Ошибка в тексте ?
Выделите ее мышкой и нажмите
Описание произведения.
Книга Бытие рассказывает, как праотец Иаков по дороге из Вирсавии в Харран лёг спать в пустынном месте: «и увидел во сне: вот, лестница стоит на земле, а верх её касается неба; и вот, Ангелы Божии восходят и нисходят по ней. И вот, Господь стоит на ней и говорит: Я Господь, Бог Авраама, отца твоего, и Бог Исаака <…> и вот Я с тобою, и сохраню тебя везде, куда ты ни пойдёшь; и возвращу тебя в сию землю, ибо Я не оставлю тебя, доколе не исполню того, что Я сказал тебе». (Быт.28:12-15). — Так в ночном видении Иакова раскрывается библейская модель построения мира.
В своей повести Гоголь также рисует модель мироздания — в виде лестницы с несколькими опоясывающими пространство ступенями. Непрестанное движение — днём и ночью — происходит на земле; ступенью выше — между землёй и небом, и, наконец, ещё выше — в небесах. Так строит писатель свою Лестницу Иакова. Весь земной мир находится у подножия Лестницы, в нём отражается то, что происходит в вышних сферах.
Проследим, как героям повести открываются миры иные. Влюблённые Ганна и Левко рассуждают о том, что связывает землю и небо. «Ни один дуб не достанет до неба», — говорит Ганна. — «А говорят, однако же, есть где-то, в какой-то дальней земле, такое дерево, которое шумит вершиною в самом небе, и Бог сходит по нём на землю ночью перед самым праздником». «Нет, Галю, — возражает Левко, — у Бога есть длинная лестница от неба до самой земли. Её ставят перед Светлым Воскресением святые архангелы; и как только Бог ступит на первую ступень, все нечистые духи полетят стремглав и кучами попадают в пекло, и оттого на Христов праздник ни одного злого духа не бывает на земле». Светлое настроение, возникшее после рассказа Левко, исчезает и появляется загадочный, отражённый в глади пруда заброшенный дом. Переход от света к сумрачно-демоническому обозначен появлением месяца: «Огромный огненный месяц стал в это время вырезываться из земли. Ещё половина его была под землею; а уже весь мир наполнился какого-то торжественного света. Пруд тронулся искрами. Тень от деревьев ясно стала отделяться на тёмной зелени». — Так начинается страшный рассказ об истории бывших обитателей дома.
В начале второй главы, мотив тьмы, отделившейся от света, усиливается: «Земля вся в серебряном свете <…> Божественная ночь! Очаровательная ночь! (Эпитеты божественная и очаровательная, образуют пару антонимов, ибо очарование, т.е. чары, по сути противостоит божественному). Недвижно, вдохновенно встали леса, полные мрака, и кинули огромную тень от себя. Тихи и покойны эти пруды; холод и мрак вод их угрюмо заключены в темнозелёные стены садов». — Гладь пруда играет здесь роль мистического зеркала, в нём Левко впервые увидит отражение панночки. Из смешения теней, отражённых в пруду, возникают и все пригрезившиеся ему видения. Отчетливо видна линия раздела между земным и небесным: «Весь ландшафт (т.е. земля) спит. А вверху всё дышит, всё дивно, всё торжественно». Наконец, живые небеса соединяются в душе Левко с мертвенно спящим земным: «А на душе и необъятно, и чудно, и толпы серебряных видений стройно возникают в её глубине». В эту мистику входит упорядоченность религиозного акта: Вышние Силы сошли на землю и оживляют спящее мёртвым сном пространство, которое под конец повести, опять погружается в сон: «Так же прекрасна была земля, в дивном серебряном блеске; но никто уже не упивался ими: всё погрузилось в сон».
Противопоставлены две группы персонажей. Возвышенные над обыденностью Левко и Ганна — и одержимая низменными инстинктами компания головы. Между ними — парубки, шатающиеся то в ту, то в другую сторону. То же и в мире духов: злая мачеха противостоит доброй падчерице, в общении с которой проявляет свои христианские качества Левко.
Действие повести происходит на грани яви и сна. Явь и сон, отделённые друг от друга, существуют параллельно и встречаются во сне Левко — в его сознании происходит столкновение двух разделённых миров: «ангелы Божии поотворяли окошечки своих светлых домиков на небе и глядят вниз». Внизу — дьявол пугает подвыпивших гостей Головы, да шатается по уснувшим улицам в поисках своего дома водимый тою же силой пьяный Каленик.
Примечательно, что, в согласии с учением святых отцов, демоничесское предстаёт человеку в иррациональных, кошмарных формах, чтобы поразить его страхом и тайной, что и происходит в сюжете погони за нечистой силой компании Головы, и только крестное знамение приводит компанию в себя.
Божественный Промысл также вмешивается в повествование. Записка, передаётся Левку, конечно, не из рук приснившейся ему панночки, а как награда от Бога за христианские сочувствие и милосердие, проявленные им к утопленнице, доведённой до самоубийства мачехой-ведьмой, которая и по смерти продолжает томить её и мучить. Бог явлен здесь и в благословении, которое Левко произносит над спящей Ганной: «”Спи, моя красавица! Приснись тебе всё, что есть лучшего на свете; но и то не будет лучше нашего пробуждения!” Перекрестив её, закрыл он окошко и тихо удалился».
— Пробуждение здесь — это счастье проснуться друг рядом с другом. Но, может быть, это ещё и то последнее пробуждение по окончании земной жизни, похожей на краткий сон в майскую ночь, и переход в вечную, на вершине Лестницы Иакова Жизнь, с которой Левко посчастливилось краем соприкоснуться.
История создания.
История создания повести «Майская ночь или Утопленница» почти не прослеживается. Окончательный её вариант датируется концом 1830-го — началом 1831-го года, а замышлялась она ещё ранее, в числе одной из первых в диканьском цикле.
В основу сюжета «Майской ночи» легли впечатления от малороссийских преданий, песен, мифологических народных представлений, которые в изобилии бытовали на его малой родине (некоторые из них уже во время жительства Гоголя в Петербурге в письменном виде посылала ему мать). Духовный лейтмотив повести сложен из впечатлений религиозных, и не в последнюю очередь, от Книги Бытия. Народные предания о Лестнице Иакова, переосмысленные Гоголем, составили смысловой её центр.
Отношение автора к вере.
Гоголь – писатель, не имеющий равных даже на фоне богатой мощными, необычными дарованиями русской литературы. Исключительность Гоголя определяется христианской сверхзадачей его творчества и православным мировоззрением. Любое наугад взятое его произведение представляет, при внимательном вглядывании, систему выраженных религиозных символов и ассоциаций, с тенденцией в сторону мнимого их снижения.
Дар веры, проявившийся с детства, Гоголь воплотил в писательстве. Уже в ранней повести диканьского цикла «Майская ночь» Лестница Иакова, — её же увидит Гоголь перед самой смертью. Со времени «Ревизора» творчество писателя устремлено к Богу. Гоголь стал первым русским литератором, попытавшемся согласовать творчество и духовный путь, а это далеко не просто, — на этом пути у него не было и не могло быть советчиков.
И всё же он пытался это сделать: сочинил «Развязку “Ревизора”», где трактует свою комедию в религиозном духе; «Авторскую исповедь», в которой по-христиански истолковывает свою жизнь и деятельность, пытается написать в духе нравственного назидания Второй том «Мёртвых душ» (пришлось сжечь, назидание — плохой помощник творчеству).
С начала сороковых годов, ко времени издания трудно пишущейся поэмы, он увлекается аскетизмом, и ему кажется, что его призвание — быть монахом. В феврале 1842 года он признаётся поэту Языкову: «Я чувствую, что разорвались последние узы, связывавшие меня со светом. <…> Я не рождён для треволнений и чувствую с каждым днём и часом, что нет выше удела на свете, как звание монаха». После этого Гоголь делает несколько попыток распроститься с литературой и принять постриг в одном из монастырей, но в послушники его не взяли. — Он становится монахом в миру: отказывается от имущества, денег, ведёт уединённый образ жизни. Читает святоотеческую литературу. Изучает богослужение, пробует сочинять молитвы, пишет ряд трудов, объясняющих таинства Божественной литургии.
После длительных странствий по Европе и паломничества в Иерусалим, он оседает в Москве, находит себе духовного отца (о. Матвей Константиновский), в целях укрепления веры посещает Оптину пустынь и Свято-Сергиеву Троицкую Лавру.
Умирает после подготовки к таинству смерти, регулярно постясь и причащаясь Святых Христовых Таин. «Я не совращался с своего пути. Я шёл тою же дорогою <…> — и я пришёл к Тому, Кто есть источник жизни».
Биография.
Н.В. Яновский (с 1821 г. Гоголь-Яновский) родился в с. Большие Сорочинцы Полтавской губернии 1 апреля 1809 г. Детство провёл в родовом поместье. Закончил Гимназию высших наук в Нежине (1821-1828 гг.).
В декабре 1828 года Гоголь переехал в Санкт-Петербург, пробовал поступить на сцену. В 1829-31 гг. прослужил полтора года помощником столоначальника департамента уделов Министерства уделов, с младшим чином по Табели о рангах — коллежского регистратора.
В 1831 и 1832 годах двумя частями вышли в Петербурге «Вечера на хуторе близ Диканьки, Повести, изданные пасичником Рудым Паньком». — Это принесло Гоголю известность и знакомства в литературных кругах.
Следующими сборниками стали «Арабески», затем «Миргород» (в двух частях). Оба сборника вышли в 1835 г. Слава Гоголя вошла в зенит.
В феврале 1831 года, по просьбе Жуковского и при ходатайстве Плетнёва, Гоголь взят на должность учителя в Патриотическом институте. Его знакомят с Пушкиным. В 1834 году е— назначение на должность адъюнкта по кафедре истории в Петербургском университете.
В 1832 году писатель, по дороге на родину, побывал в Москве, где познакомился с людьми, которые стали потом его близкими друзьями: с Михаилом Погодиным, Михаилом Максимовичем, Михаилом Щепкиным, Сергеем Аксаковым.
Вернувшись в Петербург, Гоголь в начале тридцатых годов работает над повестями «Коляска», «Портрет», «Невский проспект», «Записки сумасшедшего». К 1834 году относят первый замысел «Ревизора». Комедия появилась в печати в 1836 году; постановка смогла осуществиться только по воле императора Николая и была им одобрена.
В июне 1836 года Гоголь уехал за границу, где пробыл с перерывами около десяти лет. В Париже он получил известие о смерти Пушкина, страшно его поразившее. В 1837 г. в Риме, Гоголь усиленно трудился над «Мёртвыми душами», задуманными ещё в Петербурге в 1835 году; здесь же, закончил «Шинель», писал повесть «Анунциата», переделанную потом в «Рим».
Осенью 1839 года он, вместе с Погодиным, отправился в Россию, в Москву, где его встретили Аксаковы. В Петербурге и в Москве он читал ближайшим друзьям законченные главы «Мёртвых душ». Устроив свои дела, Гоголь опять в Риме. К лету 1841 года первый том был готов. В сентябре этого года Гоголь едет в Россию печатать свою книгу, которая вышла в свет в Москве.
В июне Гоголь живёт в Риме, Франкфурте, Дюссельдорфе, в Ницце, в Париже, в Остенде, в кружке своих ближайших друзей — Жуковского, Смирновой, Виельгорских, Толстых, и в нём развивается то религиозно-пророческое направление, которое вскоре будет доминировать.
Летом 1845 года Гоголя настигает мучительный душевный кризис. Он пишет завещание, сжигает рукопись второго тома «Мёртвых душ», издаёт «Выбранные места из переписки с друзьями». В конце 1847 года Гоголь переехал в Неаполь, и в начале 1848 года отплыл в Палестину, откуда через Константинополь и Одессу вернулся окончательно в Россию.
Блуждает по России: в деревне у матери, в Калуге у Смирновой, в Одессе, а с осени 1851 года поселяется в Москве, где живёт в доме своего друга графа Александра Петровича Толстого на Никитском бульваре.
Здоровье его всё более слабело. С конца января 1852 года в доме графа Толстого гостил ржевский прот. Матфей Константиновский. Он высказался против публикации ряда глав «Мёртвых душ», «даже просил уничтожить» их» (ранее он дал отрицательный отзыв на «Выбранные места …», назвав книгу «вредной»).
После отъезда о. Матфея, Гоголь отказывается от еды, не выходит из дома. В 3 часа ночи 11—12 февраля 1852 года, на первой седмице Великого поста, Гоголь сжигает ряд своих произведений, в том числе и Второй том «Мёртвых душ». 18 февраля слёг в постель и совсем перестал есть. Молится, сознательно готовится к смерти. Умер утром в четверг 21 февраля 1852 года, не дожив месяца до своего 43-летия.
Автор текста: Виталий Яровой.