Ошибка в тексте ?
Выделите ее мышкой и нажмите
Описание произведения
В течение всей своей жизни Боттичелли много раз писал Мадонну с Младенцем как созерцательный сюжет, имеющий своим источником иконографию повествований о детстве Христа. Часто он помещал такие сцены в форму тондо, очень любимую в ренессансной Флоренции. «Мадонна под балдахином» - одна из последних работ подобного типа, относящаяся уже к позднему периоду творчества художника, когда на первый план под влиянием проповедей Дж. Савонаролы выступают темы морально-этического порядка. Это произведение наполнено символикой и носит подчёркнуто мистический характер.
Под сенью алого круглого балдахина, образующего шатёр, стоит коленопреклонённая Мадонна. Два прекрасных светлых ангела старательно поддерживают края шатра, в то время как третий ангел, одетый в хитон нежно-лилового цвета, подводит Младенца Христа к Марии. Невысокий мраморный парапет отделяет сакральную сцену на первом плане от тонко трактованного лиричного пейзажа с мягкими очертаниями холмов и высоким ажурным деревцем. Балдахин как символ небесной сферы уже встречался у художника ранее в больших алтарях, но здесь он приобретает особый смысл. Подобный занавес Возрождение заимствовало из средневековых церковных мистерий, где он включался в священное театральное действо. Шатёр, или «павильон», является одним из важнейших библейских символов в Ветхом Завете. В Новом же апостол Иоанн пишет: «Слово стало плотью и раскинуло между нами Свой шатёр (установило скинию среди нас)». Таким образом, ангелы, открывающие «завесу», раскрывают тайну Воплощения Сына Божьего.
Образ Богородицы художник также трактует в средневековой стилистике, не подверженной законам материального мира, нарушая гармонию нормальных пропорций: у Мадонны большая голова и маленькое тело, очертания которого неясно расплываются под складками небесно-синего плаща. Она достаёт округлую грудь из выреза своего платья для того, чтобы покормить Сына, и это сближает сюжет картины с византийской иконографией Млекопитательницы. Но, несмотря на весь мистицизм, в этой работе ещё сильна лирическая основа, ещё не исчезли чисто боттичеллиевские изящество и тонкость, что ощущается в капризных складках ангельских хитонов и изящно удлиненных фигурах самих небожителей. Очень тонко, с трогательной любовью, переданы детали: блики света, играющие на выпуклых боках золотой вазы с цветами белой аквилегии; молитвенник, аккуратно положенный на пухлую подушку с кисточками.
История создания
Это тондо, одно из последних подобных произведений мастера, было написано для Гвидо ди Лоренцо – друга Лоренцо Великолепного и настоятеля бывшей монастырской церкви Санта Мария дельи Анджели во Флоренции. В XIX в. картиной владел некий итальянский коллекционер Фьоренца Таленти, передавший её художественному собранию миланской библиотеки Амброзиана.
Отношение автора к вере
Будущий художник воспитывался в патриархальной, глубоко религиозной семье, однако в натуре и творчестве Сандро Боттичелли сложился своеобразный синтез античной традиции и средневекового мистицизма, идеалов готики и Возрождения. Его характеру была свойственна двойственность сомнения и мятежного духа. Под влиянием настроений своего учителя Филиппо Липпи молодой мастер, подобно Рафаэлю, увлёкся образом Мадонны, создав целую сюиту одухотворённых и выразительных картин, наделённых утончённой прелестью и тонким лиризмом. Позже, войдя в круг философов-неоплатоников, живописец вдохновенно выразил себя в серии сложных аллегорических работ, проникнутых духом возрождённой античности и гуманизма. Однако, присмотревшись к любой его картине, становится понятно, что автора не занимает ни реальная натура, ни тема, ни идея. Для него важно не то, что происходит на полотне, а то, что происходит исключительно в нём самом. Каждое его произведение имеет скрытое, глубоко личное эмоциональное звучание.
В 1490-е гг. Боттичелли увлекается религиозными идеями доминиканского проповедника Дж. Савонаролы, обличавшего порядки современной Церкви и призывавшего к покаянию. Он становится его горячим последователем. Известно, что несколько своих картин, посвящённых богам и героям античности, художник собственноручно сжёг на одном из так называемых «костров тщеславия» во Флоренции на площади Синьории. На какое-то время он даже бросил живопись и, как пишет Дж. Вазари, «впал в величайшее разорение». Под влиянием яростных обличений этого монаха тональность поздних работ Боттичелли становится особенно мрачной и трагической, приобретая черты аскетичности и художественного архаизма.
Биография
Алессандро ди Мариано Филипепи, известный впоследствии как Сандро Боттичелли, родился в 1445 г. во Флоренции в семье кожевника. В 1458 г. отец отдал его подмастерьем в ювелирную мастерскую своего старшего сына Антонио. Сандротам пробыл недолго и в 1464 г. по рекомендации главы фамилии Веспуччи поступил в ученики к одному из самых известных тогда флорентийских художников фра Филиппо Липпи, а в 1467 г. перешёл в «академию» А. Верроккьо, где обучался одновременно с великим Леонардо да Винчи.
В 1469 г. Боттичелли открыл собственную живописную мастерскую, а уже в 1470 г. получил первый большой заказ от торговой гильдии на выполнение панно Аллегория Силы для залы суда. Многочисленные образы Мадонн, которые пишет художник в эти годы, ещё демонстрируют близость к работам его учителя Липпи, но постепенно Боттичелли вырабатывает собственный стиль, полный поэзии и лиризма, делающий акцент на прихотливой и экспрессивной «готической линии». Став востребованным художником, в 1475 г. мастер пишет «Поклонение волхвов», наполненное портретами семейства Медичи, что сближает его с представителями этой фамилии и обеспечивает дальнейшими заказами.
В 1481 г. папа Сикст IV в числе других художников приглашает Сандро в Рим для росписи Сикстинской капеллы, где тот пишет три фрески, но в 1482 г. умирает отец Боттичелли, и мастер возвращается во Флоренцию. Он общается с членами Платоновской академии Лоренцо Великолепного и работает над портретами и произведениями светской тематики, создавая такие шедевры, как «Весна» и «Рождение Венеры», наполненные глубоким символизмом и синтезом античности и средневекового мистицизма. Считается, что в образе главной модели мастер запечатлел лицо безвременно почившей красавицы Симонетты Веспуччи – своей идеальной возлюбленной. В это же время живописец становится автором серии рисунков пером к «Божественной комедии» Данте, множества религиозных картин, а также ставших знаменитыми ещё при жизни автора тондо с изображением Богоматери.
Будучи глубоко погружённым в духовную культуру своего времени,под конец жизни Боттичелли, тем не менее, остаётся в стороне от современного ему развития искусства, замыкается в себе, впав в болезнь и бедность. Он умер в 1510 г. и похоронен во Флоренции, в церкви Оньисанти, у ног своей возлюбленной.
Почти сразу после смерти мастера творчество его было основательно забыто до самой середины XIX в., когда новые романтики, английские прерафаэлиты, вновь обратились к особой изысканности и одухотворенности, волнующему очарованию и эмоциональной линеарности, свойственным лучшим произведениям ренессансного художника.
Автор текста: Морочковская Инна Викторовна.