Мадонна в розарии - Боттичелли Сандро

Preloader

Ошибка в тексте ?

Выделите ее мышкой и нажмите

Ctrl + Enter
Мадонна в розарии
Мадонна в розарии
Автор: Боттичелли Сандро
Местонахождение: Галерея Уффици, Флоренция
Произведение: Мадонна в розарии
Жанр: Художественное
Эпоха/течение: Итальянское Возрождение XV века, Кватроченто
Дата создания: 1469 – 1470 гг.
Эпизод в Библии:

Описание произведения

Иконография Мадонны розария изображает Богоматерь с Младенцем на фоне цветущего сада или садовой беседки, или сидящей на земле в «розовом саду». Цветок розы является символом Девы Марии, а Ее саму в католических литаниях именуют «мистической розой». Закрытый розовый сад трактуется как знак девственной чистоты, непорочности и целомудрия, а также как обилие добродетелей невесты. С символикой «сада роз» связано и происхождение чёток – розария, изобретенных св. Домиником. Всё это способствовало на Западе развитию мистического культа Девы как «Мадонны роз» или «Мадонны чёток». Композиции Розария обычно проникнуты радостным, праздничным чувством.

У Боттичелли же изображена задумчивая Богоматерь. Опустив глаза, она поддерживает на коленях сидящего Младенца Христа. Мальчик, доверчиво глядя на Мать, пробует плод граната, который она держит в руке. Гранат символизирует царственность и плодородие, а его красный цвет напоминает о жертвенной крови, пролитой на кресте во имя спасения человечества. Фигуры обрамляет полукруглая мраморная лоджия с кессонированным потолком, опирающаяся на колонны. Её абрис следует профилю богатой резной рамы картины. Позади Марии расположился сад с цветами роз. Подножием ей служит пол из мраморных плиток, расположение которых позволило художнику продемонстрировать свои навыки в изображении перспективы. Образ этой ранней «мадонны» сочетает в себе черты героинь учителей художника – Ф. Липпи и А. дель Верроккьо. Он отмечен изяществом линейного строя, характерного для Боттичелли уже в начальный период его творчества. В целом картина полна поэзии и лиризма, хотя ещё ощущается некоторая диспропорция в размерах лоджии и фигуры Мадонны.

История создания

Картина поступила в Галерею Уффици в 1784 г. из имущества торговой палаты Флоренции. Это позволяет предположить, что, как и другая ранняя картина Боттичелли «Мадонна делла Лоджиа», она была заказана цехом шерстянников или трибуналом торгового суда.

Отношение автора к вере

Будущий художник воспитывался в патриархальной, глубоко религиозной семье, однако в натуре и творчестве Сандро Боттичелли сложился своеобразный синтез античной традиции и средневекового мистицизма, идеалов готики и Возрождения. Его характеру была свойственна двойственность сомнения и мятежного духа. Под влиянием настроений своего учителя Филиппо Липпи молодой мастер, подобно Рафаэлю, увлёкся образом Мадонны, создав целую сюиту одухотворённых и выразительных картин, наделённых утончённой прелестью и тонким лиризмом. Позже, войдя в круг философов-неоплатоников, живописец вдохновенно выразил себя в серии сложных аллегорических работ, проникнутых духом возрождённой античности и гуманизма. Однако, присмотревшись к любой его картине, становится понятно, что автора не занимает ни реальная натура, ни тема, ни идея. Для него важно не то, что происходит на полотне, а то, что происходит исключительно в нём самом. Каждое его произведение имеет скрытое, глубоко личное эмоциональное звучание.

В 1490-е гг. Боттичелли увлекается религиозными идеями доминиканского проповедника Дж. Савонаролы, обличавшего порядки современной Церкви и призывавшего к покаянию. Он становится его горячим последователем. Известно, что несколько своих картин, посвящённых богам и героям античности, художник собственноручно сжёг на одном из так называемых «костров тщеславия» во Флоренции на площади Синьории. На какое-то время он даже бросил живопись и, как пишет Дж. Вазари, «впал в величайшее разорение». Под влиянием яростных обличений этого монаха тональность поздних работ Боттичелли становится особенно мрачной и трагической, приобретая черты аскетичности и художественного архаизма.

Биография

Алессандро ди Мариано Филипепи, известный впоследствии как Сандро Боттичелли, родился в 1445 г. во Флоренции в семье кожевника. В 1458 г. отец отдал его подмастерьем в ювелирную мастерскую своего старшего сына Антонио. Сандротам пробыл недолго и в 1464 г. по рекомендации главы фамилии Веспуччи поступил в ученики к одному из самых известных тогда флорентийских художников фра Филиппо Липпи, а в 1467 г. перешёл в «академию» А. Верроккьо, где обучался одновременно с великим Леонардо да Винчи.

В 1469 г. Боттичелли открыл собственную живописную мастерскую, а уже в 1470 г. получил первый большой заказ от торговой гильдии на выполнение панно Аллегория Силы для залы суда. Многочисленные образы Мадонн, которые пишет художник в эти годы, ещё демонстрируют близость к работам его учителя Липпи, но постепенно Боттичелли вырабатывает собственный стиль, полный поэзии и лиризма, делающий акцент на прихотливой и экспрессивной «готической линии». Став востребованным художником, в 1475 г. мастер пишет «Поклонение волхвов», наполненное портретами семейства Медичи, что сближает его с представителями этой фамилии и обеспечивает дальнейшими заказами.

В 1481 г. папа Сикст IV в числе других художников приглашает Сандро в Рим для росписи Сикстинской капеллы, где тот пишет три фрески, но в 1482 г. умирает отец Боттичелли, и мастер возвращается во Флоренцию. Он общается с членами Платоновской академии Лоренцо Великолепного и работает над портретами и произведениями светской тематики, создавая такие шедевры, как «Весна» и «Рождение Венеры», наполненные глубоким символизмом и синтезом античности и средневекового мистицизма. Считается, что в образе главной модели мастер запечатлел лицо безвременно почившей красавицы Симонетты Веспуччи – своей идеальной возлюбленной. В это же время живописец становится автором серии рисунков пером к «Божественной комедии» Данте, множества религиозных картин, а также ставших знаменитыми ещё при жизни автора тондо с изображением Богоматери.

Будучи глубоко погружённым в духовную культуру своего времени,под конец жизни Боттичелли, тем не менее, остаётся в стороне от современного ему развития искусства, замыкается в себе, впав в болезнь и бедность. Он умер в 1510 г. и похоронен во Флоренции, в церкви Оньисанти, у ног своей возлюбленной.

Почти сразу после смерти мастера творчество его было основательно забыто до самой середины XIX в., когда новые романтики, английские прерафаэлиты, вновь обратились к особой изысканности и одухотворённости, волнующему очарованию и эмоциональной линеарности, свойственным лучшим произведениям ренессансного художника.

Автор текста: Морочковская Инна Викторовна.

Оставить комментарий