Ошибка в тексте ?
Выделите ее мышкой и нажмите
Описание произведения.
Сюжет картины «Медный змий» основан на истории, описанной в Ветхом Завете, в Книге Чисел — четвёртой книге Пятикнижия (Торы). После долгих лет скитаний по безводной каменистой пустыне, через которую Моисей вёл народ иудейский от египетского плена, люди стали роптать, поскольку у них появились сомнения в способности пророка вывести их. И тогда настигло людей испытание — дождь из ядовитых змей. Раскаявшись, они стали молить о прощении, и тогда Моисей выставил медного змия, как велел ему Господь, чтобы те, кто посмотрит на него с истинной верой, остались живы, исцелившись от змеиных укусов: «И сказал Господь Моисею: сделай себе змея и выставь его на знамя, и ужаленный, взглянув на него, останется жив». (Чис. 21:8).
Однако, не спасение, а скорее страх и отчаяние изображает художник. В глубине холста предстает грозная фигура Моисея: его простертые руки как бы рассекают обезумевшую толпу на части. Слева от Моисея выступает Елеазар в одеянии верховного жреца и сплотившиеся вокруг священники– левиты. У ног их павшие ниц и застывшие в покорности люди. Скользящий свет создает ощущение взволнованного движения толпы. Тонко сближенная гамма холодно-голубых, тускло-зеленых, серо-коричневых тонов придает единство мечущимся фигурам. В хмуром небе, среди рваных туч, различимы падающие змеи, а зловещие громады скал вдали и безжизненная, каменистая почва ближнего плана довершают впечатление обреченности.
История создания.
Картина «Медный змий» – самая большая в русской исторической живописи (её размер около 48 квадратных метров), создавалась на протяжении 15 лет в Италии. Созданию картины предшествовала очень долгая подготовительная работа, было создано множество эскизов, по которым можно проследить, как менялась центральная мысль произведения. Сначала автор хотел назвать его «Исцеление израильтян в пустыне», потом просто «Моисей», и лишь на самом последнем этапе работы произведение получило привычное нам название. Множество факторов оказало влияние на изменение позиции художника и, в первую очередь, следует обратить внимание на события его собственной жизни. Сам Бруни, обсуждая замысел картины, писал: «Я пытался сделать так, чтобы с первого взгляда она внушала патетический пафос этой ужасной сцены и чтобы на ней была печать Божьего наказания».
В 1836 году Бруни пришлось прервать начатую работу и вернуться в Петербург, где он и К.П.Брюллов были назначены профессорами 2-й степени в Академии художеств. Однако необходимость продолжить начатую работу заставила его в 1838 году вновь уехать в Италию. Ради нее Бруни даже прервал свою работу по росписи Исаакиевского собора. В специальном послании государю Николаю I живописец объяснил это так: «В России нет ни подобающего света, ни соответствующих типажей, столь необходимых для завершения полотна». Художник провёл в Италии еще два с половиной года. Законченный «Медный змий» в 1841 году был доставлен пароходом в Петербург, где имел ошеломляющий успех. Бруни близок гоголевскому определению исторической живописи как выбирающей «сильные кризисы, чувствуемые целой массой».
В окончательном варианте картина представляет собой громадную многофигурную композицию. Полотно построено по новому, романтическому, принципу. Здесь нет главного героя — передний план заполонила толпа, охваченная страхом неотвратимой гибели и надеждой на спасение. Часть людей стремится к медному змию, другие в панике пытаются избежать дождя из живых змей. Некоторые потрясены гибелью близких людей, кто-то молит Бога о прощении, а кто-то проклинает его и Моисея. Картина полна изображениями горя, боли, ужаса и смерти. Вероятно, сам художник видел выход только в покорности Божественной воле.
Отношение автора к вере.
Жизнь и творчество Федора Бруни - это яркий пример служения вечным вопросам бытия. Интерес к религиозной живописи проявился у художника на раннем этапе творчества, когда мастер оказался на стажировке в Риме. Здесь, среди древних руин и полотен великих мастеров эпохи Возрождения, его талант раскрывается в полную силу. Бруни не только копировал произведения Рафаэля и Микеланджело, но и писал множество картин на библейские сюжеты.
Одним из самых монументальных полотен, повествующих о заслуженной Божией каре, стало полотно «Медный змий». С одной стороны, мастера привлекла художественная сторона дела. Перед Бруни открывалась прекрасная возможность создать большое полотно с множеством фигур и сложным решением пространства. Но самое главное, художник хотел передать в этой картине глубокие религиозные чувства. В одном из писем 30-х годов Федор Бруни пишет: «Я надеюсь, что моя кисть сможет выразить все эти разные страсти, которые, как я хотел бы, господствовали в моей картине, и особенно угрызения совести, страх, вера, смирение, горе, сострадание и, наконец, уверенность тех, которые, являясь священниками, стоят бесстрастно посреди бедствия, которое смущает всех других».
Одним из персонажей его картины «Медный змий» становится Зинаида Волконская, католичка, известный меценат, оказавшая помощь многим русским художникам в Италии. Это – хрупкая женщина, которую, энергично шагая, несет на руках муж. Более, чем кто-либо другой из изображенных на картине, она служит воплощением веры, надежды и религиозного озарения - тех чувств, которые переживал сам художник.
Биография.
Фёдор Бруни (настоящее имя живописца - Фиделио) родился 10 июня 1799 года в Милане, в семье швейцарского итальянца, художника и реставратора Антонио Бруни. В 1807 году семья переехала в Россию. В возрасте десяти лет Федор поступил в Воспитательное училище при Академии художеств. За первые успехи молодой Бруни был награждён серебряною медалью, а в 1818 году окончил курс и получил звание художника с правом на чин XIV класса. Его отец, находя, что художественное образование сына ещё недостаточно, отправил Федора в Италию. Изучение образцовых произведений старинных художников окончательно определило направление творчества молодого художника. К работам первого пребывания Бруни в Риме относятся многочисленные картины на религиозные сюжеты, в том числе знаменитое «Моление о Чаше». Кроме того, Бруни написал копии с двух фресок Рафаэля: «Изгнание Илиодора из Иерусалимского храма» и «Галатея».
В 1824 году большая картина 22-летнего Бруни «Смерть Камиллы, сестры Горация» была выставлена в Капитолии и принесла автору немалую известность; в Петербурге полотно появилось лишь через 10 лет, за него Бруни получил звание академика.
В начале 30-х годов живописец начал писать грандиозное полотно «Медный змий», но прежде, чем успел его окончить, был вызван из Рима в Петербург для работ в Исаакиевском соборе и для преподавания в Академии художеств. Он прибыл в Петербург в 1836 году, написал в течение двух лет несколько образов и скомпоновал для алтаря Казанского собора большую картину-образ «Покров Пресвятыя Богородицы».
В 1838 он нашёл возможность возвратиться в Рим, написал там «Покров» и окончил в 1840 году своё большое произведение «Медный змий». В следующем году эта картина была перевезена в Петербург и выставлена в одном из залов Зимнего дворца. Все печатные отзывы того времени об этой картине были преисполнены почти безграничными похвалами этому произведению. В 1855 году Бруни стал ректором Академии художеств, отдалившись от писания картин. В 1871 году он оставил пост ректора и работал до самой смерти в своей мозаичной мастерской. Живописец скончался 30 августа 1875 года.
Составитель текста: Миненко Евгения Владимировна.