Меланхолия - Дюрер Альбрехт

Preloader

Ошибка в тексте ?

Выделите ее мышкой и нажмите

Ctrl + Enter
Меланхолия
Меланхолия
Автор: Дюрер Альбрехт
Местонахождение: Музей Конде, Кунстхалле
Произведение: Меланхолия
Жанр: Художественное
Эпоха/течение: Северное Возрождение
Дата создания: 1514 г.

Описание произведения.

«Меланхолия» — одна из наиболее загадочных работ Альбрехта Дюрера, поражающая таинственностью символов, сложностью идеи и мастерством ее воплощения. Дюрер писал в одном из своих трактатов: «От постоянного упражнения разума расходуется самая тонкая и чистая часть крови и рождается меланхолический дух». В этой фразе явственно слышен собственный опыт художника: печальное, меланхолическое настроение — неизбежная расплата за напряженную творческую работу. В средневековье считалось, что меланхолики делятся на три типа. К первому относили людей с богатым воображением - поэтов, художников, ремесленников. Ко второму — людей, у которых рассудок преобладает над чувством: учёных, государственных деятелей. К третьему типу — людей, у которых преобладает интуиция: богословы и философы. Дюрер будучи художником относил себя к первому типу, о чём гласит надпись на гравюре «MELENCOLIA I».

На первом плане справа мы видим крылатую женщину (по иной версии мужчину), которая печально сидит на каменной плите. Ее взгляд отрешен и печален. В таком виде художник представляет свой духовный автопортрет. Трактовку некоторых предметов пояснил в своих записях сам художник: ключи на поясе Меланхолии – символ власти, а кошелек, брошенный у её ног – знак богатства. Украшением головы служит венок из лютиков и водяного кресса, которые являются народными средствами от смертельной тоски. За правым плечом фигуры Меланхолии мы видим маленького Амура. Он спит над книгой на краю мельничного жёрнова. Важно, что художник изображает его именно спящим, так как в состоянии меланхолии засыпают все земные желания и страсти.

Женщину окружает множество предметов-символов. Есть ряд искусствоведов, считающих, что центральной темой гравюры является человеческое познание, движущееся по восходящим ступеням. На первом уровне стоит ремесленное познание. Оно осуществляется через осязаемые вещи, потому на «нижнем ярусе» мы видим рубанок, линейку, пилу, молоток и гвозди. Идеально правильная сфера, выточенная неким мастером, – аллегория вершины мастерства. На втором уровне стоит экспериментальный, научный метод познания, который от ремесленной конкретности переходит к абстракциям. Его инструментами являются песочные часы, магическая доска, плавильный тигель алхимика, циркуль, весы, многоугольник («магический кристалл»). Третьим и высшим уровнем является познание сверхрациональное, интуитивное, связывающее человека с Богом. Эту ступень символизирует лестница, которую соотносима с лестницей из сна Иакова (Быт.28:12-16).

Достаточно противоречивый предмет – таблица с цифрами, выгравированная на стене башни. Это так называемый магический квадрат: сумма чисел в каждой его вертикали, горизонтали и диагонали равняется 34. На стене висят песочные часы, являющиеся сквозным мотивом во всех мастерских гравюрах художника. В данном случае они одновременно символизируют разумную размеренность и неумолимость времени.

В левом верхнем углу мастер изобразил пейзаж: водную гладь, замок и небесные явления – радугу и несущуюся комету. Комета в восприятии Дюрера – апокалиптический символ, связанный с Откровением Иоанна Богослова (Откр 8:10-11). Радуга над водой отсылает зрителя к Книге Бытия(Быт 9:13-15). В этом фрагменте рассказывается об окончании всемирного потопа и о данном Богом обещании, что подобное не повторится. Таким образом, каждый человек может ожидать и безмерной горечи страшного суда, и несказанной Божьей милости.

История создания.

Гравюры «Рыцарь, смерть и дьявол», «Святой Иероним в келье» и знаменитая «Меланхолией», хотя их общий сюжет отнюдь не очевиден, составляют своеобразный «гравюрный триптих», созданный Альбрехтом Дюрером в 1513—1514-м годах. Это — вершинные произведения мастера. Все три мастерских гравюры объединены общей задачей определения смысла жизни и смерти, а также общим мотивом — песочными часами, которые присутствуют в каждой из трёх гравюр. Иногда этот гравюрный триптих (в первую очередь, конечно, «Меланхолию») даже называют духовным автопортретом Альбрехта Дюрера.

После длительных экспериментов Дюрер приходит к новой технике: вместо резца он начинает использовать сухую иглу. Тончайшая игла со стальным или алмазным наконечником так легко скользит по поверхности меди, что художнику удобнее держать кисть неподвижной, вращая под ней металлическую пластину. По сторонам контура, если рассматривать его под увеличительным стеклом, остаются заусенцы — так называемые «барбы». Благодаря барбам, контур теряет жесткость, штрих получается гибким, линии словно вибрируют. Три гравюры со сложнейшей символикой, созданные в этой без преувеличения уникальной технике, получили название мастерских гравюр.

Две краски — черная и белая — господствуют в ксилографиях. Однако в гравюре на меди, выполненной сухой иглой, Дюрер совершает до этого в искусстве гравюры невозможное и недостижимое — привносит в них глубину пространства и «воздух». «Раньше гравюры Дюрера воспринимались как „черное-на белом“, а теперь как „белое-и-черное-на-сером“, — объясняет историк искусства Александр Степанов. Теперь его гравюры, строящиеся на градациях серых тонов, кажутся отлитыми из серебра. Этот эффект возникает благодаря использованию штриховой „ткани“ самых разных „сортов“ — с толстым и тонким, редким и плотным, прямым и волнистым, сплошным и прерывистым штрихом, положенным в один, два, три слоя».

Отношение автора к вере.

С юных лет Альбрехт Дюрер предавался глубоким рассуждениям на тему вопросов бытия и своего предназначения. Многочисленные автопортреты художника свидетельствуют о его стремлении заглянуть вглубь своей природы и воспитать свою личность соразмерно таланту, который был дарован ему Богом. На одном из ранних автопортретов, который был создан в тринадцатилетнем возрасте, мастер предстает задумчивым юношей, тонко и глубоко чувствующим. Позднее поиски самоопределения живописца особенно ярко проявляются в мысли о том, что художник является творцом, подобно Богу. Альбрехт Дюрер вел нравственную жизнь глубоко верующего христианина. Один из современников так писал о художнике: «За всю жизнь не известно ни одного поступка, который бы заслужил порицания или хотя бы снисхождения. Он был безупречен вполне».

При этом художник жил в сложную эпоху Реформации, когда каждому человеку предстояло сделать выбор - поддерживать революционные изменения религиозных уставов или отстаивать непреложные основы христианской веры. Изначально, прельстившись новыми идеями, живописец примкнул к лютеровскому движению, но впоследствии разочаровался в Реформации. В итоге евангельская тема становится лейтмотивом творчества Дюрера, бывшего духовно очень чутким человеком. В конце своего творчества художник сделал надпись на одной из картин, ставшей своеобразным завещанием будущим поколениям: «Все мирские правители в эти опасные времена пусть остерегаются, чтобы не принять за божественное слово человеческие заблуждения». Сказанное было особенно важно в ту эпоху, когда Нюрнберг официально принял Реформацию. Тогда люди самых разных направлений новой веры стали проповедовать свои учения. Живописец призывал современников и потомков к внутренней стойкости в борьбе с лжепророками, которые ставили под угрозу весь строй духовной и материальной культуры. Твердой основой и истинной жизненной опорой человечества Альбрехт Дюрер считал библейское слово, не искаженное домыслами современности.

Биография.

Альбрехт Дюрер родился 21 мая 1471 г. в Нюрнберге, главном центре немецкого гуманизма. Его художественное дарование, деловые качества и мировоззрение формировались под влиянием трех людей, сыгравших наиболее важную роль в его жизни: отца, венгерского ювелира; крестного Кобергера, оставившего ювелирное искусство и занявшегося издательским делом; и ближайшего друга Дюрера, Вилибальда Пиркхаймера - выдающегося гуманиста, познакомившего молодого художника с новыми ренессансными идеями и произведениями итальянских мастеров.

Дюрер освоил основы живописи и ксилографии в мастерской художника Михаэля Вольгемута. 1492-1494 годы он провел в Базеле, крупнейшем центре производства иллюстрированных книг. Здесь молодой художник увлекся ксилографией и гравюрой на меди. В 1494 году, после посещения Страсбурга, Дюрер вернулся на родину, но вскоре отправился в Венецию. По дороге мастер выполнил несколько замечательных акварельных пейзажей, которые являются одними из первых произведений этого жанра в западноевропейском искусстве.

Вернувшись в Нюрнберг в 1495 году, художник открыл собственную мастерскую и стал делать рисунки, по которым его ученики изготавливали ксилографии. Печатая значительное количество оттисков, Дюрер с 1497 года начал прибегать к услугам агентов, продававших его гравюры по всей Европе. Таким образом, он стал не только художником, но и издателем; его славу упрочило издание в 1498 году серии гравюр на дереве «Апокалипсис».

В 1506 году, возможно, спасаясь от чумы, Дюрер снова приехал в Венецию. Здесь он создает выдающиеся полотна «Христос среди учителей» и «Праздник четок». Вернувшись в Нюрнберг, Дюрер продолжал заниматься гравюрой, однако среди его произведений 1507-1511 годов более важное место занимают картины. По всей видимости, художника не привлекал получивший широкое распространение в эти годы прием сфумато, и он продолжал писать в жестком линеарном стиле. Известный диптих «Адам и Ева» (1507 г.) был создан именно в это период.

Годы 1511-1514 были посвящены преимущественно гравюре. Дюрер выпустил второе издание «Апокалипсиса», цикл из двадцати гравюр на дереве «Жизнь Марии», двенадцать гравюр серии «Большие Страсти» и тридцать семь гравюр на тот же сюжет – «Малые Страсти». В этот период его стиль становится более уверенным, контрасты света и тени сильнее. В 1513-1514 годах художник создал три самых знаменитых своих листа: «Рыцарь, смерть и дьявол»; «Св. Иероним в келье» и «Меланхолия I».

В 1514 году Дюрер стал придворным художником императора Максимилиана I. Дюрер продолжал писать и картины, создав замечательный «Портрет императора Максимилиана» и образ «Богоматерь с Младенцем и св. Анной» (1519-1520 гг.).

В конце своей жизни Дюрер приступил к теоретическому осмыслению своих наблюдений и написал трактаты о пропорциях человеческого тела и о перспективе - проблемах, занимавших его еще со времен первой поездки в Италию. Художник ушел из жизни в Нюрнберге 6 апреля 1528 года.



Автор текста: Миненко Евгения Владимировна.



















Оставить комментарий