Ошибка в тексте ?
Выделите ее мышкой и нажмите
Описание произведения
Нахождение в египетском плену стало настоящим испытанием для израильтян. Бог, пообещавший освободить Свой народ из порабощения, сделал это, когда в мир пришёл Моисей. Имея близкие отношения с Господом, он слушал Его повеления и исполнял Его волю. Так ему удалось вывести людей из-под власти фараона. Раскрыв воды Чермного моря, Всевышний позволил народу израильскому безопасно пройти по морскому дну, а египтяне были сокрыты в воде на веки вечные. Иван Николаевич Крамской в своей работе «Молитва Моисея после перехода израильтян через Чермное море» показал всеобщую радость и ликование по окончании многовекового подчинения Израиля Египту.
Центральная фигура пророка возвышается над всеми остальными. Моисей изображен уже в возрасте, в белоснежных одеждах и с посохом. Он простирает обе руки к небесам, вознося хвалу Создателю за Его милосердие и верность: «Господь крепость моя и слава моя, Он был мне спасением. Он Бог мой, и прославлю Его; Бог отца моего, и превознесу Его» (Исх. 15:2). Люди вокруг также славословят Творца за чудесное избавление, которое Он послал им: кто-то падает ниц пред Господом, иные молятся Ему, вторя словам Моисея.
И. Н. Крамской не перенасыщает полотно персонажами, он оставляет одного главного и всего несколько второстепенных. Но их оказывается достаточно, чтобы передать всеобъемлющее чувство благодарности Господу. Отсутствует и пейзажная составляющая картины. Художник, будучи великолепным портретистом, сосредоточил внимание зрителя на человеческих эмоциях. Всё произведение достаточно сдержанно по цветовой гамме и выдержано в темных тонах. Лишь божественный свет озаряет пророка и стоящих возле него. Сам Творец призрел с небес на страдание избранного Им народа и даровал ему спасение, напомнив, какому любящему и милостивому Богу они служат.
История создания
Картина «Молитва Моисея после перехода израильтян через Чермное море» была написана Иваном Николаевичем Крамским в 1861 году во время учебы в Императорской Академии художеств. Она создана по 15-й главе ветхозаветной книги Исход, в которой описывается хвалебная песнь Моисея и израильского народа, который Бог избавил от руки фараона и его войска, скрыв последних в морской пучине. Несмотря на то, что художник только начинал свой творческий путь в живописи, в его работе уже заметна рука профессионала. Многолетний опыт самостоятельного занятия рисованием, ретушью и последующее обучение в Академии развили не только природный дар Крамского, но и укрепили приобретенные им навыки.
Уверенное владение кистью в изображении человеческих фигур, а также продуманная композиция отличают данную работу. Вслед за ней было написано ещё одно произведение на библейский сюжет – «Моисей источает воду из скалы». Обращение художника к христианским сценам наряду с портретной и пейзажной живописью характеризует Ивана Николаевича Крамского как талантливого и непревзойденного мастера, чьи работы являются замечательным образцом русского живописного искусства XIX столетия.
Отношение автора к вере
Знаменитый русский художник-передвижник И. Н. Крамской рос в православной семье, где вера во Христа была основой для повседневной жизни. Заложенные с детства христианские устои оказали влияние и на последующее творчество мастера. Известно, к примеру, что, будучи уже в браке с Софьей Прохоровой, Крамской всегда просил супругу помолиться вместе в ним перед началом работы над произведением. Только с Божьей помощью можно осуществить задуманное, если Господь даёт Своё благословение.
При создании полотен на евангельские сюжеты живописец долгое время сначала обдумывал замысел, а затем воплощал его на холсте. Ему было важно показать зрителю Христа в Его человеческой ипостаси, как нравственный идеал, исполненный духовности, любви, сострадания и самопожертвования. О своей самой знаменитой картине «Христос в пустыне» автор отзывался так: «…это моя первая вещь, которую я работал серьезно, писал слезами и кровью… она глубоко выстрадана мною… она — итог многолетних исканий…».
И. Н. Крамской принимал участие в росписи куполов для Храма Христа Спасителя в Москве. Его произведения на ветхозаветные сцены, написанные ещё в годы учебы в Академии художеств, очень реалистично передают эмоции главных героев. За каждой работой, основанной на Писании, можно увидеть личные переживания и духовные поиски художника. Обращаясь к Богу через искусство, он, в первую очередь, искал ответы на вопросы, которые не давали ему покоя. И лишь Создатель способен открыть сердцу то, что оно так долго ищет.
Биография
Родился Иван Николаевич Крамской в небогатой мещанской семье 27 мая 1837 года. Его малой родиной был город Острогожск Воронежской губернии. Увлечение рисованием с детства привело будущего художника к акварельной живописи. Он делал многочисленные зарисовки, постоянно оттачивая навыки. По окончании Острогожского училища Иван Крамской начал работать в качестве писаря в городской Думе.
В 1853 году в Острогожск прибыл фотограф Яков Данилевский. Встреча с ним кардинально изменила жизнь Крамского. Он поступил к Данилевскому на службу в качестве ретушера и объездил почти всю Россию. Благодаря этой работе художник приобрёл бесценные знания, которые впоследствии применял уже в живописи. Перебравшись в Санкт-Петербург, Иван Николаевич продолжил ретушировать фотографии, помогая уже другому мастеру, Александровскому, который делал портреты царской семьи. Там же, в северной столице, Крамской поступил в Академию художеств, где его наставником стал А. Марков. За годы учебы он получил малую золотую и серебряную медали. Однако основную награду – большую золотую медаль и пенсионерскую поездку Крамскому заслужить не удалось. Он и ещё тринадцать учеников отказались выполнять академическое задание на обозначенную мифологическую тему, подав прошение выбрать сюжет самостоятельно. В этом им было отказано, и тогда молодые люди вышли из Академии, образовав Артель свободных художников. Это событие вошло в историю русской живописи как бунт четырнадцати.
После распада Артели возникло Товарищество передвижных художественных выставок во главе с И. Н. Крамским. Передвижники популяризировали реализм и повседневные сюжеты в противовес академизму, который считали устаревшим. Иван Николаевич поражал современников своим трудолюбием, он много и усердно работал, брал заказы на портреты, которые блестяще ему удавались. В последние годы жизни И. Н. Крамской сильно болел, страдал от смертельной болезни сердца. Скончался он внезапно, во время работы над портретом врача Карла Раухфуса незадолго до своего 50-ти летия. Живописец был похоронен на Тихвинском кладбище Александро-Невской лавры в Санкт-Петербурге.
Автор текста: Татьяна Абрамова.