Мадонна с Младенцем на троне (Алтарь Барди) - Боттичелли Сандро

Ошибка в тексте ?

Выделите ее мышкой и нажмите

Ctrl + Enter
Мадонна с Младенцем на троне (Алтарь Барди)
Мадонна с Младенцем на троне (Алтарь Барди)
Автор: Боттичелли Сандро
Местонахождение: Картинная галерея старых мастеров, Государственные музеи Берлина
Произведение: Мадонна с Младенцем на троне (Алтарь Барди)
Жанр: Художественное
Эпоха/течение: Итальянское Возрождение XV века, Кватроченто
Дата создания: 1484 - 1485 гг.
Эпизод в Библии:

Описание произведения

Наряду с созерцательными образами Мадонны с Младенцем Боттичелли разрабатывал и другой тип религиозной картины, популярный в ренессансной Италии, - sacra conversazione - святое собеседование. Её происхождение связывают с высказыванием апостола Павла: «Наше общение – на небесах». Передавая дух этих слов, она обозначает безмолвное общение и молитвенное единение святых на небесах. Это художественный символ явления Небесной Церкви в земном храме в момент совершения Евхаристии. Центральный образ Марии с Младенцем соотносился с литургическим действом Причастия не только духовно, но и визуально: во многих храмах алтарь располагался так, что фигурка Иисуса оказывалась фоном для хостии, вознесённой над престолом в руках священника.

В алтаре Барди, как и в других подобных произведениях, в центре изображён трон, на котором восседает Мадонна с Младенцем Христом, а по бокам расположились святые. Поскольку выбор святых, сопровождающих Марию, обычно зависел от заказчика, то здесь это свв. Иоанн Богослов и Иоанн Креститель (итал. – Джованни) - небесные покровители банкира Джованни Барди. Сцену «священного собеседования» художник окружил своеобразной атмосферой hortus conclususзамкнутого сада. Пышная растительность образует нечто вроде архитектурных ниш, в каждой из которых располагается один персонаж. В результате алтарь напоминает триптих.

Фигура Марии очень вытянутая, а черты лица носят аскетический характер. Ноты теплоты и человечности вносит непосредственность Младенца, который тянется ручками к Матери, а та, отвечая Ему, естественным жестом раскрывает на груди платье для того, чтобы покормить Свое Дитя. Растения в арках носят символический характер, намекая на Воплощение Христово и Его Страсти: олива и кипарис – деревья, из которых был сделан крест Спасителя; тогда как розы, лилии, земляника и фиалки обозначают добродетели Пресвятой Девы: смирение, милосердие, непорочность, чистоту. Дароносица у подножия трона и прислоненное к ней Распятие также символизируют искупительную жертву.

История создания

Название этого алтаря имеет источником своего происхождения имя флорентийского купца Джованни д‘Аньоло ди Барди, который вернулся на родину после двадцатилетнего пребывания в Лондоне в качестве банкира и торговца шерстью. Алтарь он заказал его для своей семейной часовни в соборе Святого Духа во Флоренции. Картина была оправлена в раму работы Дж. да Сангалло – любимого архитектора Лоренцо Великолепного. Некоторые детали алтаря имеют отсылки к североевропейской и даже английской живописи. Также в капелле имелись алтарная завеса, витраж и «паниотто» - передняя часть алтаря из дерева. В настоящее время в часовне остался только паниотто с резным изображением Предтечи, сама картина в 1629 г. была заменена копией художника XVII в. Якопо Виньяли, а рама, завеса и витраж пропали.

Отношение автора к вере

Будущий художник воспитывался в патриархальной, глубоко религиозной семье, однако в натуре и творчестве Сандро Боттичелли сложился своеобразный синтез античной традиции и средневекового мистицизма, идеалов готики и Возрождения. Его характеру была свойственна двойственность сомнения и мятежного духа. Под влиянием настроений своего учителя Филиппо Липпи молодой мастер, подобно Рафаэлю, увлёкся образом Мадонны, создав целую сюиту одухотворённых и выразительных картин, наделённых утончённой прелестью и тонким лиризмом. Позже, войдя в круг философов-неоплатоников, живописец вдохновенно выразил себя в серии сложных аллегорических работ, проникнутых духом возрождённой античности и гуманизма. Однако, присмотревшись к любой его картине, становится понятно, что автора не занимает ни реальная натура, ни тема, ни идея. Для него важно не то, что происходит на полотне, а то, что происходит исключительно в нём самом. Каждое его произведение имеет скрытое, глубоко личное эмоциональное звучание.

В 1490-е гг. Боттичелли увлекается религиозными идеями доминиканского проповедника Дж. Савонаролы, обличавшего порядки современной Церкви и призывавшего к покаянию. Он становится его горячим последователем. Известно, что несколько своих картин, посвящённых богам и героям античности, художник собственноручно сжёг на одном из так называемых «костров тщеславия» во Флоренции на площади Синьории. На какое-то время он даже бросил живопись и, как пишет Дж. Вазари, «впал в величайшее разорение». Под влиянием яростных обличений этого монаха тональность поздних работ Боттичелли становится особенно мрачной и трагической, приобретая черты аскетичности и художественного архаизма.

Биография

Алессандро ди Мариано Филипепи, известный впоследствии как Сандро Боттичелли, родился в 1445 г. во Флоренции в семье кожевника. В 1458 г. отец отдал его подмастерьем в ювелирную мастерскую своего старшего сына Антонио. Сандротам пробыл недолго и в 1464 г. по рекомендации главы фамилии Веспуччи поступил в ученики к одному из самых известных тогда флорентийских художников фра Филиппо Липпи, а в 1467 г. перешёл в «академию» А. Верроккьо, где обучался одновременно с великим Леонардо да Винчи.

В 1469 г. Боттичелли открыл собственную живописную мастерскую, а уже в 1470 г. получил первый большой заказ от торговой гильдии на выполнение панно Аллегория Силы для залы суда. Многочисленные образы Мадонн, которые пишет художник в эти годы, ещё демонстрируют близость к работам его учителя Липпи, но постепенно Боттичелли вырабатывает собственный стиль, полный поэзии и лиризма, делающий акцент на прихотливой и экспрессивной «готической линии». Став востребованным художником, в 1475 г. мастер пишет «Поклонение волхвов», наполненное портретами семейства Медичи, что сближает его с представителями этой фамилии и обеспечивает дальнейшими заказами.

В 1481 г. папа Сикст IV в числе других художников приглашает Сандро в Рим для росписи Сикстинской капеллы, где тот пишет три фрески, но в 1482 г. умирает отец Боттичелли, и мастер возвращается во Флоренцию. Он общается с членами Платоновской академии Лоренцо Великолепного и работает над портретами и произведениями светской тематики, создавая такие шедевры, как «Весна» и «Рождение Венеры», наполненные глубоким символизмом и синтезом античности и средневекового мистицизма. Считается, что в образе главной модели мастер запечатлел лицо безвременно почившей красавицы Симонетты Веспуччи – своей идеальной возлюбленной. В это же время живописец становится автором серии рисунков пером к «Божественной комедии» Данте, множества религиозных картин, а также ставших знаменитыми ещё при жизни автора тондо с изображением Богоматери.

Будучи глубоко погружённым в духовную культуру своего времени,под конец жизни Боттичелли, тем не менее, остаётся в стороне от современного ему развития искусства, замыкается в себе, впав в болезнь и бедность. Он умер в 1510 г. и похоронен во Флоренции, в церкви Оньисанти, у ног своей возлюбленной.

Почти сразу после смерти мастера творчество его было основательно забыто до самой середины XIX в., когда новые романтики, английские прерафаэлиты, вновь обратились к особой изысканности и одухотворённости, волнующему очарованию и эмоциональной линеарности, свойственным лучшим произведениям ренессансного художника.

Автор текста: Морочковская Инна Викторовна.

Оставить комментарий