Мистическое Рождество - Боттичелли Сандро

Preloader

Ошибка в тексте ?

Выделите ее мышкой и нажмите

Ctrl + Enter
Мистическое Рождество
Мистическое Рождество
Автор: Боттичелли Сандро
Местонахождение: Национальная галерея, Лондон
Произведение: Мистическое Рождество
Жанр: Художественное
Эпоха/течение: раннее Возрождение
Дата создания: 1500 г.
Эпизод в Библии:

Описание произведения.

«Мистическое Рождество» — одна из последних картин флорентийского художника Сандро Боттичелли, созданная в период, отмеченный в его творчестве ростом религиозности и остро трагическим восприятием мира. Традиционный сюжет, обычно представляемый художниками XV века как жанровая сцена, превращен Боттичелли в религиозную мистерию, увенчанную хороводом бесплотных ангелов, парящих в преддверии золотых кругов небесного рая.

Подробный рассказ о рождении Иисуса Христа приводится у двух евангелистов: Матфея и Луки. «В те дни вышло от кесаря Августа повеление сделать перепись по всей земле. Эта перепись была первая в правление Квириния Сириею. Пошёл также и Иосиф из Галилеи, из города Назарета, в Иудею, в город Давидов, называемый Вифлеем, потому что он был из дома и рода Давидова, записаться с Мариею, обручённою ему женою, которая была беременна. Когда же они были там, наступило время родить Ей; и родила Сына своего Первенца, и спеленала Его, и положила Его в ясли, потому что не было им места в гостинице». (Лк. 2:1-7). После рождения Спасителя первыми к нему пришли поклониться пастухи, извещённые об этом событии явлением ангела. Художник создал необычную по иконографии сцену. В центре — пещера, над которой возведена покатая соломенная крыша, под ней нашло приют святое семейство. Около традиционных яслей на земле лежит младенец, над которым склоняется молящаяся Мария. Напротив, спиной к зрителю сидит святой Иосиф. Сцена в яслях, изображающая Мадонну с Младенцем и спящего Иосифа, показывает, как Боттичелли пренебрегает новооткрытыми правилами перспективы. Он добивается эффекта удаления и глубины, заставляя глаз зрителя путешествовать вдоль зигзагообразной дорожки, ведущей к яслям. Деревья фона, видимые сквозь отверстие пещеры, создают ощущение большой дистанции и придают композиции глубину. Боттичелли сознательно нарушает пропорции фигур: Мария гораздо больше ростом, чем Иосиф, что подчёркивает её значение. Вокруг главных действующих лиц, не смея приблизится к яслям, группируются остальные персонажи: справа — пастухи, слева — волхвы, и тех и других сопровождают ангелы. Здесь внешние проявления теряют силу: восточные цари не подносят, как обычно, дары, не блистают великолепием одежд. Им позволено издали взглянуть на новорожденного и выразить свое благоговение в сосредоточенных молитвах.

Надпись на греческом языке вверху картины дает ключ к разгадке «Мистического Рождества»: «Эту картину я, Алессандро, написал в конце 1500 года в неурядицах Италии …, когда исполнится [сказанное в главе] одиннадцатой Иоанна, о втором горе Апокалипсиса, в то время, когда дьявол на три с половиной года был выпущен. Затем он был закован в кандалы в соответствии с двенадцатой, и мы увидим его [попранным на земле], как на этой картине». Это полотно написано вскоре после сожжения Савонаролы, монаха, проповеди которого перевернули жизнь Боттичелли. Художник воспринимает гибель Савонаролы как знамение Апокалипсиса. Сцена Рождества связывается с 12-й главой Откровения Иоанна, в которой изображена битва «жены, облеченной в солнца», и дракона, битва Девы Марии, символизирующей Церковь, и дьявола. Оливковые ветви — знак мира. Двенадцать корон — это венец из двенадцати звезд на главе Жены из Апокалипсиса, и они же — символ двенадцати апостолов. Боттичелли провозглашает рождение Новой Церкви, и радость обитателей небес на его картине вторит словам Апокалипсиса: «Итак, веселитесь, небеса и обитающие на них!». (Откр.12:12).

История создания.

Политический кризис во Флоренции, разразившийся после смерти Лоренцо Великолепного и прихода к духовной власти в городе воинствующего проповедника Савонаролы, не мог не сказаться на творчестве художника. «Мистическое Рождество», написанные после падения Медичи и под влиянием проповедей Джироламо Савонаролы, представляет собой воплощение непоколебимой веры Боттичелли в возрождение Церкви. «В Рождестве», как прямо указывает греческая надпись, сделанная на ней художником, — горячая мольба о спасении Флоренции от «дьявола» — кровавого Чезаре Борджиа, — который должен быть побежден. Отсюда главная идея произведения — апофеоз победы любви Божьей над злом, который раскрывается не только в своей мистической символике, но и чисто человеческом содержании. Сколько трогательной простоты и человечности вложил художник в образы ангелов, спустившихся на землю и обнимающихся с людьми! Мастер хотел рассказать зрителю о христианской любви, но, сам того не желая, он показал ее как любовь земную и человеческую, торжествующую над горем и страданием.

Отношение автора к вере.

Сандро Боттичелли — живописец, который с юных лет очень серьезно относился к вопросам религии и нравственности. Как никакой другой живописец XV века Боттичелли был наделен способностью к тончайшему поэтическому осмыслению жизни. Он впервые сумел передать едва уловимые нюансы человеческих переживаний. Радостное возбуждение сменяется в его картинах меланхолической мечтательностью, порывы веселья — щемящей тоской. Художник знал, что его талант от Бога, но нередко был обуреваем сомнениями, являются ли его работы спасительными для души.

В 1490 году во Флоренции появляется доминиканский монах Джироламо Савонарола, в проповедях которого звучал призыв к покаянию и отказу от грешной жизни. Боттичелли был заворожён этими проповедями и даже, согласно легенде, наблюдал, как жгут его картины на костре тщеславия. После этих событий Боттичелли полностью отказался в своем творчестве от античных тем, все его полотна стали посвящены сугубо христианским сюжетам. В последние годы своей жизни он совсем перестал писать, признав это занятие грешным и суетным.

Биография.

Сандро Боттичелли родился в 1445г. в семье кожевника. Очень мало известно о том, где и когда Сандро прошел художественную выучку, и действительно ли, как сообщают старые источники, он сначала обучался ювелирному ремеслу, а затем уже стал заниматься живописью. По-видимому, он был учеником известного живописца Филиппо Липпи, в мастерской которого он мог работать между 1465—1467 годами. Не исключено, что Боттичелли некоторое время (1468-1469) работал у другого известного флорентийского живописца и скульптора Андреа Верроккьо. В 1470 году он уже имел собственную мастерскую и самостоятельно выполнял полученные заказы.

В ранних произведениях Боттичелли преобладают образы, проникнутые мягким лиризмом, прозрачные и почти безмятежные. Картина «Аллегория Силы», написанная в 1470 году, знаменует обретение художником собственного стиля. В 1470–1472 годах он пишет диптих об истории Юдифи. В 1472 году Боттичелли вступил в Гильдию Св. Луки – его имя впервые упоминается в «Красной книге» гильдии. В это время Боттичелли становится известным и как портретист. Наиболее значительны «Портрет неизвестного с медалью Козимо Медичи» (1474–1475), а также портреты Джулиано Медичи и флорентийских дам. В 1476 году умирает Симонетта Веспуччи, — по версии ряда исследователей, тайная любовь и модель целого ряда картин Боттичелли. Сам художник никогда не был женат, он был равнодушен к мирским благам, но был безумно счастлив от того, что имел возможность в своих произведениях остановить и запечатлеть красоту. Окружающую жизнь он переделывал в искусство. А искусство в свою очередь стало его подлинной жизнью.

К концу 70-х годов образы Боттичелли, сохраняя еще крепкую реалистическую основу, приобретают утонченную одухотворенность и поэтичность. «Весна» (1482) — одно из первых в европейской живописи произведений чисто светского содержания, картина, в которой гуманистическая культура Возрождения с ее увлечением античностью впервые нашла такое непосредственное, хотя и очень своеобразное отражение. С конца 1470-х годов художник получает многочисленные заказы. В 1481 году Боттичелли работает над фресками Сикстинской капеллы. Теме любви посвящена картина «Венера и Марс» (около 1485). Также около 1485 года Боттичелли создаёт прославленное полотно «Рождение Венеры». В 1480–1490 годах Боттичелли выполняет серию иллюстраций пером к «Божественной комедии» Данте.

Поздний этап творчества ознаменовался погружением в глубоко религиозные сюжеты: «Поклонение волхвов» (1478–1482), «Мадонна с Младенцем на троне» (1484), «Благовещение» (1485) — являются высшими творческими достижениями живописца. В 1490 году Боттичелли увлекается проповедями доминиканского монаха Джироламо Савонарола, призывавшего к покаянию и отказу от грешной жизни. С этих пор стиль Боттичелли резко изменяется, он становится аскетичным. В 1500 году он создаёт «Мистическое Рождество» — единственное подписанное и датированное им произведение.

Боттичелли абсолютно не заботило материальное благополучие и богатство. Конец своих дней он провел в бедности, и лишь благодаря заботе своих состоятельных заказчиков не был предан забвению. Живописец скончался 17 мая 1510 года, на 66-м году жизни и был похоронен на кладбище церкви Всех Святых во Флоренции.

Автор текста: Евгения Миненко.

Оставить комментарий