.

Мотет «Longe mala umbrae terrores» был написан А.Вивальди в десятилетие после 1720 года. Возможно, во время карнавала в Риме, когда в городе проводились концерты, мотет был представлен широкой публике. Его тема была очень востребована, так как позволяла исполнять произведение в любое время года, что очень нравилось музыкантам. Нравственное поучение, объединенное с великолепной музыкой эпохи, было очень нужно слушателям, в отличие от пустых развлечений.В настоящее время произведение исполняется на многочисленных фестивалях и концертах, а также записывается лучшими коллективами мира.

Отношение автора к вере.

Антонио Вивальди родился в традиционной католической семье в Италии. Отец мальчика играл на скрипке и был постоянным участником богослужений в местном соборе, что самым естественным образом повлияло на выбор жизненного пути сына – Антонио принимает священный сан в возрасте двадцати пяти лет в 1703 году. По причине слабого здоровья через некоторое время ему было позволено не служить мессы, но по воспоминаниям Эрнста Людвига Гербера "четки никогда не покидали его руки, кроме тех случаев, когда он брался за перо, чтобы написать оперу". Композитор написал множество прекрасных духовных произведений, возвысив жанр церковной музыки и открыв ее широкому кругу слушателей Также много сил А. Вивальди вложил в музыкальные занятия с детьми-сиротами венецианского приюта милосердия. Вся жизнь композитора была наполнена служением Богу через музыку.

Биография.

Антонио Лучо Вивальди родился 4 марта 1678 года в Венеции. Его отцом был потомственный цирюльник и музыкант Джованни Баттиста Вивальди. В итальянских цирюльнях было принято держать музыкальные инструменты для развлечения публики, поэтому отец будущего композитора владел мастерством игры на скрипке. Впоследствии любовь к музыке вытеснила из жизни Джованни основную профессию, и он стал основателем музыкального общества города «Sovvegno dei musicisti di Santa Cecilia», а также членом церковного оркестра. Антонио учился игре на скрипке у своего отца, с которым впоследствии гастролировал по венецианской республике, а также у директора музыкального общества композитора Джованни Легренци. Свою первую литургическую работу юный композитор пишет в тринадцать лет, в 1691 году.

В возрасте двадцати пяти лет, в 1703 году Антонио принимает священный сан, но развившееся «стеснение в груди» (предположительно астма) не позволяют ему служить мессы. В этом же году его назначают музыкальным руководителем венецианского сиротского приюта «Pio Ospedale della Pietà», который ставит своей целью за счет средств республики дать детям хорошее музыкальное образование. Композитор в это время пишет множество выдающихся сочинений, которые прославили его и его воспитанниц далеко за пределами республики.

Антонио Вивальди увлекает жанр оперы, который был очень популярен в Италии. В настоящее время известно более шестидесяти произведений, но его личное признание в письме говорит о девяносто четырех операх. Гениальный композитор стал новатором в жанре большого скрипичного концерта, а также большого духовного концерта на традиционные латинские тексты.

Не всегда жизнь композитора складывалась гладко, но она была полна реализованных творческих планов. Наградой за многолетние труды композитору явилась встреча с императором Карлом VI в Триесте в 1728 году – монарх наградил композитора рыцарским титулом, золотой медалью и приглашением в Вену, а их разговор длился дольше чем совещание с любым из министров. Вивальди обрадовался этому приглашению, распродал свои нотные рукописи, чтобы выручить средства на переезд и отправился на новое место жительства, подразумевающее место придворного композитора. К сожалению, внезапная смерть Карла VI лишила Вивальди всякой надежды на достойную жизнь в Вене. Он предпринял кратковременную поездку в Дрезден для поисков работы и вернулся оттуда совершенно больным. Умер композитор в ночь с 27 на 28 июля 1741 года «от внутренней инфекции» и был похоронен в простой могиле на кладбище, принадлежащему больничному фонду. До начала XX века произведения выдающегося композитора не были популярны и многие из них считались утраченными, но в настоящее время интерес к творчеству Вивальди восстановил справедливость – сочинения, новаторские для своего времени, те на которых учился И.С.Бах, обретены( в 1926 году в одном из монастырей Пьемонта) и составляют значительную часть мировой музыкальной сокровищницы.

Автор текста: Веткина Анастасия Александровна.


Текст.

Longe mala umbrae terrores,

Sors amara iniqua sors.

Bella plagae irae furors

Tela et arma aeterna mors.

Recedite, nubes et fulgura,

Et sereno coronate fulgore

Coeli sidera coruscate;

omnes animae super terram et

super astra viventes jubilate.

Descende, o coeli vox,

ex alto asperge nos,

tolle maerorem.

Resplende, o vera lux,

es tu secura dux,

sparge fulgorem.

Alleluia – Allegro

Далекие, ужасные тени тревоги,

Много горького, несправедливого жребия.

Войны и язвы гнева,

Оружие и доспехи, вечная смерть.

Держись подальше, облака и молнии,

И безмятежное коронное сияние

На небе сверкают звезды;

все души на земле и

над звездами, живущими радостно.

Сойди, о голос небес,

с высоты

о, истинный свет,

Ты надежный предводитель,

блестящий блеск.

Аллилуйя.


Оставить комментарий