«Моисей, разбивающий скрижали Завета» - Рембрандт Харменс ван Рейн

Ошибка в тексте ?

Выделите ее мышкой и нажмите

Ctrl + Enter
«Моисей, разбивающий скрижали Завета»
«Моисей, разбивающий скрижали Завета»
Автор: Рембрандт Харменс ван Рейн
Местонахождение: Берлинская картинная галерея, Берлин
Произведение: «Моисей, разбивающий скрижали Завета»
Жанр: Художественное
Эпоха/течение: Золотой век голландской живописи
Дата создания: 1659 г.
Эпизод в Библии:

Описание произведения.

Эта картина – одна из поздних работ Рембрандта, созданная на основе ветхозаветного события, описанного в книге Исход. Художник запечатлел момент, произошедший после получения Моисеем Скрижалей Завета. Господь говорит Своему пророку спуститься с горы, чтобы остановить языческое безумство, охватившее израильский народ: «И сказал Господь Моисею: поспеши сойти [отсюда], ибо развратился народ твой, который ты вывел из земли Египетской» (Исх 32: 7). «…Когда же он приблизился к стану и увидел тельца и пляски, тогда он воспламенился гневом и бросил из рук своих скрижали и разбил их под горою…». (Исх.32:19).

В центре композиции мы видим величественную фигуру пророка, который в отчаянии и душевном негодовании воздевает вверх руки, которые сжимают большую каменную плиту. На этой каменной скрижали написаны десять заповедей, которые Сам Бог дал Моисею и всему израильскому народу на горе Синай. Немецкие искусствоведы уверены, что размытый фон и одеяние патриарха когда-то имели золотистый оттенок. Но главной выразительной силой обладает портретная характеристика персонажа. Его лицо не выражает гнев или раздражение, как предполагается по сюжету. Облик Моисея скорее усталый и печальный, но при этом его лицо озаряет божественный свет. Господь не оставляет Моисея даже в этот переломный момент его служения. Все в облике персонажа говорит о том, что перед нами – избранник Божий, сумевший вывести свой народ к свету истины.

История создания.

Эту картину Рембрандт создал в тот период, когда проживал в бедном еврейском квартале Амстердама. Как известно, во многих латинских переводах Книги Исхода, при описании облика Моисея присутствует слово «рог». Поэтому вплоть до XVIII века почти все европейские художники изображали этого патриарха с рогами на голове. Рембрандт, выяснив, что изначально на древнем иврите это же самое слово обозначало «свечение», отобразил на лбу патриарха световой блик, который переходит на его загнутую назад, раздвоенную челку. Таким образом, голландский художник подчеркнул избранность Моисея, чела которого коснулось духовное озарение, посланное Всевышним.

Отношение автора к вере.

В истории голландской живописи 17 в. трудно найти более духовно проникновенного художника, чем Рембрандт. Он был чуть ли не единственный из голландских живописцев того времени, кто обращался к ключевым сюжетам Священного писания. Столь выраженный интерес к религиозной теме объясняется исключительно индивидуальными предпочтениями Рембрандта - спрос на такие произведения в Голландии того времени был невелик.

Живопись для Рембрандта всегда была другим, потусторонним миром, в котором в полной мере воплощались мысль и слово великого художника. Все его творчество – длинное и глубокое размышление над Библией – его настольной книгой. Его произведения, посвященные евангельской теме, отличаются духовной проникновенностью, глубиной эмоций, тематическим многообразием и колористическим мастерством. Живописец, несомненно, был глубоко верующим человеком. В Амстердаме Рембрандт сблизился с христианской сектой меннонитов, отличавшейся особой приверженностью к Ветхому завету. Их учение в значительной степени было лишено догматизма, свойственного голландской реформированной церкви, к которой Рембрандт формально принадлежал. У меннонитов большую роль играла проповедь любви к ближнему, независимо от вероисповедания. Возможно, поэтому в работах художника мы видим столько человеколюбия и милосердия даже к самым грешным людям.

Биография.

Рембрандт Харменс ван Рейн - голландский художник, гравёр, выдающийся мастер светотени, крупнейший представитель золотого века голландской живописи. Родился в городе Лейден 15 июля 1606 году в семье зажиточного мельника. В 1620 г поступив в Лейденский университет, но вскоре оставил его и стал учиться живописи. Основными жанрами его раннего творческого периода стали портрет и картины на религиозные сюжеты.

1632 год оказался для Рембрандта счастливым. Он переехал в Амстердам и женился на богатой горожанке Саскии ван Эйленбург, а полотно «Урок анатомии доктора Тюлпа» принесло молодому живописцу всеобщее признание. Для мастера началось самое благополучное в его жизни десятилетие. У него появилось множество учеников (школа Рембрандта). В этот период им написаны такие шедевры, как «Автопортрет с Саскией» (1635 г.) и «Даная» (1636 г.). Чрезвычайно жизнерадостное искусство Рембрандта 30-х гг. сочетает в себе опыт мастеров Возрождения и барокко и новаторский подход к классическим сюжетам.

На смену радужному периоду в жизни пришла полоса испытаний. В 1642 г. работа Рембрандта «Ночной дозор» подверглась резкой критике и была отвергнута заказчиками, которые не оценили новаций художника. В последствии он практически перестал получать заказы, его покинули почти все ученики. В том же году скончалась супруга Саксия. С 40-х гг. Рембрандт отказался в творчестве от театральных эффектов, в его живописи усилилось духовное, созерцательное начало. Глубиной, спокойствием и эмоциональной насыщенностью отмечены картина «Святое семейство» (1645 г.), серия автопортретов, лучшие пейзажи. Но неудачи продолжали преследовать Рембрандта: в 1656 г. он был объявлен несостоятельным должником, имущество распродано с аукциона, а семья перебралась в скромный дом в еврейском квартале Амстердама. Заказанное ратушей полотно «Заговор Юлия Цивилиса» (1661 г.) разделило судьбу «Ночного дозора». В 1663 г. художник похоронил вторую жену и сына. Несмотря на ухудшение зрения, Рембрандт продолжал писать картины. Своеобразным итогом его творчества стал холст «Возвращение блудного сына» (1668—1669 гг.) Художник ушел из жизни 4 октября 1669 г. в Амстердаме.

Автор текста: Светлана Королева.



Оставить комментарий